Автор предлагаемой статьи – преподаватель композиции и музыкальной информатики в ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова городского округа Балашиха Московской области Т.В. Шевченко.
Загадки детского творчества
Загадочен и таинственен процесс
Послушаем их самих. Вот что говорит Вячеслав Карабанов, ученик 6 класса, стипендиат городского округа Балашиха, один из самых талантливых и трудолюбивых учеников моего класса:
«Музыкальная композиция очень помогает мне и в специальности, и по сольфеджио, и по музыкальной литературе. Когда начинаешь сочинять сам, совсем по-другому относишься к музыке, смотришь на нее как бы изнутри, не так, как когда просто играешь ее или слушаешь. Меняет композиция и отношение к жизни: становишься более ответственным, обязательным, чувствуешь, что тебе по плечу создание чего-то нового, интересного. Вообще же, больше всего меня удивляет то, что у одних людей рождаются мелодии, а у других – нет. У меня они всегда приходят по-разному: часто своя музыка бывает похожей на ту музыку, что ты сейчас слушаешь или играешь, на то, что увлекло и понравилось, но большинство мелодий и образов приходит совершенно неожиданно и неизвестно откуда. Мне кажется, что в музыке композитор на самом деле, не хозяин, а скорее, наблюдатель».
Откликом на эти размышления явилось пьеса Вячеслава «Вдохновение» для скрипки и фортепиано, посвященная Г.Свиридова. Сдержанно-экспрессивная кантиленная тема сочинения расцветает, подобно цветку в тембрах дуэта скрипки и фортепиано. И становится очевидным, что там, где присутствует истинное вдохновение, уже не может быть места штампам и подражанию.
Особенно ярко неприятие штампов проявляется в детских сочинениях, которые связаны со сказочной тематикой. Казалось бы, где же проще всего воспользоваться шаблонами из уже знакомой и такой колоритной музыки? Но нет, музыкальное наполнение давно известных сказочных образов оказывается совсем не похожим на общеизвестные и часто звучащие на уроках произведения. Так и «Баба-Яга» Дарьи Соломоновой (3 класс, диплом I степени по композиции в г. Электросталь) с колористическими эффектами вихревых хроматических пассажей и «прихрамывающими» аккордами совсем не похожа на уже известный ей аналогичный персонаж из «Детского альбома» Чайковского.
Глубоко ошибочным является мнение, будто дети сочиняют «про то», что в данный момент слушают или играют. Конечно, в их собственной музыке часты случаи сознательного и бессознательного подражания, более того, это является необходимым элементом обучения. Ни к чему переоценивать заимствования: они являются лишь импульсом, необходимым стимулом для пробуждения собственного вдохновения. Это подтверждается тем, что, даже заимствуя, ребенок всегда получает совершенно иной музыкальный результат, нежели в первоначальном источнике. Что же касается искусства выбора и музыкального вкуса, то здесь важно помнить, по замечательно меткому высказыванию Н. Перельмана, что «в искусстве, где огромен выбор, важно совершенствовать искусство отбора». Так, в результате изучения с пятиклассником Дмитрием Дьяконовым первой пьесы из «Мимолетностей» С.Прокофьева родилась его композиция «Жизнь». При некоторой внешней похожести возникло иное сочинение, в основе которого идея, сформулированная Дмитрием так: «Жизнь подобна мимолетности, а музыка подобна вечности. Самый лучший способ запечатлеть жизнь – это музыка».
Сочинениями, заслуживающими большого педагогического внимания и исследования, являются те, которые не просто заимствуют отдельные приемы из известных композиций, но которые по существу своему проникнуты духом определенных музыкальных стилей. Слушая такую музыку, особенно ясно представляешь себе, что музыка прошлого не умирает, она живет и возрождается в музыке наших детей. Такова легкая, словно скрытая вуалью шопеновского кружева, тема одного из лучших сочинений Алены Комовой (7 класс). Такова изящная фактурная графика взволнованной и порывистой, истинно романтической музыки «Мелодий чувств» Анны Рыбиной (6 класс).
Но если с заимствованным материалом дело обстоит вполне логично и понятно, то вот с появлением некоторых музыкальных идей в детских сочинениях мы вступаем в область загадок и предположений. Прежде всего, имею в виду те произведения, которые никак не могут быть связаны с непосредственными слуховыми восприятиями ученика. В таких случаях напрашивается естественный вопрос: как характернейшие элементы и колорит незнакомых ребенку стилей, музыкальных направлений могли появиться в его музыке? На этот вопрос до сих пор нет ответа, да и сам он поднимается нечасто. А между тем, такие эпизоды в педагогической практике встречаются постоянно, и приходится осознать тот факт, что ученик способен сочинить произведение, похожее, словно две капли воды на тот стиль музыки, который ему совершенно неизвестен.
