Top.Mail.Ru
АРХИВ
22.08.2012
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

Разъяснению нового порядка аттестации было посвящено выступление главного специалиста-эксперта отдела правового и кадрового обеспечения управления образования и науки Тамбовской области Н.Н. Шельповой на состоявшемся в июне в Тамбове областном собрании директоров ДШИ.

С 1 января 2011 года введен в действие новый Порядок аттестации педагогических работников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Новый Порядок аттестации предусматривает два вида аттестации:

- добровольную (для установления соответствия уровня квалификации педагогов требованиям первой или высшей квалификационной категории);

- обязательную (для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности на основе оценки их профессиональной деятельности).

Новые правила (нормы) аттестации коррелируют с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы педагогических работников и решают следующие управленческие задачи:

1. Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий.

2. Повышение эффективности и качества педагогического труда.

3. Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

4. Учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений.

5. Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.

6. Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Государственная услуга «проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» предоставляется управлением образования и науки Тамбовской области для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области, независимо от ведомственной принадлежности.

В предоставлении государственной услуги участвует Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр экспертизы образовательной деятельности» (далее – Центр экспертизы) (организационно-технологическое обеспечение проведения процедуры аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений).

Управлением образования и науки Тамбовской области совместно с Центром экспертизы, Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбовской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации была проведена разъяснительная работа по вопросам аттестации с различными категориями работников образования с использованием таких форм общения, как видеоконференции, семинары-совещания, курсы повышения квалификации, электронная почта, официальные сайты и телефонная связь.

В Тамбовской области проведение аттестации педагогических работников базируется на документах федерального уровня:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

и 4 основных региональных документах:

«Административный регламент предоставления государственной услуги «проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом управления образования и науки области от 16.04.2012 № 1091 (далее – Регламент);

«Порядок проведения аттестационных процедур», утвержденный приказом управления образования и науки области от 01.04.2011 № 727 (в редакции от 19.10.2011) (далее – Порядок);

«Областное отраслевое Соглашение работников учреждений образования Тамбовской области на 2011 - 2013 годы», вступившее в силу 29.03.2011 (далее – Соглашение).

«Положение об областной аттестационной комиссии», утвержденное приказом управления образования и науки области от 25.03.2011 № 613 (в редакции от 19.10.2011).

Все документы размещены на сайте управления образования и науки Тамбовской области (www.regadm.tambov.ru) и доступны для всех граждан.

Кроме этого, для руководителей образовательных учреждений области были разработаны Пошаговая инструкция (примерный алгоритм действий) по вопросам аттестации и Инструкция по заполнению представления работодателя на педагогического работника.

Для обеспечения качественного предоставления государственной услуги «проведение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» создана областная аттестационная комиссия (далее – Комиссия). Основными принципами работы Комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики. Состав Комиссии сформирован из представителей управления образования и науки области, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представителей профсоюзных организаций, методических служб, научных и общественных организаций, работников образовательных учреждений. С сентября 2012 года в состав Комиссии вводятся два представителя сферы культуры.

При решении вопроса о соответствии педагогического работника занимаемой должности в работе Комиссии принимает участие представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации при условии, что аттестуемый является членом профсоюза.


Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

С 01.01.2011 года аттестация проводится только на высшую и первую квалификационные категории. Однако действие второй квалификационной категории у педагогических работников, аттестовавшихся до 01.01.2011, закончится в соответствии с аттестационным листом.

Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), является добровольной и проводится в заявительном характере.

Работа с заявителями осуществляется в специально оборудованном клиентском зале Центра экспертизы по принципу службы «одного окна». Заявление можно подать лично, предварительно зарезервировав дату и время, или отправить по почте.

Следует помнить, что на рассмотрение заявления и утверждение графиков допускается срок до одного месяца. Два месяца отведено на проведение самой аттестационной процедуры. Это важно для тех, кто аттестуется не впервые. Если педагогическим работником, имеющим высшую квалификационную категорию, пропущен срок подачи заявления (без уважительной причины), то он уже не сможет проходить аттестацию на высшую квалификационную категорию. Аттестацию можно будет пройти только на первую квалификационную категорию. И только имея первую квалификационную категорию, через два года можно будет подать заявление на высшую квалификационную категорию.

Для тех, у кого заканчивается действие второй квалификационной категории, поясняю: если раньше, имея первую квалификационную категорию, можно было пройти аттестацию сразу на высшую квалификационную категорию, то теперь этого сделать нельзя: надо аттестоваться на первую квалификационную категорию и только потом (не ранее, чем через два года) на высшую.

Тамбовская область одна из первых областей, в которых аттестация на все категории с 2007 года проводится областной аттестационной комиссией, а аттестационной процедурой при аттестации на квалификационную категорию является комплексная экспертиза.

Основанием для начала комплексной экспертизы является установленный срок аттестационной процедуры для педагогического работника. Ответственным за выполнение настоящего административного действия является Центр экспертизы.

Комплексная экспертиза осуществляется в три этапа:

первый этап - испытание по определению уровня квалификации педагогического работника (инвариантная форма);

второй этап - испытание по определению уровня профессионализма педагогического работника (вариативная форма);

третий этап - испытание по определению уровня продуктивности (результативности) практической деятельности педагогического работника (инвариантная форма).

Первый этап комплексной экспертизы представляет собой тестирование и состоит из двух частей, между которыми допускается 20-минутный перерыв. В первой части тестирования выявляется уровень сформированности профессиональной компетентности педагогического работника в области теории и методики осуществляемого вида деятельности. Вторая часть испытания представляет собой компьютерное тестирование по вопросам, выявляющим уровень владения педагогическим работником навыками использования информационно-коммуникационных технологий, современных методик управления, воспитания и формирования ключевых компетенций у обучающихся (воспитанников).

Второй этап комплексной экспертизы представляет собой:

- для педагогических работников, претендующих на установление высшей квалификационной категории, испытание по следующим вариативным формам:

защита научно-методической разработки;

защита опытно-экспериментальной разработки;

защита реализованного педагогического проекта;

видеоурок;

посещение и анализ учебных занятий или внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым на областном уровне;

- для педагогических работников, претендующих на установление первой квалификационной категории, испытания по следующим вариативным формам:

защита опытно-экспериментальной разработки;

защита реализованного педагогического проекта;

видеоурок;

посещение и анализ учебных занятий или внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым на муниципальном уровне.

При проведении испытания определяется уровень профессионализма педагогического работника.

Третий этап комплексной экспертизы представляет собой экспертизу документально зафиксированных результатов деятельности педагогического работника и самоанализа, предъявленных педагогическим работником за межаттестационный период, оформленных в виде портфолио. Портфолио передается педагогическим работником в Центр экспертизы в день прохождения первого этапа комплексной экспертизы. В портфолио надо собирать только значимые результаты своей деятельности. Некоторые педагогические работники идут по пути объемного заполнения портфолио, забывая о том, что главное здесь – содержание. Не надо представлять все имеющиеся грамоты, похвальные листы и т.д. Достаточно перечислить их в заверенной руководителем справке. А вот показать результаты педагогической деятельности, провести грамотный самоанализ – это важно.

Максимальное время проведения комплексной экспертизы – два месяца. Результаты всех ее этапов подлежат обобщению. Центр экспертизы готовит заключение для Комиссии по результатам прохождения педагогическим работником всех этапов комплексной экспертизы. На всех трех этапах проверяется уровень владения педагогическим работником информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ).

У некоторых работников сферы культуры возникает вопрос о необходимости умения работы на компьютере. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» все педагогические работники должны владеть ИКТ. Возьмем, к примеру, должность «концертмейстер». Среди знаниевых требований указано: «основы работы с персональным компьютером (текстовым редактором, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием».

Что касается первого этапа комплексной экспертизы (испытание по определению уровня квалификации педагогического работника), то вопросы для педагогических работников сферы культуры в настоящее время разрабатываются управлением культуры и архивного дела области. Как только они будут подготовлены и пройдут экспертизу, то педагогические работники сферы культуры будут иметь возможность проходить по ним аттестационную процедуру.

При проведении аттестации на квалификационную категорию Комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника. Состав экспертных групп формируется из экспертов, имеющих сертификат, который подтверждает прохождение обучения в области экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников и удостоверяет право на ведение экспертной деятельности в рамках проведения аттестации педагогических работников.

Хочется обратить внимание на то, что педагогический работник, награжденный в межаттестационный период государственными наградами, освобождается от прохождения комплексной экспертизы. Иные основания освобождения либо льготного прохождения аттестационной процедуры при аттестации на квалификационную категорию предусматриваются областным отраслевым Соглашением работников учреждений образования Тамбовской области на 2011-2013 годы, заключенным между полномочными представителями работников, работодателей и исполнительных органов государственной власти области. В настоящее время данное право распространяется только на педагогических работников сферы образования. Для установления единого подхода к прохождению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Тамбовской области, независимо от ведомственной принадлежности, льготные основания для педагогических работников образовательных учреждений сферы культуры будут закреплены в отраслевом соглашении социального партнерства работников сферы культуры. Льготные основания, закрепленные в отраслевом соглашении социального партнерства работников сферы культуры, будут учитываться Комиссией при аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры.


Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности

Педагогические работники, не имеющие квалификационной категории, подлежат аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Особенностью данной аттестации является то, что аттестация проводится по инициативе работодателя.

Аттестации не подлежат: педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее, чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Для проведения аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности работодатель оформляет Представление на педагогического работника с использованием электронной формы, размещенной на сайте Центра экспертизы. Для работы с унифицированной формой Представления руководителям областных государственных и муниципальных образовательных учреждений области в 2011 году был выдан индивидуальный код доступа (имя и пароль) для регистрации на сайте в поле ограниченного доступа. Руководителям образовательных учреждений сферы культуры следует обратиться в Центр экспертизы и получить логин и пароль. После этого руководитель учреждения будет иметь возможность работать с электронной формой Представления.

Для объективного заполнения Представления мы рекомендуем создать рабочую группу. После того, как будет закончена работа с Представлением (а в электронную форму можно вносить изменения), руководитель выводит Представление на бумагу и обязательно знакомит с ним педагогического работника под роспись. Если педагогический работник является членом профсоюза, то заполненное Представление обязательно подписывается председателем профсоюзной организации.

В случае отказа педагогического работника ознакомиться с Представлением и (или) подписать Представление работодатель в присутствии не менее двух свидетелей составляет акт об отказе педагогического работника от ознакомления и (или) подписания. Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в Центр экспертизы вместе с Представлением, другой хранится у работодателя. В случае несогласия с Представлением работодателя у педагогического работника есть право предоставить в Комиссию дополнительный материал, характеризующий его профессиональную деятельность.

При аттестации на соответствие занимаемой должности педагогический работник проходит квалификационное испытание, которое проводится в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением педагогическим работником педагогической деятельности по занимаемой должности и уровню владения ИКТ.

Квалификационное испытание состоит из двух частей: одна часть – установленная форма, вторая часть – вариативная форма, между которыми предусматривается двадцатиминутный перерыв. Максимальное время прохождения квалификационного испытания педагогическим работником – 3,5 часа (с учетом перерыва). По завершению квалификационного испытания Центром экспертизы педагогическому работнику предоставляются:

- каждая часть выполненной работы на бумажном носителе для подтверждения факта ее выполнения путем подписания;

- протоколы по каждой части квалификационного испытания с первичными баллами для ознакомления и подписания.

Выполненная письменная работа педагогического работника направляется для автоматизированной сверки ответов с правильными вариантами ответов в Центр экспертизы. Результаты квалификационного испытания готовятся Центром экспертизы в течение 5 рабочих дней.

Центр экспертизы размещает итоговый протокол на сайте Центра экспертизы по адресу www.rcoi68.ru в поле ограниченного доступа в разделе «Профиль учреждения» с целью ознакомления работодателя с результатами квалификационного испытания педагогического работника. Работодатель распечатывает итоговый протокол и знакомит с ним педагогического работника под роспись.

В случае признания Комиссией педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

В случае продолжения работодателем трудовых отношений с педагогическим работником, признанным Комиссией по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности, работодатель обязан принять меры по повышению квалификации данного педагогического работника и по решению совместно с педагогическим работником вопроса устранения обстоятельств, явившихся основаниями для его непризнания соответствующим занимаемой должности.

Может возникнуть вопрос: «Как быть в случае, если работодатель подал на педагогического работника Представление, а педагогический работник самостоятельно подал заявление на аттестацию на категорию? Надо ли педагогическому работнику проходить две аттестации?»

В данной ситуации следует обратиться к пп.3.2.2.3 Регламента, где указано, что работодатель вправе отозвать Представление до начала квалификационного испытания педагогического работника в случае подачи педагогическим работником заявления для прохождения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Мы рекомендуем работодателям пользоваться данным правом.

Обращаю еще раз внимание на то, что все педагогические работники должны пройти аттестацию: либо на категорию, либо на соответствие занимаемой должности. По результатам аттестации (и на категорию, и на соответствие занимаемой должности) выдается аттестационный лист (в двух экземплярах) и выписка из приказа управления образования и науки области (в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения Комиссией).

Работодатель может делегировать получение аттестационного листа и приказа (выписки из приказа) представителю администрации данного образовательного учреждения, оформив в письменном виде документ, подтверждающий делегирование полномочия. Выдача аттестационного листа и приказа (выписки из приказа) педагогическому работнику не допускается. Если раньше аттестационный лист выдавался только при положительном решении вопроса, то теперь аттестационный лист выдается и с отрицательным результатом. С решением Комиссии педагогический работник знакомится под роспись, один экземпляр аттестационного листа выдается педагогическому работнику, а другой экземпляр и выписка из приказа хранятся в личном деле педагогического работника.

Хочется обратить внимание руководителей на то, что к аттестации педагогических работников надо готовить. Надо вовремя направлять их на курсы повышения квалификации, оказывать им методическую помощь. Так как аттестация на квалификационную категорию в форме комплексной экспертизы проводится в Тамбовской области с 2007 года, за это время наработан материал по аттестации, подготовлены высокопрофессиональные эксперты, разработаны методические материалы. В настоящее время разработаны методические материалы и по подготовке к аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности.

Открытость и прозрачность аттестации обеспечивается информационным сопровождением аттестации. Вся информация по аттестации размещается на официальных сайтах управления образования и науки области и Центра экспертизы.

Поделиться:

Наверх