– Владимир Владимирович, вы могли бы назвать основные принципы и концепцию обучения в вашей школе?
– Наша школа – одна из самых многопрофильных в Екатеринбурге в сфере детского художественного образования: мы учим музыке и хореографии, театру и изобразительному искусству. При этом у нас есть инновационное отделение «Свободное творческое развитие», где обучаются дети-инвалиды с нарушениями интеллекта, а на подготовительном отделении мы занимаемся и с малышами, начиная с одного года. Столь широкий творческий спектр сформировался не так уж давно: отделение свободного творческого развития было открыто в 1999 году, а в 2005-м появилось театральное отделение. Модель, которую мы сейчас воспроизводим в сфере детского художественного образования, кажется нам достаточно успешной и эффективной как для школы, так и для окружающего социума.
Мы считаем, что все дети, вне зависимости от их врожденных творческих и интеллектуальных способностей, изначально должны рассматриваться нами как талантливые! На первый взгляд, это может показаться странным, но вопрос заключается в том, что считать мерилом таланта? В обществе принято сравнивать людей между собой, но для отдельной личности важнее то, что, развив свои творческие возможности, она может стать талантливее – относительно самой себя! Тем более, что практически нельзя найти ребенка, душа которого не была бы созвучна какому-либо из видов искусства – и здесь многопрофильность школы. безусловно, кстати.
Поэтому каждому, кто к нам приходит, мы говорим: «Здравствуй, Человек! Ты – талантлив!» Этот девиз реализуется с большей долей вероятности, если соблюдать пять основных принципов осуществления учебного процесса:
– Как можно раньше начать развивать и обучать детей
– Как можно интереснее строить учебный процесс
– Как можно разнообразнее предоставлять выбор направлений дополнительного образования детей
– Как можно добрее относиться к детям
– Как можно дольше не расставаться с выпускниками
Мы были первыми в Екатеринбурге, кто начал в конце 80-х заниматься с детьми с четырехлетнего возраста. Тогда это было совершенное «ноу-хау». А в начале 2000-х мы опустили возрастную планку до одного года: дети в этом возрасте занимаются с родителями. У нас существует хореографический ансамбль «Танцуем вместе с мамой» (худ. руководитель – Т.Б. Нечаева), в котором родители (не только мамы, но и папы) выступают в ритмопластических композициях со своими 3-4-летними детьми. На мой взгляд, это замечательно: родители участвуют в нем с не меньшим удовольствием, чем дети, и эта общая творческая деятельность очень объединяет семью. Чаще всего своих детей приводят наши бывшие выпускники, создавая, таким образом, хорошие семейные традиции.
– Эти принципы формировались постепенно или были изначально заложены в основании школы?
– Наша школа изначально задумывалась как школа искусств, в ней сразу было три отделения – музыкальное, хореографическое и художественное. Постепенно их становилось больше, и, может быть, в будущем добавятся новые, ведь школа не стоит на месте – она должна быть в состоянии постоянного «диалога» с обществом. Но сама модель многопрофильной школы, на мой взгляд, является оптимальной – в целом спрос на различные виды искусств достаточно равновесный, хотя, конечно, он может меняться. Раньше, например, было много желающих научиться играть на народных инструментах, сейчас это, сожалению, менее востребовано. Спрос может зависеть и от индивидуальных особенностей педагогического коллектива – конечно, если выдающийся педагог занимается театром или эстрадным вокалом, к нему и дети будут больше стремиться.
– На музыкальном отделении школы функционирует больше всего творческих коллективов, причем самых разнообразных – среди них есть как академические, так и фольклорные, джазовые, эстрадные. Какие из них уже зарекомендовали себя как наиболее успешные?
– У нас, если так можно сказать, определенно существует какая-то вокальная аномалия! И это здорово! Вокал вообще сейчас очень востребован – и учащимися, и публикой. И сегодня в школе сложился профессиональный коллектив педагогов, которые успешно обучают детей разным направлениям вокала. Два вокальных коллектива – Студия эстрадной песни «Калейдоскоп» (худ. руководитель Г.Р. Литуева) и академический камерный хор «Рондо» (худ. руководитель М.Ю. Пустякова) имеют звание образцовых коллективов, их солисты и ансамбли – обладатели Гран-при и лауреаты конкурсов в Испании, Франции, Италии, Швеции, Польше и других странах. А форум-группа Jazz Time`s (худ. руководитель Л.А. Вишнякова) является лидером в джазовом вокале в Екатеринбурге.
Больших успехов достигают и солисты-вокалисты – прежде всего, благодаря замечательным педагогам. В прошлом году ученик Т.С. Постниковой Роман Верещагин получил Гран-при международного конкурса на приз города Екатеринбурга и поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского. А ученик Л.А. Вишняковой Эркин Холматов стал финалистом всероссийского проекта «Фактор А», награжден А.Б. Пугачевой «Звездой Аллы» и учится сейчас в РАМ им. Гнесиных.
