Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.05.2013
«О АРФА, ДРУГ ЛЮБИМЫЙ МОЙ!»

24 марта в РАМ им. Гнесиных состоялся концерт, посвященный 50-летию творческой деятельности Наталии Шамеевой

Заслуженный деятель искусств России, профессор Наталия Хамидовна Шамеева - яркий исполнитель-интерпретатор, чуткий педагог, воспитавший не одно поколение арфистов, ставших достойными продолжателями русской арфовой школы. Продолжая традицию своей великой наставницы Веры Георгиевны Дуловой, Н. Шамеева постоянно и тесно сотрудничает с отечественными композиторами-современниками и является блистательным первооткрывателем их новых сочинений.

В юбилейный вечер Наталия Хамидовна подарила слушателям удивительное звучание арфы – доброе, лучезарное, выступив в качестве солиста и ансамблиста. Программа включила в себя произведения отечественных и зарубежных композиторов – гармоничных по духу, полных прекрасных мелодий.

Концерт открылся сочинением французского арфиста и композитора Марселя Гранжани. Его тонко стилизованная «Ария в классическом стиле» для арфы и струнного оркестра, отличавшаяся в исполнении Н. Шамеевой нежным певучим звуком и пластичной фразировкой, своим стройным, благородным сочетанием тембров настроила публику на мир созерцания.

Иным ощущением наполнило зал ставшее уже классическим произведение Валерия Кикты – Концертная симфония «Фрески Святой Софии Киевской» для арфы с оркестром. Оно словно переменило реальность, погрузив слушателя в самобытную атмосферу древнерусского духовного эпоса, дало возможность ощутить дух и величие храма Святой Софии, который вот уже на протяжении десяти веков является нерушимым символом православной культуры. Проникновенная музыка оставила в сердце чувство преклонения и восторга…

В начале второго отделения прозвучала Концертная симфония для арфы, кларнета и камерного оркестра «Колокола души» Виктора Ульянича. Это произведение воспринимается одновременно как глубоко личное и архетипическое. Обращенное к слушателю, оно как бы вступает с ним в диалог, затрагивая струны человеческой души то мерной колокольностью, то задумчивой исповедью, то безудержным весельем, то отчаянным набатом. На эту многослойную глубину и торжественность, одновременно глубокую скорбь и светлую радость откликается все человеческое естество.

Все три произведения были исполнены на высоком профессиональном уровне известным коллективом – камерным оркестром «Времена года» под управлением заслуженного артиста России Владислава Булахова. Оркестр Булахова всегда вдохновенно «поет». Чуткое взаимопонимание между дирижером и солистами - Н. Шамеевой и блистательным кларнетистом, заслуженным артистом России, профессором Евгением Петровым, придавало игре особую трепетность.

Очевидно, арфа относится к числу тех редких музыкальных инструментов, которые благодаря своей гармоничной природе призывают композитора к творческой искренности, к благородству. В последнее десятилетие в результате широкомасштабной работы Русского арфового общества взгляды многих молодых композиторов все чаще устремляются в сторону музыкально-выразительных возможностей арфы. Композиторы В. Кикта, председатель правления Русского арфового общества, и В. Ульянич, художественный руководитель фестиваля «Арфовое искусство России», задают мощный вектор творческой мысли в этом направлении. Таким образом, растет новое поколение музыкантов, принимающих и возрождающих традицию русской композиторской школы, в основе которой всегда лежало духовное начало, наполняющее произведения глубоким смыслом.

Апогеем юбилейного вечера стало произведение Михаила Ипполитова-Иванова «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» на текст А. Амфитеатрова. Оно прозвучало в исполнении Академического хора РАМ им. Гнесиных под управлением профессора Дмитрия Онегина, российского ансамбля флейт “The Grand Flute ensemble”, ансамбля арф студентов и выпускников РАМ им. Гнесиных класса Н. Шамеевой, солистов Е. Кудрявцева (туба) и Г. Васильева (орган). Мощнейшее воздействие слова и музыки не оставили безучастным ни одного человека в зале. Звуковые потоки зарядили аудиторию благоговением перед великими чувствами любви, гармонии, добра, так ярко воспетые композитором.

Блестящим завершением программы стал знаменитый номер «Танец марионеток» из балета Александра Глазунова «Барышня-служанка» в изящном переложении В. Ульянича для 10 флейт, 6 арф и ударных.

После концерта, думается, каждый слушатель покидал зал с лучиком света и радости внутри себя, подаренным музыкой, исполнителями и организаторами арфового праздника.

…В 2007 году, после подобного выступления арфистки в Лондоне, в журнале общества английских арфистов Катрин Уайт писала: «Исполнение Шамеевой характеризуется, прежде всего, превосходной фразировкой, красотой звучания, певучестью тона и любовью к музыке, которая сквозит повсюду. Ее техника совершенна, но это практически незаметно, так как не является самоцелью, а служит музыке. Она настоящий музыкант... каждая ее фраза полна художественного смысла... Используйте каждый шанс, если у вас есть возможность услышать ее снова, она действительно одно из сокровищ арфового мира».

Бескорыстное служение искусству и людям, вдохновенная отдача на сцене, высочайший артистизм и чуткое отношение к любимому инструменту – вот образ большого музыканта Наталии Хамидовны Шамеевой. Она вправе сказать о своем инструменте словами поэта, обращенными к выдающемуся арфисту и композитору XIX века Николаю Девитте: «О арфа, друг любимый мой!»…

Поделиться:

Наверх