17 апреля в Шнитке-центре МГИМ им. А.Шнитке прошла заключительная в этом учебном году «Музыкальная пятница». Это был вечер, посвященный творчеству Эдисона Денисова и приуроченный к отмечавшемуся в апреле 80-летию со дня рождения композитора. Встреча получилась яркая и запоминающаяся. Воспоминания тех, кто хорошо знал Эдисона Васильевича как человека, а главное - прозвучавшая музыка создали удивительную атмосферу: казалось, что сам композитор присутствует где-то рядом.
В начале вечера слово было предоставлено единственному официальному аспиранту Э.Денисова, композитору, заслуженному деятелю искусств России, кавалеру Ордена искусств и литературы Франции Юрию Сергеевичу Каспарову. Он пересказал свой доклад, прочитанный в Париже на конференции «Эдисон Денисов. Композитор и свет», проходившей в «День Эдисона Денисова» (7 апреля) и организованный Центром современной музыки и документаций. Ю.С. Каспаров пытался передать свои впечатления от личности Э.В. Денисова – композитора, педагога и необыкновенного человека, который, несмотря на все жизненные препятствия, выстоял и закалился духовно.
Эдисон Денисов практически непрерывно находился «под прессом» власти. Его музыка на родине почти не исполнялась, за границу композитора не пускали - «правдами и не правдами». А в интервью 1993 года он признался, что никогда ничего не делал специально для того, чтобы исполнялись его произведения. Он верил, что его время придет, что для этого надо лишь быть искренним и честным в своем творчестве.
Э.В. Денисов стал музыкальным лидером уже в 60-е годы. Многие композиторы сегодня с гордостью называют себя его учениками: Д.Смирнов, С.Павленко, В.Тарнопольский, И.Соколов и другие. К нему тянулись как к человеку энциклопедических знаний, который, прежде всего, превосходно знал современную советскую и зарубежную музыку, глубоко понимал существо новаторства, стоял на позициях авангардиста. Как сказал Юрий Каспаров, «Денисов – единственный композитор, который заполнял пустоту». Именно по его инициативе и его трудами в 90-е годы у нас игралось огромное количество концертов современной - новой музыки, приезжали из-за рубежа ее исполнители и авторы.
Эмоциональное выступление Ю.Каспарова дало заряд всей встрече. Аспирантка РАМ им. Гнесиных (класс профессора Ф.Р. Липса) Мария Власова проникновенно исполнила произведение Денисова для баяна соло «От сумрака к свету», в названии которого заложена жизненная философия композитора. Студентка МГИМ им. А.Шнитке Анна Сенина (класс доцента Ю.В.Алисовой) представила романсы «Ночь» и Огоньки» на стихи А.Блока из вокального цикла «На снежном костре» (партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Алексей Воронков). Еще один романс Э.Денисова «Горный путь» на стихи В.Соловьева из вокального цикла «Свет и тени» спел студент МГИМ им. А.Шнитке Дмитрий Брашовян (также класс Ю.В.Алисовой). Романсы прозвучали очень свежо и воспринимались легко и естественно. Музыкальный язык композитора оказался понятен и исполнителям, и публике. Вспомнился ответ Денисова на упрек в трудности восприятия его произведений и произведений других современных композиторов: «Это такая красивая музыка - в ней нет ничего сложного!». Авангардизм для Денисова – это открытие новых путей в искусстве. И вот еще одна выдержка из интервью композитора: «И Бах был авангардистом. Сколько времени понадобилось, чтобы мы научились воспринимать и слушать его музыку!».
Затем на «Музыкальной пятнице» прозвучала пьеса «Сенеччио» из цикла «Три картины Пауля Клее». Она была исполнена заслуженным артистом России, профессором Игорем Исааковичем Богуславским. Он немного рассказал об этом произведении и художнике, которому оно посвящено: «Пауль Клее – немецкий художник-абстракционист, который по пришествии Гитлера к власти уехал в Америку. Цикл состоит из трех частей: «Диана в осеннем ветре» для альта и ансамбля, «Сенеччио» для альта соло и «Ребенок на перроне» для альта и ансамбля. Это сочинение многократно исполнялось на международных фестивалях в Москве, в Германии, Франции, Англии, Бельгии, Польше». И.И. Богуславский также поделился своими воспоминаниями:
«Вся моя творческая жизнь была связана с замечательным русским
Творчество Денисова всегда привлекало меня изысканностью, своеобразным музыкальным языком, богатством красок. Уже первые его сочинения, написанные в 60-е годы, привлекли многих слушателей оригинальностью мышления и вызвали большой интерес. Это было Трио для скрипки, альта и виолончели и кантата «Солнце инков», которая исполнялась Ансамблем солистов Большого театра под управлением А.Н. Лазарева. Этот ансамбль играл много произведений Э.Денисова. Среди них - Камерная симфония, «Листья», «Жизнь в красном цвете», «Боль и тишина», «Семь историй о господине Кейнере».
Эдисон Васильевич активно сотрудничал со мной как с альтистом. Он написал для меня и «Три картины Пауля Клее», и Дуэт для флейты и альта, и «Камерную музыку» для альта, клавесина и струнных; «Es ist genug» - вариации на тему хорала Баха для альта и оркестра. А также - Концерт для двух альтов, клавесина и струнного оркестра».
«Музыка без красоты мысли, без логики невозможна». Это высказывание Эдисона Денисова словно проиллюстрировала его Соната для кларнета соло. Произведение исполнил лауреат международных конкурсов Артур Назиуллин (МГК им П.Чайковского, класс профессора Р.О. Багдасаряна). В сонате особенно заметен любимый прием композитора: расширение динамики от предельного пиано до предельного форте.
Ведущая вечера Е.Б. Долинская напомнила присутствующим о знаменитой «московской тройке» XX столетия: Денисов – Губайдулина – Шнитке. Эти имена всегда рядом, как были рядом - дружили, поддерживали друг друга в отстаивании права на творческую независимость - три выдающихся художника. Поэтому очень органично в концерте прозвучали «Три мадригала» А.Шнитке, исполненные студенткой МГИМ им. А.Шнитке Татьяной Коношенко (класс Ю.В.Алисовой).
Завершало встречу произведение Ю.Каспарова – «Соната инфернале» для фагота соло в исполнении Ильи Каштана (МГК им. П.Чайковского, класс профессора В.С. Попова). Сложный мелодический рисунок, тонкая игра красок (даже не верится, что на фаготе можно извлекать такие звуки!) и в то же время ясная логика музыкальной конструкции – все подтверждало, что школа Эдисона Денисова жива, его идеи подхвачены новым поколением.
Поделиться: