Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2003
ИГРАТЬ И ВЫИГРЫВАТЬ

Сейчас весна, и многие молодые музыканты озабочены предстоящими экзаменами. Для одних это вступительные или переходные испытания, но другие уже стоят на пороге своей alma mater, готовясь к выходу в жизнь. А как эта самая жизнь встретит их?

Профессия музыканта, если теоретически рассуждать, довольно неблагодарная профессия. Она требует упорных и длительных занятий с раннего детства, и не дает никаких гарантий в будущем. Студенчество отвлекает от этих грустных мыслей, но вот оно уже пролетело, приходится искать себе работу, а рынок труда перенасыщен музыкантами, и востребованным зачастую оказывается совсем не то, чему учили. Что же можно посоветовать в этом случае выпускникам и тем, кто только решил связать свою жизнь с музыкой?

Во-первых, не забывать, что при самой жесточайшей конкуренции место работы вам нужно только одно. Во-вторых – понять, что нет понятия «карьера»: все, чего вы добиваетесь, происходит здесь и сейчас. И, в-третьих, самое главное, будьте творческим человеком в жизни, не только по диплому – вы же знаете насколько популярно сейчас слово «креативность». Последний аспект требует разъяснения.

Дело в том, что система преподавания академической музыки у нас очень консервативна. Может для того и существует консерватория? Молодых музыкантов обучают отдельным догмам, которые выдаются за целую музыку, являясь лишь ее частями. Хороший пример этому – дисциплина с названием «гармония», изучаемая в средних специальных школах и училищах. Она включает в себя только отдельный классический фрагмент гармонии, тем не менее, этот фрагмент выдают за гармонию вообще. Еще хуже дело обстоит с импровизацией, которая вовсе не почитается чем-то серьезным. Она факультативна, по желанию, а вот чтение с листа непреклонно и обязательно. Правильно,- говорить нужно строго по бумажке. Угадайте, какое творческое мышление формируется при этом?

Отсутствие гибкости академическое образование возмещает элитарностью, точнее ее ощущением. Не мудрено, что с таким подходом трудно потом найти работу по специальности. И перебиваются непонятые гении с хлеба на воду, и даже еще тихо гордятся в глубине души – ведь настоящее-то искусство должно быть голодным! Но кто это сказал?

Я прекрасно помню, как во время обучения на композиторском факультете Московской консерватории многие из нас на вопрос, где они потом собираются работать, грустно опускали глаза и говорили, что учатся на безработных. Конечно, никто не думал так на самом деле, но кокетничали-то зачем таким странным образом? Когда же я закончила консерваторию – то в тот же год поступила в Институт Философии, со страху перед жизнью. И по сию пору, наверно, там училась бы, если бы не возникшая вдруг острая нужда зарабатывать деньги. Я давала объявления в газеты об уроках композиции и фортепиано, выставляя в качестве козырей свой высокий диплом и предельно низкие цены. Как ни странно, никто не «клюнул». (Сейчас я понимаю, что это было закономерно.) Однажды даже встретила сама объявление «требуется композитор». Позвонила, и тут же поняла, что не подхожу. Там требовалось умение делать музыку на компьютере, а в консерватории обучали только набору нот. Я пережила большой стресс, поняв, что после такого фундаментального образования оказалась неконкурентоспособна.

Но выхода не было, и мне пришлось искать себе нишу. Я начала работать с бардами: предлагала себя в качестве аранжировщика и училась в процессе работы. Поначалу «выезжала» только на хорошем владении фортепиано, поскольку искусство аранжировки существенно отличается от искусства оркестровки для симфонического оркестра. Но старалась учиться у всех, даже у дворового гитариста, если слышала, что у него замечательное чувство ритма. Потом мне посчастливилось попасть на студию Pavian-Records, где уже окончательно подружилась с компьютером. Начала привлекать к своим проектам других музыкантов, причем обязательно на взаимовыгодных условиях. Стремясь максимально расширить свой диапазон, участвовала в проектах духовной, этнической и джазовой музыки. Иногда при упоминании своего образования чувствовала настороженность коллег. Как мне потом объясняли, – с академическими музыкантами бывает трудно работать из-за их снобизма и нежелания перестраиваться и учиться новому.

Мне стало интересно: действительно ли это так? И насколько типична специфика моих вышеназванных трудностей для академических музыкантов? Небольшой опрос показал, что да, многие недовольны своим положением, многих задевает, что самоучки порой получают больше денег, но мало у кого есть желание что-то изменить в себе.

Получался парадокс – люди, имеющие, казалось бы, одну из самых творческих специальностей (музыкант), абсолютно не творчески подходили к себе и своей жизни.

Это заинтересовало меня до такой степени, что я провела один эксперимент. В нем участвовало около десяти человек. Двое были академическими музыкантами (альтист и пианистка с тридцатилетним стажем преподавания, регулярно выступающая). Остальные: девушка-бухгалтер, окончившая музыкальную школу, несколько детей и взрослые немузыкальных профессий, любящие музыку, но ни на чем не играющие. Все они были одинаково незнакомы с устройством блюзового лада. Я объяснила им его устройство по принципу «эти ноты играем, эти – нет», Затем начала играть на гитаре блюзовый квадрат, а им предложила импровизировать. Результат подтвердил мои опасения. Лучше всех по уровню свободы и фантазии звучали дети. Потом шли люди немузыкальных профессий. Тяжелее всего слушались импровизации музыкантов, особенно(!) пианистки, прерываемые вскриками: «Ой, не получится! Все, наверно, неправильно!» Особого внимания заслуживает девушка-бухгалтер. Все происходящее поначалу вызвало у нее стресс. Она так ужасно волновалась по поводу своей музыкальной компетентности, что у нее вообще ничего не получалось до тех пор, пока я не сказала ей, что все происходящее вообще не имеет отношение к музыке. Это просто карточная игра, в которой участвуют не все карты. И ты получаешь удовольствие от удачных сочетаний цифр. «Но это уже логическое мышление!» - радостно воскликнула она и принялась играть. И тут же под ее пальцами зазвучала музыка.

Игра – волшебное слово, которое нельзя забывать музыканту. Оно – синоним его профессиональной деятельности. И оно совсем не означает несерьезного отношения к жизни. Игра – позиция Творца, и общение с ее правилами есть общение с обнаженной структурой бытия. И нельзя начать выигрывать, не начав играть. Я желаю всем музыкантам позволить себе быть абсолютно творческими, играть и выигрывать.

Поделиться:

Наверх