Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2003
Немного о музыкальном интеллекте, или что управляет одаренностью музыканта

Музыка и интеллект – необычное сочетание. Часто люди относят музыкальные способности к области эмоций и чувств, считая, что интеллект не играет особой роли в их проявлении. Важно понимать, что интеллект не ограничивается «сухими» умственными способностями и в его проявлении значительную роль играют переживания. В то же время чего бы стоил эмоциональный мир человека без способности осмыслять истоки и последствия переживаемых чувств?

Музыкальный интеллект – один из компонентов музыкальных способностей, наряду с чувством ритма, музыкальным слухом, голосом и т.д. Более того, многие исследователи отдают музыкальному интеллекту роль управляющего музыкальной одаренностью. Именно интеллект отвечает за включение в ряд музыкальных способностей креативности – способности придумывать что-то новое, находить неординарные решения для той или иной музыкальной задачи.

В чем же проявляется музыкальный интеллект? В первую очередь в способности к музыкальным ассоциациям. Повседневные явления, переживания, ценности – все ассоциируется у обладателя этого типа интеллекта с музыкой. Музыка становится одним из основных каналов понимания себя и окружающего мира. Музыкальный интеллект содействует формированию особой способности – синестезии восприятия, когда цвет, форма, вкусовое и тактильное ощущение, музыка сливаются в единый образ. Обладатели музыкального интеллекта опираются на ритмические звуковые ряды для запоминания информации. Музыка при изучении чего-то нового в равной степени может и мешать и помогать восприятию, или заглушая впечатление, или усиливая его.

Надежным тестом на проявление музыкального интеллекта становится интерпретация музыкального произведения. Находит ли человек при его понимании баланс между оценкой технической стороны и пониманием пафоса? Какие средства и метафоры человек использует для передачи своего впечатления? Встраивается ли понимание этого произведения в исторический, жанровый, общекультурный контексты? Обладатели музыкального интеллекта даже в ходе анализа и оценки музыки начинают творить – находить новые смыслы и основания для понимания музыки. Способность к импровизации, органичному сочетанию прежде не сочетаемых музыкальных жанров и средств передачи замысла – тоже свидетельство высокого уровня развития музыкального интеллекта.

Если такие способности, как слух, голос, ритм во многом определяются природными задатками, хотя и проявляются при благоприятной обстановке и, тем более, в музыкальном обучении, музыкальный интеллект зависит поровну и от генетики, и от того, какой вклад делает среда в его развитие. Исследования показывают, что можно стать музыкантом, обладая только музыкальным интеллектом, но нельзя им стать, не развивая свой музыкальный интеллект.

Развитие музыкального интеллекта должно быть в равной степени стихийным и целенаправленным. Многое в формировании этого типа интеллекта зависит от музыкального «окружения» человека – того, какую музыку он слушает, с кем обсуждает услышанное, кому может представить результаты своего музыкального творчества и от кого может получить обратную связь. Но нельзя пренебрегать и специальными занятиями, формирующими вкус и пути понимания музыки. Наилучшим путем обучения становится изучение музыкальной истории в тесной связи с развитием культуры в целом.

Музыкальный интеллект проявляется в определенной области творчества. Он может быть «найден» в классике, современных направлениях музыки, а может проявляться в интеграции разных областей музыки, достигая своего наивысшего расцвета. Если ребенок остается нечувствительным к классической музыке, это не значит, что у него нет музыкальных способностей – просто следует предоставить ему возможность слушать разную музыку и обсуждать с кем-то свои впечатления.

Наличие у ребенка музыкального интеллекта не только определяет то, как он будет продвигаться в освоении музыкальной специальности, но и влияет на усвоение им многих других знаний и умений. Например, родной и иностранный языки часто осваиваются не через правила и понимание «верно - неверно», а через критерий «красиво - некрасиво», «благозвучно - неблагозвучно», когда правильные грамматические конструкции интуитивно воспринимаются как гармоничные, а неправильные - как дисгармоничные. Музыкальный интеллект может помочь в усвоении математики: геометрические формы, тождества, уравнения, функции и их графики нужно просто «оживить» музыкальным сопровождением, не полениться найти перевод математического языка на более привычный музыкальный. Наверное, только естественнонаучные предметы требуют от обладателей музыкального интеллекта напряжения и выработки дополнительных способностей. Несомненно одно – музыкальный интеллект содействует общему умственному развитию человека (при условии, что человек не ленится опираться на эти способности в разных ситуациях).

Следует знать и то, что музыкальный интеллект соседствует с другими способностями, индивидуальность человека не исчерпывается только одним видом одаренности. Чем теснее связь между разными способностями, тем ярче проявляется музыкальный интеллект. Психологи считают, что одной из задач самореализации человека становится установление связей между своими способностями, создание эффекта резонанса разных видов одаренности. Часто музыкальный интеллект сочетается с лингвистическими способностями – умением выразить себя через слово. Чувство музыки и текста усиливают друг друга. С одной стороны, человек открыт миру звуков, с другой - он находит адекватные словесные средства для описания своих впечатлений. Музыкальные способности могут сочетаться с логическими способностями – тогда музыкальное творчество приобретает четкую структуру, а музыкальное самовыражение адресовано рефлексирующему сознанию.

Музыкальный интеллект в той или иной степени присущ большинству людей – сколько людей, столько и вариантов его проявления. Для тех, кто собирается стать профессиональным музыкантом, развитие музыкального интеллекта становится гарантией плодотворного творческого роста, для многих других музыкальный интеллект является источником новых приемов восприятия и переработки информации и переживаний.

Автор:
Шмидт В.

Поделиться:

Наверх