АРХИВ
30.06.2017
О ВНИМАНИИ И ПОНИМАНИИ
27 мая ДШИ № 6 Тулы стала победителем Всероссийского конкурса в номинации «100 лучших учреждений дополнительного образования». Школа обладает уникальной системой работы с детьми­-аутистами и является базой методического объединения преподавателей инклюзивного образования.

Одиннадцать лет назад в классе преподавателя скрипки М.В. Чурюкиной появился необычный ученик – Дима Виданов, мальчик с расстройством аутического спектра (РАС). Сейчас ему 19 лет. Он играет на скрипке и синтезаторе, выступает на городских мероприятиях, недавно стал лауреатом II степени Международного конкурса дарований и талантов «Просторы России», в котором соревновался наравне со всеми.

Свой опыт инклюзивного образования ДШИ № 6 представляет на уровне города и области. В 2016 году прошел первый городской семинар «Скрипка как один из компонентов развития ребенка с особенными образовательными потребностями». Он вызвал неподдельный интерес со стороны профессионального сообщества, поэтому было принято решение ежегодно проводить методические мероприятия по этой тематике. В прошлом году на большом областном семинаре «Особенности и проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы искусств» преподаватели показали детей с РАС, которые играют не только на скрипке и на клавишных, читают стихи, поют, делают успехи в ансамблевом музицировании.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

В последние годы в ДШИ № 6 появилось еще четыре ребенка с диагнозом РАС. Они учатся игре на скрипке, фортепиано, синтезаторе, занимаются вокалом и теоретическими предметами. Еще четверо готовятся к поступлению в ближайшем будущем.

Согласно уже зарекомендовавшей себя схеме, вначале Мария Викторовна Чурюкина (по второму образованию педагог-психолог) занимается с аутистами в Центре психолого-педагогического и социального сопровождения, а затем, когда видит, что они готовы к обучению среди сверстников, приводит в школу искусств. Чтобы открыть перед ними свои двери, школа тоже готовилась: велась разъяснительная работа по специфике работы с особенными детьми, прорабатывались определенные сомнения. В школе семь отделений, но инклюзивная деятельность ведется прежде всего на музыкальном. Как оказалось, особенные дети-аутисты и одарены особенно.

Комментирует директор ДШИ № 6 Лариса Владимировна Старостина:

— У них отличный слух, они, как правило, хорошо интонируют, поэтому именно музыка для них – самый лучший способ ассимиляции в социуме. Для каждого ребенка в школе составлен индивидуальный план обучения, а сама программа получила название «Мы любим музыку». Но если кто-то из таких ребят заинтересовался театром, мы подключаем педагогов с нашего театрального отделения, если рисованием – на помощь придут специалисты художественного отделения.

Именно на междисциплинарном методе основана наша особая система работы, когда педагоги разных специальностей и разных отделений работают в команде. Этот стиль, присущий школе в целом, позволяет совместными усилиями не только справляться с проблемами в инклюзивном сегменте, но и выходить на новые интересные формы коллективного творчества обычных детей. Ярким примером этому служит наш проект «Телеканал Культура ДШИ № 6». Гостями телепередач выступают как преподаватели, так и учащиеся от пяти лет и старше. Прямо в кабинете директора ведутся съемки, а разговор идет о самом насущном.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ ПРО ДЕТЕЙ С РАС

Они очень ранимы, боятся сильных тактильных ощущений. Только грамотный педагог может помочь им преодолеть страх перед натянутыми струнами скрипки и скользкими, холодными клавишами фортепиано. Перед занятием такой ученик должен минимум полчаса находиться в помещении, чтобы привыкнуть к нему. Эти дети не смотрят в глаза собеседнику, и как педагогу догадаться, услышан он или нет?

Аутисты очень закрыты, и останутся такими, если не вводить их в среду коммуникации, повседневного общения. В школе они постепенно начинают открывать для себя окружающий мир, и, в свою очередь, мир учится понимать и принимать их такими, какие они есть. Один из примеров – совместные музыкальные репетиции обычных и особенных детей, работа бок о бок в классе сольфеджио и других, в ходе которых обоюдная напряженность постепенно сменяется спокойствием и готовностью к взаимодействию. Для аутистов преодолеть всем известный стресс перед публичными выступлениями – это уже и есть самая настоящая победа. И детей, и их наставников.

БЛАЖЕННЫ ПРЕПЯТСТВИЯ, ИБО ИМИ МЫ РАСТЕМ

Детская школа искусств № 6 города Тулы на деле воспитывает учащихся в духе общечеловеческих нравственных ценностей. И в этой связи хочется упомянуть еще один из ее проектов в области реабилитации детей: «Лоскутное одеяло талантов».

Уже три года подряд перед Новым годом здесь готовят большую выставку рисунков детей с особыми образовательными потребностями – приглашая к участию слабослышащих, слабовидящих, закрытых от мира детей со всего города. Нет ограничений ни по тематике, ни по технике, но, как отмечают организаторы, чаще всего участников вдохновляет волшебство новогодней ночи. Идея проекта такова: творчество – как яркие лоскуты одеяла, может согреть всех, кто нуждается в тепле и понимании.

В ДШИ № 6 готовы и дальше заниматься развитием инклюзивного образования, чтобы обучать больше особенных детей. Но есть одно «но». Главной проблемой на сегодня является отсутствие свободных площадей: школа принимает учащихся по двум адресам, но охватить всех желающих пока не может.

Отдельное здание, построенное с учетом специфики всех отделений, – именно такого заслуженного подарка хочется пожелать коллективу, готовящемуся отметить в этом году 40-летие родной и такой замечательной школы.

На фото Ваня Оськин  и Виктор Синьковский

Поделиться:

Наверх