Мы продолжаем получать критические отклики на «Концепцию начального музыкального образования в детской школе искусств» (см. «Играем с начала», 2010, №№ 10, 12). На сей раз свое мнение высказывает заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Тверского музыкального училища им М.П. Мусоргского С.О. Мильтонян.
В преамбуле к тексту «Концепции начального музыкального образования в детской школе искусств» не указан статус приведенного текста. Либо Концепция эта создана в ответ на госзаказ и издана для широкого обсуждения, либо она - личная инициатива авторов, желание поделиться своим взглядом на проблемы ДМШ-ДШИ и способы их решения. Не указано отношение обсуждаемой Концепции к той, которую до 2015 года утвердило правительство России: дополнение, противопоставление, желание переиначить? Это не случайные вопросы. От их ответа многое зависит в столь чувствительном предмете, как будущее системы музыкального образования, начальным звеном которой и является ДМШ-ДШИ.
Естественно было ожидать, что проект обновления деятельности детской музыкальной школы, оформленный в виде концепции, укажет современные механизмы реального решения десятилетиями копившихся проблем СМО, ее начального звена. Еще 50 лет тому назад целью образования была передача ученику знаний, технологий. Изменилось время, обновились науки, сопровождающие процессы образования. Сегодня понятие образования включает в себя воспитание в процессе передачи знаний. В центре образовательного процесса сегодня личность ученика. Учебные заведения «заведены» для ее, личности, развития - воспитанием и обучением. Обогатилось понятие профессионализма, который теперь предполагает освоение высоких исполнительских технологий не любым путем, но через гармоничное развитие личности ученика. Уже появились новые педагогические технологии, которые помогают решению этой более сложной педагогической задачи.
Наша СМО традиционно сильна в подготовке профессионалов высокого класса. В то же время ее слабостью является положение основной массы учащихся. В 1978 году Иегуди Менухин написал: «Я успел убедиться, как очень жесткие методы преподавания музыки, которые в России превратились в узаконенную систему, могут выхолостить индивидуальность в анонимную виртуозность, и только самые несгибаемые могут пережить такое обращение, не утратив свою человеческую личность и свою музыкальность». А как себя чувствует большинство «сгибаемых»? Рядом по времени, в 1980 году, на Первой всесоюзной научно-теоретической конференции по проблемам воспитания и обучения педагогов-музыкантов, прошедшей в Тбилиси, прозвучали призывы ведущих методистов страны совершенствовать систему психолого-педагогического образования будущих преподавателей музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин. Что это значит на практике? Официальные цифры отсева учащихся ДМШ-ДШИ, обнародованные Министерством культуры РФ в 1998 году, составили свыше 70% добровольно пришедших в школу. Мне уже приходилось об этом напоминать, как и о том, что проведенное в Челябинске в начале 90-х годов социопсихологическое исследование выяснило: свыше 50% прошедших ДМШ-ДШИ не удовлетворены своим обучением. Существенных изменений по гуманизации процесса обучения с тех пор на системном уровне не происходило.
Итак, основная проблема начального звена СМО обозначена. Это угнетенное ее состояние. Застой в решении основной проблемы происходит из-за хронической психолого-педагогической неосведомленности тех руководящих структур, от которых зависит судьба системных вопросов в СМО.
К сожалению, обсуждаемая Концепция в этом направлении не вносит нового, не указывает механизмов решения основной проблемы. В «Методологических предпосылках» (гл. 4) отсутствует опора на такие важнейшие для педагогики науки, как возрастная психология и современная теория учебной деятельности (педагогическая психология). Если в бытовом разговоре спросить, доверит ли родитель лечение своего ребенка врачу, который при обучении не проходил анатомии и фармакологии, то собеседник укажет на некорректность постановки вопроса. Для профессии врача сведения этих наук являются основополагающими, конституционными. А для профессии педагога знания возрастной психологии, современной теории учебной деятельности - не основные, не конституционные? Теория применения их в музыкальной педагогике имеется, практика дает заметно более богатые результаты по всем трем составляющим: освоение инструмента, музицирование и, главное, развитие личности учащегося. Если ввести эти науки в список «Методических предпосылок», придется пересмотреть всю стратегию Концепции. Науки обновляются как целостные системы. Появление новых данных иногда требует существенного обновления всего здания науки и практики. Без такого обновления результатом применения предлагаемой Концепции будет консервация застарелой болезни.
Поделиться: