АРХИВ
04.05.2011
ЭМИЛИО ПУХОЛЬ: ПСИХОЛОГИЯ ГИТАРИСТА

«Психология гитариста» – так назвал один из разделов первого тома своей Школы знаменитый каталонский гитарист, композитор и педагог, исследователь истории гитары Эмилио Пухоль (1886 – 1980).

Первые три части пятитомной, по замыслу автора, Школы, которая начинала издаваться в 1930-е годы в Аргентине, в русском переводе вышли объединенными в одну книгу в издательстве «Советский композитор» в 1977 году. В ситуации острого дефицита методической и педагогической литературы в нашей стране это пособие играло и продолжает играть важную роль в формировании и воспитании молодых гитаристов, хотя полным его назвать никак нельзя. В издании Школы было оставлено лишь то, что редактор счел наиболее соответствующим уровню развития гитарного исполнительства в Советском Союзе на тот период времени, пояснив свои действия следующим образом: «В целях сокращения текста (но без ущерба для процесса занятий) нами опущено несколько глав из Первой книги: об интервалах, унисонах, старинных строях, табулатурах, об испанских и французских терминах и знаках, встречающихся в гитарной литературе. Не включены также устаревшие либо малозначительные сведения и некоторые этюды». А изданная - в частности, в Германии - Четвертая книга Школы до русскоговорящих гитаристов не «дошла» вовсе. В итоге в ее русской версии отсутствуют упражнения и этюды высшей категории сложности, до размеров короткого предисловия сокращена текстовая часть, которая в оригинале содержит действительно большой объем органологического, исторического и методического материала. В настоящее время в связи с новым уровнем развития гитары в России актуальность полного перевода оригинального пухолевского текста неуклонно возрастает.

В испанском первоисточнике Школа имеет название «Escuela Razonada de la Guitarra». Подобрать русский аналог к нему непросто. Упоминаемый И.Ф. Поликарповым - автором предисловия к советскому изданию - вариант «Рациональная школа игры на гитаре» звучит не совсем корректно. Как и вариант прямого перевода: «Школа разумная». Видимо, по этой причине на обложке написали просто – «Школа игры на шестиструнной гитаре». Но Э.Пухоль - видимо, на фоне существующих в тот момент разнообразных методических работ и современного ему уровня педагогической практики - явно акцентирует внимание читателя на рациональном, осознанном, обоснованном разумом подходе к освоению инструмента. Даже первый взгляд на объем труда говорит о серьезности намерений автора, о глубоком и многогранном подходе к предмету. В связи с этим включение в теоретическую часть Школы раздела, посвященного особенностям психологии гитариста, не представляется случайностью или прихотью автора, хорошо знакомого с окружавшим его миром исполнителей на гитаре.

Само слово «гитара», вполне однозначное для русского человека как обозначение исключительно музыкального инструмента, в понимании носителя испанской культуры оборачивается и другими гранями, нашедшими свое отражение в многочисленных устойчивых выражениях, зафиксированных в словарях испанского языка. Например:

guitarra – в Латинской Америке это не только музыкальный инструмент «гитара», но в переносном смысле еще и «деньги» или даже «праздничная одежда»;

estar bien (mal) templada la guitarra – дословно: быть хорошо (плохо) настроенной гитарой, означает быть в хорошем (плохом) настроении;

а pegar (venir) como guitarra en un entierro – быть ни к селу, ни к городу, дословно: принести гитару на похороны;

ser buena guitarra – «быть хорошей гитарой», означает быть шельмой, прохвостом или продувной бестией;

guitarron – не только большая гитара (например, в Мексике это басовая гитара, применяемая в составах традиционных народных ансамблей «марьячи»), но и человек ловкий, сообразительный, плутоватый и даже развратный;

– искаженный в произношении глагол gьiterrear (гуитаррэар вместо гитаррэар – играть на гитаре) означает плохо играть на гитаре или в ненормативном значении – бить гитарой, а также бить, вытряхивать что-либо;

– «удар гитарой» обозначается и еще одним испанским словом – guitarrazo (созвучным pedazo – кусок, клочок, обрывок).

Эти и другие подобные словообразования отражают темперамент и мироощущение испанского народа. Однако в истории гитары встречаются аналогичные проявления и у не менее темпераментных представителей других национальностей, объединенных одной общей чертой – беззаветной любовью к гитаре. Пример тому – карикатура XIX века «Битва каруллистов с молинистами».

