Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.10.2014
ДОРОГУ ТАЛАНТАМ
14 сентября в Москве открылся II Всероссийский музыкальный конкурс по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение. После прослушиваний I и II туров в ЦФО начались региональные состязания в Якутске и Владивостоке (ДФО), Новосибирске (СФО), Екатеринбурге (УФО), Казани и Нижнем Новгороде (ПФО), Ростове-на-Дону (ЮФО, СКФО, КФО) и Санкт-Петербурге (СЗФО). Финал конкурса пройдет в Москве с 10 по 15 ноября и завершится гала-концертом победителей, который состоится 15 ноября в Концертном зале РАМ им. Гнесиных.

Участникам есть за что бороться, ведь победители Всероссийского музыкального конкурса смогут без отборочных прослушиваний пройти на XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского – безусловно, главное культурное событие следующего года! Своим успешным опытом поделилась лауреат I премии I Всероссийского музыкального конкурса Елена Лось, которая живет и работает в Казани, и сейчас, во время проведения конкурсных прослушиваний, с большим интересом следит за развитием событий.

Елена, кто из ваших коллег решил участвовать во II Всероссийском музыкальном конкурсе?

– Я очень горжусь фортепианной кафедрой Казанской консерватории: заявки на участие в конкурсе подали 15 человек! Уровень пианистов в этом году, на мой взгляд, сильный – особенно хочется выделить Дмитрия Маслеева, Николая Медведева и Гайдара Бескимбирова. Я неоднократно слышала их на конкурсах и концертах, и каждый раз их выступления производили глубокое впечатление.

Что вам запомнилось больше всего из конкурсной борьбы на Первом Всероссийском?

– Наверное, во время конкурса о борьбе задумываться даже времени не было: все-таки, главной целью для настоящего музыканта является не соперничество, а идеальное воплощение своей концепции произведения. Хотя, не буду лукавить, в один из конкурсных дней мне довелось заниматься в соседнем классе с моим соперником – А. Масловым, и, когда он великолепно исполнил пассаж в Третьем концерте Прокофьева, я начала немного волноваться, ведь в финале мы все должны были играть одно произведение!

Расскажите, как складывается ваша профессиональная карьера после победы?

– На данный момент я работаю солисткой лучшего камерного коллектива в Татарстане «La Primavera». Это дает мне возможность постоянно выступать с оркестром и играть не только классику, но и много современной музыки, которая является моим большим увлечением. Например, не так давно я стала обладателем партитуры Концерта № 2 Николая Капустина, премьеру которого мы успешно сыграли в Красноярске и Казани; в планах – выступление в Швейцарии. Я часто играю с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением А. Сладковского и всегда с удовольствием принимаю предложения от компании «Содружество» – организатора Всероссийского музыкального конкурса, благодаря которой мне удалось сыграть несколько концертов в России и Японии.

Какие качества особенно нужны пианисту для участия в конкурсе?

– Самым главным качеством является любовь к той музыке, которую ты исполняешь. И я думаю, что каждому музыканту нужно найти идеальное воплощение самого себя, уметь показать свои лучшие черты. Необыкновенно важны уверенность на сцене и стабильность: я встречала много пианистов, которые замечательно играют перед друзьями в классе, но на сцене волнение или плохое настроение мешает им выразить весь свой талант…

Может ли пианист стать известным без участия в конкурсах?

– В настоящее время, к сожалению, это практически невозможно. Чтобы приобрести известность, нужно быть лауреатом хотя бы одного крупного конкурса. Сейчас просто нет больше таких мест, где может быть замечен талант музыканта, ведь на концертах и фестивалях достаточно редко бывают продюсеры из крупных агентств.

Лауреаты I премии Всероссийского музыкального конкурса смогут принять участие в XV Конкурсе им. Чайковского без предварительного отбора. На ваш взгляд, это справедливо?

– Конечно! Ведь они уже пройдут отбор из 140 человек – примерно столько было пианистов на Всероссийском музыкальном конкурсе в прошлом году.

А вы будете подавать заявку?

– Нет, в настоящий момент в моем гастрольном графике есть несколько концертов, от которых я не могу отказаться, а участие в конкурсе Чайковского очень помешало бы подготовке.

Что самое важное для вас в подготовке к концертному выступлению?

– Безусловно, любое произведение должно быть качественно выучено, но и сочинения, сыгранные много раз, требуют к себе особого отношения. При повторах нужно постараться заново пережить все те эмоции, которые ты испытывал при первом исполнении.

Если говорить о ритуалах перед выходом на сцену, то здесь они у каждого свои. Перед выступлением стоит попытаться привести себя в то состояние, которое считаешь для себя идеальным. Для кого-то это небольшое волнение, некоторые предпочитают абсолютное спокойствие. Я выбираю все-таки первый вариант, – выходить на сцену в равнодушном состоянии мне кажется несколько странным.

Какой стиль вам ближе? Что чаще всего играете на бис?

– Я очень люблю русскую музыку, думаю, что в ней мне больше всего удается воплотить замысел композитора, выразить свое отношение к нему. В первую очередь, это Рахманинов, Прокофьев и Скрябин. Всегда с удовольствием исполняю музыку Моцарта, Гайдна и Баха, французскую музыку – Франка, Дебюсси, Равеля; увлекаюсь классическим джазом. На бис стараюсь исполнять то, что подходит по стилю концерта; здесь сложно говорить о предпочтениях, нужно просто подобрать эффектное произведение, которое приведет слушателя в восторг.

Что вы пожелаете нынешним конкурсантам?

– Веры в себя и удачи!

Поделиться:

Наверх