Так, сочинение «Этюдов» Дашей Соломоновой было уже начато, как оказалось, что изысканность и прозрачность фактуры, гармоническая модальность (черно-клавишная пентатоника) более близки тонкой колористике Дебюсси и Равеля, нежели классическому этюдному репертуару школьника. Нет необходимости и говорить о том, каково же было изумление третьеклассницы, когда она познакомилась с нотами «Образов» и 12 этюдами (памяти Ф.Шопена) Дебюсси.
Другим фактом, подтверждающим гипотезу о том, что не только из пройденного и услышанного складывается индивидуальное музыкальное мышление ребенка, являются неожиданные появления мелодий такой силы и глубины, которых никак нельзя ожидать по уровню мастерства от ученика начальных классов, занимающегося сочинением несколько месяцев.
* * *
Множество вопросов на пересечении педагогики и музыкальной психологии ставит перед нами детское творчество. Где искать их решения, без которых немыслима перспективность общения с маленькими музыкантами?
Всем нам известны замечательные наблюдения над человеческой природой Карла Густава Юнга. Выдающийся швейцарский психолог и философ развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого видел источник общечеловеческой символики. Эти общие для всех символы, т.н. архетипы, несущие знания и определяющие формы поведения человека, таятся в сфере бессознательного в каждом из нас, часто не имея прямого выхода, а обнаруживаясь в области снов и в символике мифов. Но, может быть, не только сновидений и мифов? Думается, что в этот ряд можно смело поставить любой вид художественного творчества, в котором так велика роль именно бессознательного, именуемого интуицией, неожиданностью, вдохновением. Скорее всего, и искусство является носителем какой-то очень важной части этой таинственной общечеловеческой памяти, памяти поколений. И порой думается, что, возможно, существует не просто общая коллективная бессознательная память человечества, но и глубинная музыкальная память поколений, которая генетически передается талантливым и влюбленным в музыку детям.
Отсюда возникает осознание стоящей перед педагогами огромной ответственности по сохранению нашего музыкального генофонда, по бережному отношению к талантливым, одаренным и просто музыкальным детям. Ведь именно в них таинственным образом пробуждается музыкальная память прошлых поколений.
Введение «Музыкальной информатики»
Бурное развитие информационных технологий поставило перед музыкальным образованием актуальную задачу интегрирования совершенно новых возможностей мира мультимедиа в традиционный образовательный процесс. В связи с этим в ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова со второго полугодия 2008-2009 учебного года на базе класса «Музыкальная композиция» вводится новая учебная дисциплина – «Музыкальная информатика». Ее базовый тематический план таков:
- Необходимые для грамотного и полноценного владения компьютером основы работы с операционной системой WINDOWS (версии XP и Vista) и популярными средствами мультимедиа, а также обзор наиболее востребованных форматов мультимедиа.
- Нотные редакторы Finale и Sibelius: набор, основы редактирования нотного текста, основы инструментовки и создания партитур различной степени сложности. Подготовка к печати собственных композиций.
- Введение в основы музыкальной акустики и синтеза звука. Аудиоредакторы. Технология записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере. Музыкальные синтезаторы.
- Музыкальные конструкторы. Технология создания аранжировок из звуковых фрагментов.
- Программные MIDI–секвенсоры. Технология создания и редактирования стандартного MIDI-файла. Программные MIDI-аранжировщики. Технология создания и редактирования MIDI- аранжировки.
- Обучающие программы для музыкантов. Их особенности и возможности.
- Глобальная информационная сеть Интернет Поиск информации. Электронная почта. Музыка и музыканты в сети. Безопасность в сети.
Обучение детей работе с нотными редакторами, включая использование миди-
Использование компьютера делает более удобной и конструктивной работу над собственными сочинениями. Набрав нотный текст, можно сразу прослушать свое сочинение, выявить его достоинства и недостатки. Все это само по себе повышает общую музыкальную грамотность учащихся. Кроме того, любой нотный редактор может служить наглядным пособием при изучении материалов по сольфеджио, являясь интерактивной рабочей тетрадью.
«Музыкальная информатика» способна познакомить детей на практике с огромным миром тембров музыкальных инструментов. С помощью компьютера ученики получают возможность сочинения ансамблевых произведений самой разной структуры и степени сложности: от нескольких инструментов вплоть до большого симфонического оркестра, что, безусловно, должно сказаться на формировании уже в детстве «симфоничности слуха». Средства компьютерного набора просто необходимы для фиксации нестандартного нотного текста, который неизбежно оказывается задействованным при прохождении современных техник письма.
В современных условиях содержание учебного предмета и методика его преподавания должны доказывать свою многостороннюю эффективность. Думается, что предмет «Музыкальная информатика» внесет необходимый вклад в подготовку современного поколения музыкантов.
Поделиться: