Top.Mail.Ru
АРХИВ
19.02.2014
НОВЫЙ КОНЦЕРТ О ГЛАВНОМ

Российские премьеры сочинений классика, отметившего в прошлом году 80-летний юбилей, носящего титул «лучшего из ныне живущих композиторов» согласно международной премии в области звукозаписи Midem Classical Awards 2000 года, – событие как минимум вызывающее исследовательский интерес. 31 января в Большом зале Московской консерватории в рамках абонементного цикла БСО им. П.И. Чайковского «Музыка с характером» впервые прозвучали Концерт для скрипки и альта с оркестром и Симфониетта № 3 Кшиштофа Пендерецкого.

Во втором отделении концерта была представлена Седьмая симфония Бетховена, причем если произведениями Пендерецкого дирижировал Владимир Федосеев, то за Бетховена взялся сам знаменитый композитор. Это уже не первое сотрудничество двух маэстро: в феврале 2012-го они поделили вечер в Большом зале подобным образом, когда исполнять свою музыку К. Пендерецкий доверил худруку БСО, а сам предпочел представить трактовку Девятой симфонии Дворжака. Нежелание дирижировать собственными сочинениями – факт интересный с психологической точки зрения, и интересно, что за этим стоит: сомнение в своих дирижерских возможностях и, как следствие, опасение музыку испортить, или же предельно личное отношение к своим музыкальным детищам, при котором трудно выдержать необходимый для их успешного исполнения объективный тон?

Что касается самих премьер, интриги как таковой не было – то, что один из самых радикальных в Восточной Европе авангардистов начала 60-х, получивший всемирную известность после сонористического «Трена памяти жертв Хиросимы», уже с середины 70-х эволюционировал в сторону «неоромантизма», – известный факт, и ожидать от его сочинений головокружительных открытий не приходилось. Однако его восприятие нынешнего времени – а двойной концерт написан всего полтора года назад – интересно само по себе. Слушая эту музыку, постоянно ловишь себя на мысли, что звучит что-то знакомое. Здесь отголоски и Малера, и Шостаковича, и Шнитке, а все вместе трудно отнести какому-либо временному периоду. Сказанное вовсе не отменяет художественных достоинств концерта: он написан с непосредственным лирическим чувством – что называется, от первого лица – и безоговорочным мастерством. Возможно, это и есть современный ответ постмодернизму, проявляющийся в полном игнорировании свойственных ему эстетики игры в стиль и пресловутой «смерти автора».

Главной же радостью вечера стали солисты двойного концерта – скрипач Никита Борисоглебский и альтист Максим Рысанов. Благородство исполнительской манеры, глубина переживаний и интеллигентная сдержанность в их проявлении, продуманность каждого элемента и его взаимосвязи с целым – это тот редкий случай, когда два невероятно талантливых по отдельности солиста составили практически идеальный творческий тандем. Очевидно и совпадение их артистических индивидуальностей с образной сферой музыки польского классика – интеллектуальные лирики по своей природе, и Борисоглебский, и Рысанов явно играли с удовольствием, ни в чем не наступая на горло собственной песне.

О своих впечатлениях после концерта рассказал Никита Борисоглебский.

– Концерт я выучил быстро – недели за две. Честно говоря, ожидал, что это будет сложнее. Я периодически исполняю современную музыку и, как правило, первые несколько дней уходят на разбор текста, а потом происходит долгий процесс вживания в произведение, поиск взаимосвязей – гармонических, тематических, выстраивание формы. Этот процесс, достаточно мучительный для меня, порой отнимает много времени и сил – так, например, было с «Секвенций» Берио, которую я недавно играл с оркестром. Здесь же язык более традиционный, очень мелодичный, сразу ложится на слух, что было приятно.

Здорово, что нам предоставили четыре репетиции, включая генеральную, – мы смогли порепетировать вволю, что очень редко в наше время. Маэстро был на всех репетициях, но говорил немного, – мы с ним советовались насчет темпов и некоторых исполнительских моментов. В целом он сразу принял нашу концепцию, остался очень доволен, и мы гордились, что смогли раскрыть его замысел более-менее самостоятельно.

Концерт Пендерецкого для меня в какой-то мере стал открытием. Для подобного состава – скрипки, альта и оркестра – существует, по сути, только одно знаменитое произведение: Концертная симфония Моцарта. Есть, конечно, Двойной концерт Бриттена, аналогичный концерт Бруха, но по масштабу и художественной ценности они не сравнимы с моцартовским. Пендерецкий, на мой взгляд, достиг в этом произведении очень больших высот, и думаю, что со временем концерт может занять свое место в музыкальной истории.

Поделиться:

Наверх