Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2008
БУЗУЛУК - НОВЫЙ АДРЕС МЕЖДУНАРОДНЫХ ВСТРЕЧ

В период с 21-23 марта 2008 года на базе Бузулукского музыкального училища в соответствии с областной целевой программой «Культура Оренбуржья 2008-2010» состоялась I «Международная академия фортепианного искусства», в рамках которой был проведен семинар-конференция «Традиции фортепианных школ».

Для проведения семинара были приглашены профессора из разных стран и учебных заведений:

Владимир Мануилович Тропп, заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки им. Гнесиных, профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского (Россия);

Тамара Шалвовна Поддубная, профессор Северо-Нидерландской консерватории Принц Клаус и Лонг-Айленд Консерватории Государственного Университета Нью-Йорка, член Союза концертных деятелей России, лауреат премии Золотая Муза и Святая София (Болгария), (Нидерланды - США);

Маркус Штанге, профессор Высшей школы музыки в Карлсруэ, (Германия);

Анатолий Петрович Закопай, профессор Оренбургского института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, заведующий кафедрой специального фортепиано (Россия).

Бузулукское музыкальное училище, которым руководит заслуженный работник культуры РФ Н.В. Синдеев, существует уже почти 35 лет. В 2006 году оно было передано из муниципального ведомства в государственное. За это время благодаря активной поддержке Департамента по культуре и искусству Оренбургской области значительно улучшилась материально-техническая база училища, и стал более заметным профессиональный рост.

В Бузулукском музыкальном училище сложилось много хороших традиций. Одной из них является планомерная работа, направленная на сохранение преемственности внутри системы «школа-училище-вуз».

В каждом из этих звеньев своя специфика, но все педагоги-музыканты, где бы ни работали, преследуют одну цель: воспитание профессионального музыканта, который в своей деятельности, исполнительской или педагогической, будет сохранять, развивать и обогащать лучшие традиции музыкального искусства.

Училище является центром Бузулукского методического объединения и курирует 16 ДМШ и ДШИ Западного Оренбуржья. С целью оказания методической помощи преподавателям школ в училище проводятся зональные, областные и другие конкурсы по разным специальностям, фестивали, в которых принимают участие учащиеся и преподаватели ДМШ и ДШИ. Председателями жюри на этих конкурсах являются ведущие преподаватели различных музыкальных вузов страны.

Важной частью работы с ДМШ и ДШИ являются научно-методические конференции, семинары, мастер-классы, для проведения которых приглашаются лучшие преподаватели различных ДМШ и ДШИ, музыкальных училищ и колледжей, вузов Оренбурга, Уфы, Магнитогорска, Саратова, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы. Только за последние годы в училище побывали: народный артист РФ, профессор кафедры народных инструментов Уральской консерватории им. М.П.Мусоргского, лауреат международных конкурсов В.А.Романько, заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель мужского хора «Русские певчие» С.Ю.Пименов, профессор кафедры народных инструментов Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова, лауреат международных конкурсов В.В.Фильчев, заведующая отделением «Хоровое дирижирование» Екатеринбургского мужского хорового колледжа Е.В.Коновалова.

Семинар-конференция «Традиции фортепианных школ» явился закономерным продолжением многолетней работы училища по организации повышения профессионального уровня преподавателей школ.

Т.Ш. Поддубная и В.М. Тропп уже давно стали желанными гостями не только во многих странах мира, но и на оренбургской земле. В.М. Тропп возглавляет, и Т.Ш. Поддубная входит в состав жюри Международного конкурса пианистов «Европа-Азия», который уже много лет проходит в г.Орске Оренбургской области.

Авторами проекта «Академия фортепианного искусства» так и было задумано, чтобы конкурс и семинар взаимно дополняли друг друга.

На открытии семинара выступила консультант Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ И.М. Багаева.

В своем выступлении И.М. Багаева подчеркнула, что культура – очень важная сфера деятельности человека, от которой зависит многое, в том числе и экономика: «Учеными всех стран уже доказано, что человек, которого в детстве научили понимать прекрасное, любую работу будет делать красиво и обязательно станет хорошим человеком и гражданином, успешным в любой области, будь то наука и предпринимательство» - сказала Ирина Михайловна.

Наиважнейшей задачей в области культуры на современном этапе И.М. Багаева назвала сохранение ДМШ и ДШИ: «Школы искусств – это первооснова, из которой вырастают студенты училищ и консерваторий. Оркестр, театр, балет – это все выпускники школ искусств. Очень важно, чтобы все руководители поняли их нужность. Не все знают, к примеру, что содержание одного учащегося школы искусств обходится в 10 – 12 тысяч рублей и содержание малолетнего преступника в колонии – в 120 тысяч рублей».

По словам Ирины Михайловны, в Оренбургской области такое понимание у руководителей есть, поскольку школы искусств сохраняются, развиваются и имеют будущее.

Приветствуя участников семинара, И.М. Багаева сказала: «Я рада, что здесь, в глубинке продолжаются традиции российской музыкальной педагогики. Преподаватели хотят расти, совершенствоваться, и «Академия фортепианного искусства» как раз и направлена на то, чтобы помочь им, в этом. Такое созвездие замечательных музыкантов редко увидишь и в более крупном городе. Общаться с ними – большое счастье. Хвала руководителям области, города, директору училища Н.В. Синдееву за то, что они организовали это мероприятие».

В этот же день И.М. Багаева выступила на совещании директоров ДМШ и ДШИ Оренбургской области. Встреча продолжалась более шести часов. Ирина Михайловна подробно рассказала о положении школ искусств в настоящее время и перспективах начального звена художественного образования на будущее. Были рассмотрены практически все аспекты деятельности ДШИ. Большой интерес со стороны директоров вызвали вопросы, связанные с методикой подушевого финансирования, прохождением аттестации и аккредитации, присвоением почетных званий и многое другое.

От имени администрации и главы города Бузулука участников семинара приветствовал заместитель главы города по социальной политике и связям с общественностью В.А. Фогель, который выразил надежду на то, что семинар даст новый толчок для развития культуры в г. Бузулуке.

В.В. Батеженко, первый заместитель директора департамента по культуре и искусству Оренбургской области, возглавивший оргкомитет семинара, сказал, что актуальные проблемы художественного образования сегодня активно обсуждаются и решаются во всех методических объединениях области.

Он также пояснил, что данный семинар является не разовым мероприятием, а частью программы «Культура Оренбуржья», где большой раздел посвящен художественному образованию. Большую радость доставили всем присутствующим слова В.В.Батеженко о том, что со следующего года планируется оказание помощи школам искусств в приобретении музыкальных инструментов, оборудования, нотной литературы, в организации конкурсов и фестивалей.

На открытии семинара выступили и главные действующие лица, те, кому пришлось пути в Бузулук преодолеть не одну тысячу километров.

Маркус Штанге, как выяснилось, в России раньше никогда не был. Знакомство со страной началось для него с Бузулука, о котором в Германии ничего не знают. «Когда меня пригласили в Россию, мое сердце забилось чаще», - сказал М.Штанге. Гость из Германии рассказал о себе: «До 15 лет учился музыке в частной школе, потому что в Германии в то время не было таких музыкальных школ, как в России. После этого учился в Штутгарте, потом 2 года в Праге, и еще 3 года в Любеке». М.Штанге высоко оценил систему музыкального образования в России: «Музыкальные школы появились в Германии только в 70-х годах XX века, до этого в крупных городах страны были только консерватории. Только сейчас в некоторых городах Германии стали появляться учебные заведения, подобные институту им. Гнесиных в Москве.

В настоящее время в Германии дети могут выбирать, где им учиться: частным образом или в музыкальной школе. Гимназии с музыкальным уклоном в Германии почти не существуют или их очень мало».

Господин Штанге также с похвалой отозвался о детской фортепианной литературе, которая создается в нашей стране: «Это очень яркая, образная музыка, которая идет от сердца и обращена к сердцу».

В.М. Тропп так определил задачи семинара: «Мы собрались здесь, чтобы обсудить проблемы традиций разных фортепианных школ, а также насущные методические проблемы, которые всюду одни и те же. Для меня не существует понятия «музыкальная провинция». У нас одни и те же задачи, мы изучаем одних и тех же композиторов. А дети всюду одинаково талантливы, нужно только выявить этот талант и помочь ему развиться».

Т.Ш.Поддубная назвала «Академию фортепианного искусства» замечательным начинанием и порадовалась тому, что И.М.Багаева оказала большую честь музыкальному училищу, приехав в Бузулук. Тамара Шалвовна сказала: «Я счастлива вновь встретиться в И.М.Багаевой. Ирина Михайловна – из числа тех заинтересованных чиновников, которые не просто консультируют, а помогают, являются поддержкой и опорой тех людей, которые делают что-то серьезное. В.М.Тропп прав: где бы мы ни были, традиции всегда те же и дети одинаково талантливы, надо только их заинтересовывать».

А.П.Закопай напомнил присутствующим о богатых музыкальных традициях Оренбуржья, в частности о жизни и деятельности семьи Федотовых-Ростроповичей в военные годы.

Работа семинара продолжалась 3 дня.

В здании музыкального училища в двух концертных залах (большом и малом) и учебных аудиториях проходили мастер-классы, лекции и индивидуальные консультации приглашенных профессоров.

Активными участниками мастер-классов стали 25 человек. Среди них – студенты Бузулукского музыкального училища, Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, оренбургского музыкального колледжа и специальной детской музыкальной школы ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. Бoльшую часть участников мастер-классов составили учащиеся школ искусств Бузулука, Бугуруслана, Орска, Сорочинска, Первомайского, Плешаново, Кваркено. Время занятий было четко расписано по минутам, т.к. организаторами было предусмотрено, чтобы каждый, кто подал заявку на участие в мастер-классе, имел возможность получить консультацию у каждого из профессоров.

Мастер-классы были открытыми для всех, т.е. присутствовать могли все желающие. Для слушателей, которых набралось более 100 человек из Оренбургской и Самарской областей была и другая возможность пообщаться со знаменитостям - творческие встречи в концертном зале. Каждый из мастеров сообщил аудитории крайне интересные сведения, ответил на вопросы.

В.М. Тропп рассказал о традициях фортепианных школ, их взаимосвязи, о своей работе, в том числе на радио, по увековечению памяти выдающихся пианистов.

Т.Ш. Поддубная сообщила интереснейшие сведения о своих учениках, о системе занятий с ними.

М. Штанге изложил краткую историю развития современной фортепианной музыки, проследил истоки формирования отдельных течений, начиная с XIX века.

А.П. Закопай рассказал о том, какие педагогические находки он применяет в своей системе работы.

Самым ярким впечатлением этих незабываемых дней стали концерты мастеров. Каждый из них исполнил часовую программу, а после выступления щедро играл на «бис».

В.М. Тропп включил в программу произведения Шопена и Скрябина, Т.Ш. Поддубная исполнила произведения Гайдна, Моцарта и Шопена. Как и год назад, выступление этих замечательных пианистов вызвало бурю восторга в переполненном зале.

В исполнении А.П. Закопая прозвучали произведения И.С. Баха, Чайковского, Рахманинова.

Выступление М. Штанге произвело поистине ошеломляющее впечатление. Такой музыки в городе еще не слышали. Теперь Бузулукское музыкальное училище может гордиться еще и тем, что на его сцене состоялась всероссийская премьера сочинения Джорджа Крамба «Макрокосмос». После концерта М. Штанге любезно согласился показать любителям современной музыки отдельные специфические приемы звукоизвлечения, которыми изобиловала музыка Дж. Крамба.

Мастер-класс завершился концертом молодых и совсем юных пианистов, которые проходили обучение в течение трех дней.

По окончании трехдневной работы и участники, и слушатели семинара были едины в своем мнении: «Академия фортепианного искусства» стала праздником для всех, кто любит музыку и свою профессию. Рядовые преподаватели получили редкую возможность практически познакомиться с работой выдающихся мастеров, задать какие-то вопросы, высказать свое восхищение и признательность.

Один из самых маленьких участников мастер-класса, Миша Селиверстов понял главное: «Для того чтобы хорошо играть, надо много заниматься». А больше всего ему запомнились замечательные концерты.

Ю.К.Климова, одна из самых опытных педагогов области, сказала, что она и ее ученики уедут из Бузулука с богатыми впечатлениями и прекрасным настроением: «Мы слышали разные манеры исполнения классического репертуара, почерпнув при этом много полезного. Дома мы обо всем расскажем, напишем о поездке в местную газету. Думаю, что теперь в музыкальные школы будет приходить больше детей, ведь должны же понять родители, какие перспективы открываются перед ними».

Преподаватель из Самары Л.В. Семенова оценила увиденное и услышанное как огромное счастье: «Огромное спасибо и низкий поклон творцам проекта. И как им удалось заманить сюда таких прекрасных исполнителей?. Ведь многие из них летают через весь земной шар и дважды в месяц пересекают океан. Сидя на концерте, я думала: «Господи, какое счастье, что в детстве мне купили пианино, что я пришла однажды в музыкальную школу и, наконец, услышала сегодня, как играют люди, божественно одаренные. Слушая такую музыку, чувствуешь, что родился на свет не зря!».

Высокую оценку семинара дала и Е.П. Боброва, директор ДШИ №2 г.Орска, исполнительный директор Международного конкурса пианистов «Европа-Азия», которая была главным инициатором этого проекта: «Как никто другой, я прекрасно поминаю все трудности, с которыми Н.В. Синдееву пришлось столкнуться при организации мероприятия. Я надеюсь, что данное начинание будет жить».

В.М.Тропп подтвердил, что все было так хорошо организовано, что нет ни одного человека, который ушел бы с семинара недовольным. Благодаря за прием, он подчеркнул, что атмосфера встречи была и в профессиональном отношении полезна, и по – человечески приятна.

Т.Ш.Поддубная отметила что, встречаясь со многими юными музыкантами уже второй раз, она услышала заметный прогресс. Переход на вторую ступень развития.

М.Штанге, обращаясь к участникам мастер-класса, сказал: «Самой большой радостью для меня было слушать вашу игру, проводить урок, говорить с вами на одном языке – языке музыки». Гость из Германии поблагодарил за прием и выразил готовность продолжать сотрудничество.

А.П.Закопай также отметил, что все работали с большой отдачей. Несмотря на то, что инструменты в училище оставляют желать лучшего, мастер-класс и концерты состоялись благодаря высокопрофессиональной и самоотверженной работе настройщика В.Н.Герасимова.

Все профессора, проводившие семинар, обратились к директору департамента по культуре и искусству В.В.Реневу с письмом, в котором дали высокую оценку этому культурному событию и высказались за регулярное проведение международного мастер-класса в Бузулуке. Департамент по культуре и искусству поддержал этот проект. Проведение II «Международной академии фортепианного искусства» планируется в 2010 году.

Особую признательность следует выразить нашим друзьям - коллективу Бузулукской типографии и директору Н.И.Матякину, которые оказывают училищу помощь. Вся печатная продукция – сертификаты, буклет, пригласительные билеты – была изготовлена в Бузулукской типографии на самом высоком уровне и получили всеобщее одобрение.

Итак, семинар благополучно завершился, но все присутствовавшие при этом историческом для всех музыкантов Оренбуржья событии, чувствовали, что это не конец, а всего лишь антракт к следующему действию.

Поделиться:

Наверх