Как будут развиваться в новом учебном году хореографические отделения московских ДШИ, что нужно сделать, чтобы помочь педагогам в их работе? – На вопросы нашего корреспондента ответила заведующая хореографическим отделом Московского методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры, методист Л.А. Биткова.
- Любовь Анатольевна, что вы можете сказать об итогах учебного года и какую работу планируете с начала осени?
- Хореографические отделения растут - это было очевидно хотя бы по количеству танцевальных номеров на весенней общегородской Детской ассамблее искусств. Обычно школьную хореографию представляли не более четырех номеров в гала-концерте, а сейчас их было девять.
В будущем году одна из предстоящих задач - провести курсы повышения квалификации по предмету «Постановочная работа» с привлечением крупных балетмейстеров: Майорова Генриха Александровича и Полонской Ларисы Павловны. Думаю, курсы будут полезны, потому что почти все педагоги берутся за постановку, но далеко не все из них мастера.
Едва ли не важнее - смотр, который мы планируем в декабре: «Классический танец. Третий год обучения». Это общий смотр среди всех 13 наших школ, и мы проведем его уже во второй раз (предыдущий в 2005 году показал неудовлетворительное состояние предмета на многих хореографических отделениях).
Каждая школа, включая и те, что до сих пор не участвовали в наших смотрах, должна будет показать своих учеников третьего года обучения. Нам важно увидеть, какова программа, на какой стадии освоения она находится, посмотреть разброс в этом плане по школам (на прошлом смотре он оказался велик – во многом потому мы и собираем школы второй раз). Важно оценить форму показа, в которой сразу видна методическая оснащенность преподавателя, его профессиональные навыки и возможности. Мы этот предмет наметили - теперь пусть люди готовятся к показам. Никаких промежуточных выходов в школы не будет. У нас ведь проводились семинары, курсы повышения квалификации, в том числе на базе Института современного искусства, а это очень серьезно. Словом, методика обучения предмету «Классический танец» была подробно изложена, и теперь мы намерены оценить, каков практический результат наших семинаров и курсов: как применяются полученные знания, в какой мере они повышают уровень профессионализма педагогов.
Декабрьский смотр – не концертная программа, а серия открытых уроков. На показе каждой школы должны присутствовать все педагоги ее хореографического отделения во главе с заведующим. В течение двух дней мы проведем этот смотр на базе ДШИ имени М.А. Балакирева (каждой школе отводим по астрономическому часу).
- Какие выводы намерены сделать?
- Во-первых, администрации всех школ нужно озаботить более пристальным отношением к хореографическим отделениям - как минимум, просмотром итоговых уроков года. Во-вторых, экспертная группа методического кабинета должна регулярно бывать в школах, чтобы ни одно отделение не «зависало в воздухе», и была видна его работа на каждом отрезке.
- На кого делаете ставку в декабрьском смотре – на коллективы таких школ, как имени Дягилева или Рихтера?
- Да, наверное, но вот и школа имени Балакирева в последнее время стала хорошо себя проявлять. Смотр всколыхнет все школы и активизирует директоров, чтобы привлекать новые кадры, если выяснится, что их хореографические отделения в плохом состоянии.
- Ваши рекомендации педагогам?
- Любому преподавателю в
В конце учебного года, я знаю, многие наши школы были на концерте ансамбля Игоря Моисеева, это очень хорошо. Я всегда стараюсь брать билеты на отчетные концерты хореографических училищ, чтобы затем направлять на них наших педагогов. Такие посещения тоже входят в педагогические задачи, развивают педагогические навыки. Развиваться на основании только теоретических знаний невозможно, надо многое увидеть своими глазами.
- Ожидается ли открытие новых хореографических отделений в московских школах?
- Не знаю, насколько это реально, потому что надо бы сначала подтянуть те школы, которые уже имеют эти отделения, но пока не вышли на удовлетворительный уровень работы.
- Как подтянуть?
- Смотры и являются формой помощи. Потому что в них, повторю, должны участвовать все, и на них идет живой обмен педагогическим опытом.
Поделиться: