Top.Mail.Ru
АРХИВ
21.01.2014
В БУРНОМ ПОТОКЕ ТВОРЧЕСТВА

Окончание 2013 года ДШИ г. Видное отметила с размахом. С 24 по 27 декабря в концертном зале школы прошли премьерные показы балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в исполнении хореографического отделения (руководитель И.Н. Церингер) и спектакля по мотивам произведений Г.Х. Андерсена и Ш. Перро «Тайны старого шкафа», представленного школьным театральным коллективом «Чемодан» (руководитель О.Ю. Ким).

Хореографическое и театральное отделения в школе открылись всего полтора года назад, и тем сильнее впечатляют результаты, достигнутые за столь небольшой срок. «Щелкунчик» – первый балет в истории детских школ искусств Подмосковья. Вовсе неудивительно, что местом его рождения стала именно видновская ДШИ: возглавляемая директором В.М. Шамой школа в последние годы стала безусловным лидером региона среди учреждений культурного и эстетического образования и была признана одной из лучших детских школ искусств России. Новогодние елки для малышей, в рамках которых состоялись представления, также проводились школой впервые. Видновчане и гости города идею поддержали с энтузиазмом: все четыре вечера в зале был аншлаг.

В подготовке этого масштабного проекта были задействованы практически все школьные силы – руководство, педагоги, родители и, конечно, сами учащиеся. «Без родительского комитета мы как без рук, – призналась Ольга Перфирьева, заместитель директора по УВР. – Большая часть организационной работы, реализация билетов, реклама – все это легло на плечи родителей, и они прекрасно с этим справились. Сценарий праздников мы составляли все вместе, и поскольку это наш первый опыт, было много споров, обсуждений – как лучше организовать интерактивную часть, что включить в шоу-программу». Остановиться решили на традиционных жанрах анимации, столь любимых малышами: тут были и шоу мыльных пузырей, и аквагрим, и моделирование воздушных шаров, и, разумеется, общение со сказочными персонажами, чьи роли артистично исполнили учащиеся театрального отделения ДШИ.

На выручку от проданных билетов для школьников, задействованных в новогодних представлениях, будет организован поход в Большой театр. «Дети понимают, что, обучаясь и работая над собой, они уже достигли определенного мастерства, которое имеет конкретную цену. Это не только придает им ответственности, но и повышает самооценку», – уверен Виктор Максимович Шама.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Смелая идея поставить «Щелкунчика» родилась у Ирины Церингер одновременно с приходом на работу в ДШИ г. Видное. «Мне хотелось создать целостный спектакль, а не просто последовательность концертных номеров, – рассказала И. Церингер. – Стояла трудная задача – сделать так, чтобы в спектакле были заняты все дети. Балет приходилось ставить практически на каждого ребенка индивидуально, учитывая его способности. У нас задействованы даже учащиеся младшей подготовительной группы, самой младшему из которых – 4 года! Малыши уже знают простейшие хореографические фигуры – построение в круг, шаг друг за другом “змейкой”, так что и им нашлось место в спектакле».

Репетиции на концертной сцене продолжались два месяца, и на премьере юные танцовщицы чувствовали себя раскованно – ни яркие световые эффекты, ни естественное волнение не помешали им донести замысел балетмейстера. Особенно полюбились публике исполнительницы главных ролей – грациозная Алина Беляева в роли Маши (во втором составе Машу танцевала Алина Русу, замечательно выступившая на премьере в роли французской куклы), вдохновенная Екатерина Гордеева в роли Волшебницы, Мария Шеленкова, перевоплотившаяся в отважного Щелкунчика. Отдельно стоит отметить красивый и законченный номер «Розовый вальс», исполненный учащимися старшей подготовительной группы – воспитанниками преподавателя Ирины Гулевой.

ё«Я очень надеюсь, что этот спектакль будет жить долго, – поделилась Ирина Церингер. – “Щелкунчик” – один из самых востребованных сюжетов, который всегда воспринимается даже самыми маленькими зрителями на ура. У нас сделаны специальные декорации и сшиты шикарные костюмы. Обычно считают, что цветовая гамма спектакля должна быть максимально яркой и цветной, но у нас в первом акте – пастельные тона, и это неслучайно: в качестве ориентира мы обратились к эскизам классической постановки Большого театра. С труппой Большого я сама неоднократно ездила на гастроли, танцевала с прекрасной балериной Натальей Бессмертновой в “Жизели”. Но я всегда знала, что буду преподавать, меня тянуло к балетмейстерству».

В ДШИ г. Видное созданы все условия как для развития детей, так и для реализации творческих идей преподавателей. По словам руководительницы хореографического отделения, «когда коллеги заходят в здание школы, посещают балетный зал, все бывают поражены тем, что видят. Работа здесь действительно вдохновляет. Наше отделение – очень многочисленное: классическим танцем занимается 92 человека, современным – 120. На классическом отделении с третьего класса добавляется народный танец, а затем историко-бытовой, который практически нигде в школах искусств не преподается. Но поскольку я человек балетный, я стараюсь передать детям все свои умения. Даже уже сейчас, в “Щелкунчике”, ставя русский, испанский, арабский, китайский танцы, я включила движения из историко-бытового танца, и дети прекрасно чувствовали различную манеру в каждом из них».

Конечно, большинство родителей приводят детей на хореографию не для того, чтобы ребенок стал профессиональным артистом балета. Однако польза этих занятий несомненна. «Среди самых распространенных причин – красивая осанка у девочек. Одна мама мне сказала: “Нам ортопед прописал ходить на хореографию: у ребенка ножки завернуты, а мы хотим, чтобы девочка вывернуто ходила”. Получается, что я здесь не только учитель, но еще и в какой-то степени доктор», – смеется Ирина Церингер.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

«Когда я возглавил в феврале 2009 года эту школу искусств, по сути, она еще таковой не являлась: это была музыкальная школа с классом изобразительного искусства, в которой училось всего 360 человек, не было ни хозрасчетного отделения, ни конкурса при поступлении, – рассказал В.М. Шама. – Но у меня было свое видение того, какой должна быть детская школа искусств, и я ему следовал. Сегодня наша школа – настоящий центр развития детского творчества. У нас восемь отделений – подготовительное, музыкальное, художественное, хореографическое, театральное, современного искусства, иностранных языков, эстрадно-джазового искусства, причем последнее открылось только в сентябре 2013 года. На данный момент в школе 1500 учащихся, и это не предел – через два года будет учиться 2000 ребят. Конкурс при поступлении – 7 человек на место, родители привозят детей не только из Видного, но и из Домодедова, Ступина, Щербинки, Подольска, Москвы».

Председатель родительского комитета Светлана Панова, жительница Видного, отдала своих детей в ДШИ после того, как школа переехала в новое, просторное и комфортабельное здание. «Мне было тяжело возить детей в Москву в художественную и музыкальную школу, а здесь так много отделений и, соответственно, много возможностей, собранных под одной крышей, – поделилась она. – Мой младший сын учится на художественном отделении и дополнительно занимается на фортепиано, в дальнейшем планируем посещать класс компьютерной графики. Чем старше ребенок, тем больше выбор различных сфер деятельности, предоставляемых школой».

ДШИ продолжает непрерывно развиваться. Одно из последних нововведений – открытие детской студии звукозаписи и класса компьютерной аранжировки. «Это целый комплекс, где можно осуществить и студийную, и концертную запись, освоить аранжировку, создание “минусовок” и так далее – то есть всю технологическую цепочку, которая необходима профессионалу в этой области, – объяснил В.А. Набережный, звукорежиссер и аранжировщик, с осени 2013 года присоединившийся к педагогическому коллективу школы. – Мы рассчитываем, что эта область заинтересует многих детей, а уж что делать с этими знаниями, они решат позже. Возможно, кто-то определится здесь со своей профессией, потому что специальность звукорежиссера сейчас очень востребована».

Планы директора школы В.М. Шамы поистине грандиозные: создание школьной типографии, выпускающей как нотную и методическую литературу, так и афиши школьных мероприятий; открытие собственного швейного цеха, обеспечивающего театральное и хореографическое отделение костюмами и декорациями; закупка первоклассных музыкальных инструментов и новейшего оборудования для будущей киностудии… Имеющиеся на сегодняшний день успехи красноречиво свидетельствуют, что и эти цели вполне достижимы. «Жизнь школы должна напоминать не болото, а бурлящую реку Терек, – заметил Виктор Максимович. – И все эти новации нужны для того, чтобы вырастить наших детей культурными и творческими людьми, которые полюбят искусство на всю жизнь».

Поделиться:

Наверх