Итак, Эмилио Пухолю были вполне ясны проявления психологии гитариста, связанные с общим психологическим понятием, определяемым как «профессиональная трансформация сознания», что и побудило его написать целый раздел введения к Первой книге Школы. Далее предлагаю свою версию перевода этого раздела, который сделан по немецкому варианту издания (©Ricordi & Co., Munchen, 1981).

* * *

«Этот инструмент, который нас вдохновляет, впечатляя своеобразием, совершенное владение которым требует огромных усилий, инструмент, насчитывающий столь много своих приверженцев по всему миру, осваивается в основном произвольнейшим и беспорядочнейшим образом. Гитару можно легко и недорого приобрести и научиться исполнять несложный аккомпанемент пению или другим инструментам. Этим объясняется широко распространенное мнение людей, в чьи руки попала гитара: «то, что дешево стоит, мало и ценится». Когда гитара попадает в руки хороших людей, она раскрывает все свои положительные стороны, но гитара в руках плебеев – совсем наоборот. (Здесь Пухоль применяет сильные и даже оскорбительные выражения. В немецком переводе использовано презрительное Pobel – чернь. А.Б.). Отсюда происходит падение престижа, забываются лучшие качества инструмента, брошенная на произвол судьбы техника превращается в рутину. С подобной дискредитацией, не имея представления о том, на что способен столь совершенный инструмент, сталкиваются образованные музыканты и обходят его стороной. Гитара используется в быту лишь для проведения досуга людьми, приговоренными заниматься этой презренной деятельностью. Потому она обособлена от всеобщей музыкальной и художественной сферы шумной радостью пирушек и применяется лишь для чувственного возбуждения слушателей.

Против дискредитаций подобного рода, воздвигнувших стену унизительных предубеждений, а также против материальных последствий этих обстоятельств должны неутомимо бороться все те, кто со всей самоотверженностью посвятил свою жизнь этому инструменту.

До недавних пор гитарист воспринимался как некий странный артист, который, прилагая невероятные усилия, все же достигал порой поразительных результатов и становился авторитетным и уважаемым. Однако значение этих результатов было ничтожным по причине того, что его инструмент принадлежал к категории второстепенных, низкосортных. Требовалось, чтобы известнейшие гитаристы нашего поколения придали развитию гитары дальнейший импульс, исходящий от великого Тарреги, дабы окончательно преодолеть подобные предубеждения. Благодаря вдохновению, таланту, самоотверженности и, прежде всего, исключительной технике игры этих знаменитостей мирового современного искусства гитара в наши дни полностью изменила свою былую репутацию. Она получила расположение и восхищение самых взыскательных слушателей, критиков и артистов во всем мире. Этот факт, являющийся, тем не менее, вещью в себе, служит подтверждением кульминационного этапа в истории нашего инструмента и формировании его высочайшей славы.

Среди всех известных инструментов гитара, без сомнения, единственный, который возбуждает наибольшие страсти. Воодушевление ее приверженцев заходит так далеко, что иногда превращается в фанатизм. В подобных случаях гитарист опускается до уровня гитарного маньяка: он слушает только гитару, интересуется исключительно гитарой и не понимает никакую другую музыку, кроме гитарной. Он изучает свой инструмент так, будто лишь в нем заключена вся музыка Вселенной.

Любой поклонник скрипки, виолончели, фортепиано или других музыкальных инструментов - прежде всего или, по меньшей мере, одновременно с освоением своего инструмента - стремится изучить музыкальные основы. Фанатичный же гитарист ставит все с ног на голову: сначала гитара, а потом, если останется время и появится желание, – музыка.

К счастью, прогрессивное воспитание умеряет страсти, и в наши дни гитарист склоняется к тому, чтобы изменить свою психологию в благоприятную сторону. Он признает, что гитара – инструмент, созданный для музыки, и, с другой стороны, она представляет величественнейшую форму выражения человеческого духа. Следует разъяснять, что существует и собственная, индивидуальная музыкальность, о всестороннем развитии которой надо заботиться в первую очередь. Чтобы стать хорошим гитаристом, прежде всего, нужно стать хорошим музыкантом. Чем совершеннее его музыкальное оснащение – тем лучше.

В самом простом воплощении любого произведения искусства в концентрированном виде заключены все бесценные качества таланта настоящего артиста. Тот, кто хочет достичь совершенного мастерства, должен не только хорошо разбираться в музыке, но и быть хорошо знакомым с эстетическими направлениями и тенденциями своего времени. «Сияние, излучаемое творческой индивидуальностью, – сказал Иоахим Шенье, – есть следствие многих причин, глубоко сокрытых в основании собственного Я, которые следует находить и бережно взращивать».

Поделиться:

Наверх