– Вокал – самое популярное направление?
– Я бы не сказал, у нас примерно одинаковое количество обучающихся на музыкальном отделении, на хореографическом и театральном. Всего в школе пять образцовых коллективов, которые охватывают все виды искусств – музыку, хореографию и театр. В их числе – хореографический ансамбль «Интрада» (худ. руководитель С.В. Матвеева), театральный коллектив «Содружество “Фарандола”» (худ. руководитель Т.А. Левина) и Арт-студия «Гитара» (худ. руководитель В.В. Горская).
Хореография для детей достаточно «трудозатратна» – у них физическая нагрузка 12-15 часов в неделю, и это способен выдержать не каждый ребенок. Но зато, помимо творческих результатов, эти занятия дают и владение своим телом, и грацию, и прекрасную фигуру. Очень популярна классическая гитара – и, помимо солистов и ансамблей, у нас появился первый в городе оркестр классических гитар «Рифей». А наш театр «Содружество “Фарандола”» признан лучшим в городе, его художественный руководитель Т.А. Левина награждена высшей городской педагогической наградой «Во славу Екатеринбурга». Она – уникальный педагог, режиссер и сценарист всех авторских спектаклей в одном лице!
– Этот театр – музыкальный?
– Нет, музыкально-драматический. Надо сказать, что учебные планы по театральному искусству появились не так давно – в 2005 году. Безусловно, детские театры были в школах и до этого, но как факультативы на других отделениях, чаще всего музыкальных. Сегодня в Екатеринбурге эта область развивается по трем направлениям: в профильной театральной школе есть детский драматический театр, в котором музыка играет только вспомогательную функцию, существуют театры в музыкальных школах, которые ориентируются на музыкальные постановки, там превалирует вокал. А у нас музыкальная и драматическая составляющие – равновесны!
Мы ставим разножанровые постановки – это и философский спектакль-притча «А вы читали Экзюпери?», и спектакли по мотивам русских народных сказок, и музыкально-драматическая композиция «Письма с фронта», и современная «Академия вредных советов», и мюзикл «Хорошо живется кошке». Ребята участвуют в спектаклях, соответствующих их возрасту и за время обучения знакомятся с разными театральными жанрами. Я уверен, что театр – это мощное средство нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Все остальные виды искусства дают его, все-таки, в меньшей степени. А здесь в театральной работе педагогом закладывается определенный моральный кодекс, и если ребенок обладает уже сложившейся системой нравственных оценок – знает, что хорошо и что плохо (в школе, в семье, на улице), – это поможет ему выбрать правильное решение в возникшей жизненной ситуации.
– Расскажите, пожалуйста, о традиционных для школы фестивалях и конкурсах.
– В системе детского художественного образования города Екатеринбурга сложилась определенная система конкурсно-фестивальной деятельности, и различных творческих форумов – больше тридцати. Наша школа организует пять городских конкурсов и фестивалей: фестиваль групп раннего эстетического развития детей «Росинка», в котором выступают дети 4-7 лет, фестиваль по ритмике учащихся школ искусств «Танцы в кругу», фестиваль детского художественного чтения «Ритмы и рифмы», театральный конкурс «Дети, театр, музыка» и олимпиада (чередующаяся с исполнительским конкурсом) учащихся детских школ искусств «Клавишная электроника». Также мы проводим районный фестиваль коллективов-спутников «С искусством по жизни» – в нем участвуют те, кто уже окончили школу, но продолжают заниматься творчеством с нашими педагогами в свободное время. Среди них – вокальный ансамбль Accelerando и ансамбль польской песни Kasia-Katarzyna (худ. руководитель М.П. Лукас), уже упомянутый ансамбль «Танцуем вместе с мамой» и вокальный ансамбль «Девчата» (худ. руководитель М.Ю. Пустякова). Так реализуется один из принципов нашей школы – как можно дольше не расставаться со своими учащимися.
– Часто ли ребята продолжают образование в сфере искусства?
– Процент тех, кто продолжает обучение, небольшой – 6-10% от общего контингента выпускников школы. При этом надо учесть, что, хотя пока в целом по стране в художественном образовании занято примерно 10% детей, сегодня остаться и на этом уровне непросто, потому что в детском образовании сложилась большая конкуренция – гораздо больше внимания уделяется спорту, компьютерам и так далее. А главное, у современных детей зачастую недостаточна мотивация к обучению, и происходит подмена ценностей – ведь в детях, как в зеркале, отражаются все проблемы нашего общества. И здесь нужно понимать, что культурное, социальное и гражданское здоровье нации во многом в наших руках – руках педагогов. Мы способны не только вырастить профессионалов, но и воспитать поколения неравнодушных людей, для которых духовные ценности станут основополагающими в их дальнейшей жизни, а искусство – будет верным попутчиком!
Поделиться: