Сейчас весна, и многие молодые музыканты озабочены предстоящими экзаменами. Для одних это вступительные или переходные испытания, но другие уже стоят на пороге своей alma mater, готовясь к выходу в жизнь. А как эта самая жизнь встретит их?
Профессия музыканта, если
Во-первых, не забывать, что при самой жесточайшей конкуренции место работы вам нужно только одно. Во-вторых – понять, что нет понятия «карьера»: все, чего вы добиваетесь, происходит здесь и сейчас. И, в-третьих, самое главное, будьте творческим человеком в жизни, не только по диплому – вы же знаете насколько популярно сейчас слово «креативность». Последний аспект требует разъяснения.
Дело в том, что система
Отсутствие гибкости
Я прекрасно помню, как во время обучения на
Но выхода не было, и мне пришлось искать себе нишу. Я начала работать с бардами: предлагала себя в качестве аранжировщика и училась в процессе работы. Поначалу «выезжала» только на хорошем владении фортепиано, поскольку искусство аранжировки существенно отличается от искусства оркестровки для симфонического оркестра. Но старалась учиться у всех, даже у дворового гитариста, если слышала, что у него замечательное чувство ритма. Потом мне посчастливилось попасть на студию Pavian-Records, где уже окончательно подружилась с компьютером. Начала привлекать к своим проектам других музыкантов, причем обязательно на взаимовыгодных условиях. Стремясь максимально расширить свой диапазон, участвовала в проектах духовной, этнической и джазовой музыки. Иногда при упоминании своего образования чувствовала настороженность коллег. Как мне потом объясняли, – с академическими музыкантами бывает трудно работать из-за их снобизма и нежелания перестраиваться и учиться новому.
Мне стало интересно: действительно ли это так? И насколько типична специфика моих вышеназванных трудностей для академических музыкантов? Небольшой опрос показал, что да, многие недовольны своим положением, многих задевает, что самоучки порой получают больше денег, но мало у кого есть желание что-то изменить в себе.
Получался парадокс – люди, имеющие, казалось бы, одну из самых творческих специальностей (музыкант), абсолютно не творчески подходили к себе и своей жизни.
Это заинтересовало меня до такой степени, что я провела один эксперимент. В нем участвовало около десяти человек. Двое были академическими музыкантами (альтист и пианистка с тридцатилетним стажем преподавания, регулярно выступающая). Остальные: девушка-бухгалтер, окончившая музыкальную школу, несколько детей и взрослые немузыкальных профессий, любящие музыку, но ни на чем не играющие. Все они были одинаково незнакомы с устройством блюзового лада. Я объяснила им его устройство по принципу «эти ноты играем, эти – нет», Затем начала играть на гитаре блюзовый квадрат, а им предложила импровизировать. Результат подтвердил мои опасения. Лучше всех по уровню свободы и фантазии звучали дети. Потом шли люди немузыкальных профессий. Тяжелее всего слушались импровизации музыкантов, особенно(!) пианистки, прерываемые вскриками: «Ой, не получится! Все, наверно, неправильно!» Особого внимания заслуживает девушка-бухгалтер. Все происходящее поначалу вызвало у нее стресс. Она так ужасно волновалась по поводу своей музыкальной компетентности, что у нее вообще ничего не получалось до тех пор, пока я не сказала ей, что все происходящее вообще не имеет отношение к музыке. Это просто карточная игра, в которой участвуют не все карты. И ты получаешь удовольствие от удачных сочетаний цифр. «Но это уже логическое мышление!» - радостно воскликнула она и принялась играть. И тут же под ее пальцами зазвучала музыка.
Игра – волшебное слово,
Поделиться: