АРХИВ
28.04.2015
НАСТОЯЩИЕ И БУДУЩИЕ ОТКРЫТИЯ «СЕЗОНОВ»
В Большом зале Новосибирской консерватории открылись очередные «Сибирские сезоны». Фестиваль, появившийся как приношение «Русским сезонам» Сергея Дягилева, продолжает реализовывать идею синтеза искусств, культур, различных сфер жизни современного человека, учитывая реалии как мирового масштаба, так и регионального значения.

Фестиваль современной музыки, задуманный пять лет назад как альтернатива подзатухшим академическим форматам, собирает энтузиастов – тех, кто желает хлебнуть неизвестного, уйти от привычного, поэкспериментировать и набраться нового. 16 апреля он открылся исполнением нескольких новинок хоровой музыки. Ансамбли Initio и Man's  представили программу «Два хора», сыграв на взаимодополнении и развернув панораму акапельных возможностей. Оба коллектива молоды и очевидно настроены на длительную карьеру: их не упрекнешь в заигрывании с публикой и расчете на быстрый успех, какого несложно добиться, сладкоголосо исполняя эстраду и проверенные хоровые хиты.

Репертуар Man’s разнообразен: от музыки Возрождения до современной академической, от саундтреков из кинофильмов до авторских обработок народных песен, сделанных художественным руководителем и дирижером коллектива Вячеславом Шалдышевым. Искушенную европейскую публику они очаровывают русской духовной классикой, слушателей в России – высокопрофессиональным исполнением незаезженных и редко звучащих в наших концертных залах произведений хоровой музыки. Ансамбль Initio (художественный руководитель и дирижер Иван Горин) настроен на пропаганду новейшего академического хорового искусства. И если вы думаете, что это непременно что-то сложное, свистяще-воющее, сверхмногоголосно-кластерное и записанное неведомыми значками, то вы ошибаетесь. Это огромный пласт музыки – ясной, чистой, по-настоящему красивой и, главное, доступной без дополнительной подготовки, близкой уже самой звуковой сферой.

Художественное кредо обоих хоров – принципиальная установка на антиавангард и в хорошем смысле просвещение, которое зиждется, по мнению В. Шалдышева, не на экспериментах, а на устоявшихся формах, понятных каждому. Отсюда – явная опора на академические традиции и аутентизм (неважно, Ренессанс это или романтизм). Они выражают несогласие с теми, кто в силу ли возраста, в силу ли устоявшихся мнений считает, что вся приличная хоровая музыка была написана задолго до конца XX века. Принципиально нет в их репертуаре и «надломлено-страдательных» опусов, без которых, как многие считают, немыслима та самая отечественная духовность. Вместо этого – неистребимая тяга к благости, восторженности, просветлению и такой осязаемой естественности. «Увы, но это так: в конце XIX века слушатель и академическая музыка «разошлись». Наше огромное желание – вновь свести их вместе, вернуться к глобальному пониманию людьми именно академической музыки», – признается И. Горин.

На открытии фестиваля звучала бесконечно вдохновенная, «атмосферная» музыка Эрика Уитакера – одного из самых исполняемых композиторов современности, прославившегося созданием виртуального хора: в 2009 году он свел записи своего Lux Aurumque, сделанные 185 исполнителями из 12 стран мира, в 2013-м его Flyto Paradise исполнили уже почти шесть тысяч певцов из 101 страны. Уитакер ощутимо близок Initio своим бережным отношением к слову и поиском глубинных смыслов в простых сентенциях «американского Пушкина» Р. Фроста (Stopping by Woods) или мексиканца О. Паса с его трехкуплектной, но целой историей любви в Boy and a girl.

Приблизиться к авторской модели исполнения – аскетичной, отрешенной, строгой – Initio старались в прочтении обиходной церковной музыки Александра Асламазова. Молитва «Отче наш» пелась бесстрастно, даже сурово, ведь истинное не требует красот, но просит утраченной простоты и тихой внутренней религиозности. Рядом – квазинаивные, на простейших архаичных попевках («материал многовекового канона», как назвала его Т. Чередниченко) «Заповеди блаженства» Владимира Мартынова.

Еще был таинственно-прекрасный, мистический бестселлер O Magnum Mysterium американца Мортена Лауридсена – достойнейший ответ современников шедеврам прошлого, написанным на текст о Рождестве. И мотет М. Дюрюфле Ubi caritas et amor на григорианские темы – красочная, вещественно-конкретная музыка, в которой так ощутима крепкая опора на веками сохраняемые традиции французской школы. Звучали (многие – впервые в Новосибирске) сочинения Е. Подгайца, П. Уголетти, Ф. Пуленка, А. Пярта. Подавляющее большинство композиций было все, по сути, музыкой религиозной, точнее, новосакральной: независимо от языков и конфессий она может литься то как божественный свет, то, напротив, обращаться к небу звуками о счастье и вечности.

Итак, международный фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны – 2015» открыт, и мы обратились к его арт-директору Наталье Санниковой с просьбой рассказать о том, как будет разворачиваться фестиваль в этом году.

– В этом году фестиваль меняет формат, с чем это связано?

– Экономическая ситуация в стране и как следствие – в культуре внесла свои коррективы в формат «Сибирских сезонов – 2015». Сокращение областного бюджета ощутимо ударило по фестивалю, и организаторы были вынуждены сделать ставку на привлечение партнеров и спонсоров к проведению разнообразных программ. И поскольку в этом году мы не ожидаем единовременного поступления средств на проведение фестиваля, а работа по наполнению его бюджета требует времени, мы проведем «Сезоны» не массированно и только весной, а продлим до осени. В октябре «отгремим» в Государственном концертном зале им. А. Каца и завершим фестиваль в ноябре празднованием дня рождения коллектива-резидента проекта – «Лаборатории новой музыки» с участием специальных гостей из Германии и Нидерландов.

– Наталья, кредо Дягилева воплощала знаменитая фраза «Удиви меня!» Она скрывала бесконечное множество идей, водоворотов мысли, поисков, которые привели к невиданным художественным результатам и открытиям. Творческое требование «Удиви меня!» стало девизом «Сибирских сезонов». Чему удивляетесь вы, организаторы, и чем планируете удивлять зрителей? 

– Пусть это прозвучит нескромно, но, прежде всего, мы удивляемся самим себе. Удивляемся собственным инсайтам, смелости идей. Реализуем задуманное по принципу «глаза боятся, а руки делают», мотивируемые вопросом: кто, если не мы. Родители этого проекта дирижеры Сергей Шебалин и Елена Рудзей являются поистине неиссякаемыми источниками бурных творческих потоков: благодаря своему экстра-профессионализму и авторитету они вовлекают в наше движение лучшие креативные силы Новосибирска, объединяющие музыкантов, хореографов, танцовщиков, видеохудожников, театралов, мастеров художественного слова… Специальными гостями и экспертами «Сибирских сезонов» становились без преувеличения звезды столичной и европейской сцены. С нами работали немецкий дирижер Мануэль Наври, польский дуэт Elettro voce, перкуссионист Дирк Ротбруст (Германия), Государственный оркестр национальной музыки Китая, композиторы Владимир Мартынов и Олег Пайбердин, «ГАМ-ансамбль» (Москва), камерный оркестр Яны Анненковой Harmonia caelestis и танцевальная компания Александра Гурвича «Окоём» (Екатеринбург), всемирно известный видеохудожник Тимм Рингевальдт (Германия).

Так вокруг фестиваля неизменно формируется своеобразная творческо-коммуникативная среда, поддерживаемая не только концертными проектами, но и образовательными и контекстными мероприятиями: это и мастер-классы, и творческие лаборатории, презентации и творческие встречи, выставки и кинопоказы. И каждый участник этого творческого движения интересен как индивидуально, так и в небывалых прежде, порой неожиданных, но всегда продуктивных творческих тандемах.

– Фестивалю в этом году пять лет. Это возраст небольшой, но позволяющий говорить уже о концепции, определенных результатах, традициях, дальнейших долгосрочных перспективах…

– Действительно, фестиваль обрел свое лицо и выработал несколько доминантных принципов, среди которых я сегодня проакцентирую лишь один – принцип новизны. За четыре года в рамках фестиваля состоялось более 20 всероссийских премьер и девять мировых премьер произведений, написанных по заказу дирекции проекта! Я считаю, что это очень ценно: мы не просто исполняем актуальную музыку, но и инициируем творческую активность композиторов, музыкантов, режиссеров, хореографов, сводим их в круг единомышленников для реализации интересных мультимедийных проектов, обеспечиваем продвижение новых произведений.

Что касается перспектив, то не хотелось бы забегать далеко вперед, и пока я расскажу об осеннем цикле фестивальных программ. К октябрю мы готовим российскую премьеру видеооперы Стива Райха и Берил Корот «Три истории». Премьера первой части этой видеооперы была осуществлена в сентябре 2011 года резидентами фестиваля – «Лабораторией новой музыки» Новосибирской консерватории под управлением Сергея Шебалина. Исполнение в формате open air привлекло многотысячную аудиторию.

Закрытие фестиваля состоится в ноябре. К 330-летию со дня рождения И.С. Баха будут исполнены «Страсти по Марку», которые никогда не исполнялись в России. Совместный проект объединит творческие силы Новосибирской консерватории и филармонии, приглашенных из Германии солистов и голландского дирижера и композитора Йорна Бойзена. Музыка «Страстей по Марку» не сохранилась, осталось лишь перечисление 132 номеров этой грандиозной композиции. Свой вариант реконструкции предлагали многие композиторы ХХ века, автором последней, восьмой по счету, является Йорн Бойзен. Публику ждет поистине уникальное событие не только в масштабах Новосибирска, но и России в целом!

Вячеслав Шалдышев, Иван Горин Фото Владимира Жукова

Поделиться:

Наверх