13 февраля в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся очередной концерт консерваторского абонементного цикла «Чудо-дети». Выступали стипендиаты фонда «Новые имена», и каждый из участников этого музыкального торжества вундеркиндов представил свою «систему доказательств» того, что название для абонемента выбрано самое правильное.
Концерт проходил так, как это принято в «Новых именах»: с подробным рассказом о каждом участнике, с неизменным символом семейного очага на сцене – зажженной свечей в красивой глубокой чаше, с выставленными в зале картинами юных художников. Традиционную для всех публичных мероприятий «новоименцев» теплую атмосферу замечательно поддерживала обаятельная ведущая – наша знаменитая пианистка, солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина.
Прежде всего, она сообщила публике одну очень важную вещь: в концерте участвовали музыканты, недавно получившие благодаря фонду «Новые имена» солидную помощь. Это стало возможным после прошедшего в октябре благотворительного аукциона, на котором продавалась современная живопись, объединенная темой «Художник в детской». Аукцион дополнил концерт стипендиатов «Новых имен», а вместе с ними выступил сам Денис Мацуев – нынешний президент фонда, блестящий пианист, сделавший синонимами слова «музыкант» и «успех». В результате была выручена значительная сумма денег, и все эти средства поступили в поддержку 14 юных исполнителей.
Перед началом концерта в Рахманиновском зале они вышли на сцену, так что сразу можно было заметить, например, свежесшитые роскошные концертные платья. А как выяснилось позднее, у некоторых появились и новые инструменты, так что помощь фонда получилась самая действенная. Впрочем, так было всегда – с момента его основания Иветтой Николаевной Вороновой, ныне почетным президентом «Новых имен».
Открывала программу пианистка Анастасия Воротная – ученица В.И. Ермакова из ЦМШ при Московской консерватории. Быть первой – дело ответственное: это значит задать планку всего события, расположить публику, расшевелить ее эмоции и, в общем, сформировать необходимый настрой для всех – и тех, кто в зале, и тех, кто на сцене. Анастасии все это удалось. Тем более что «в помощь» ей был настоящий музыкальный шедевр – Баллада № 2 Фредерика Шопена.
Собственно «чудо» последовало вторым номером концерта. Это была Марфа Родина - четырехлетняя скрипачка, уже год занимающаяся с заслуженной артисткой России Т.С. Беркуль в МССМШ им. Гнесиных. Марфа подготовила I часть Концерта си минор О.Ридинга и своим исполнением не только умилила публику, но и убедила в том, что способна сосредоточиться на музыкальном образе и знает, что такое «хорошее звуковедение». Она, кстати, продемонстрировала и то, как потрачена часть ее стипендии, полученной от фонда «Новые имена»: это было одно из упоминавшихся красивых концертных платьев – такое, в котором не стыдно появляться и на королевских балах, если бы они устраивались для малышей.
Год как принят в семью «Новых имен» пианист Данила Шведко – между прочим, обладатель Гран-при и почетного звания «Моцарт-вундеркинд» на одноименном международном конкурсе в Вене в 2008 году, когда Даниле было 8 лет. Он ученик ДШИ Липецка и вместе со своим преподавателем – заслуженным учителем России О.В. Поташевой выбрал для концерта два произведения, удачно «работающих» в контрасте: Этюд фа минор из 25 опуса Шопена и остроумную пьесу Родиона Щедрина «Играем оперу Россини».
Выбор в пользу Щедрина сделала и 13-летняя скрипачка Диана Ишмакова, играющая на инструменте, приобретенном благодаря фонду «Новые имена» - весьма хорошем, судя по звучанию. Диана исполнила «В подражание Альбенису» - со всей яркостью и также смелостью, необходимой в этой вещи. Думается, что ее строгий преподаватель по московской ДМШ им. С.Танеева – заслуженный деятель искусств России Г.С. Турчанинова может быть довольна.
Следующий участник концерта Илья Шмуклер – он занимается в ДМШ им. Гайдна у Н.К. Стригиной – представил Венгерскую рапсодию № 13 Ф.Листа. Это серьезное сочинение, предъявляющее исполнителю множество разнообразных требований, молодой маэстро сыграл с подкупающей артистической свободой. Показалось, что он вообще очень увлечен романтической музыкой с ее «фактурными эффектами».
Еще одну чрезвычайно выигрышную, но и чрезвычайно сложную вещь подготовили скрипачка Варвара Куценко и пианист Владислав Иванов – студенты МГУМИ им. Ф.Шопена по классам, соответственно, профессора А.Г. Кушнер и народного артиста РСФСР А.А. Наседкина: Концертную фантазию на темы оперы Бизе «Кармен» П.Сарасате. Варвара и Владислав не впервые играют вместе, что, конечно, им очень помогло. Как многие знают, они являются участниками трио «Новые имена», в котором выступает также виолончелист Арсений Безносиков. В «Фантазии…» Сарасате Варвара смотрелась убедительно, хотя временами волнение ее чуть-чуть подводило. А вообще, у этой 17-летней скрипачки масса достоинств: есть и чуткость, и тонкость, и, если нужно, страстность в игре, ее интересно слушать, она и сама воодушевлена, и других способна воодушевить.
Был на концерте еще один сложившийся в «Новых именах» дуэт – во всяком случае, кларнетист Карен Асатрян, победитель I международного конкурса «Новые имена», также не впервые выступил с Ильей Шмуклером. Карен учится в той же школе, что и Илья, в ДМШ им. Гайдна - у С.С. Гончарова. Он сыграл «Деннериану» А.Блоха – красивую импрессионистическую пьесу, раскрывшую во всей красе и большие способности молодого кларнетиста.
«Игру на скорость» предложила затем скрипачка Александра Ли, исполнив блестящую виртуозную пьесу А.Баццини «Хоровод гномов». Александра учится в ЦМШ у народного артиста России, профессора Э.Д. Грача. Победительница уже нескольких международных конкурсов, она – в числе самых многообещающих талантов.
Еще один скрипач – и тоже из ЦМШ (ученик Т.А. Полозовой) Даниил-Георгий Лисенко представил Фантазию на тему романса А.Алябьева «Соловей» А.Вьетана, пьесу, как говорится, не из легких, и здорово отличился. Музыкальность, певучий звук, понимание всех лирических моментов, фразировка по логике нежности, «разгоны» и накаты крещендо – все в десятку! Кстати, Даниилу чудесно аккомпанировала 10-летняя пианистка Арина Пан.
Столь же стильно прозвучала затем вещь совсем иного рода: «Большое танго» А.Пьяццоллы. Его исполнил виолончелист, ученик заслуженного артиста России, профессора А.Н. Селезнева Арсений Безносиков под аккомпанемент Анны Зайченко. Арсений еще учится в МГУМИ им. Ф.Шопена, но производит впечатление уже полностью сложившегося музыканта, достойного иметь, как говорится, «свою публику» - собирать залы поклонников.
А выступавшая вслед
Два чрезвычайно старательных ребенка – кларнетисты 9 и 10 лет Егор Романычев и Анна Ковач сыграли с пианисткой Екатериной Герасимовой отлично выученный веселый «Танец» Н.С. Финка. И даже украсили его актерским элементом, что, конечно, было подсказано их преподавателями из ДМШ им. М.Ростроповича: это А.В. Андреев и В.В.Климкович.
А финалом концерта стали джазовые пьесы: «Сентябрь на Рейне» Х.Уоррена и «Вечерние буги» Т.Хейда. «Зажигали» саксофонисты из ДМШ им. Д.Шостаковича и ДМШ им. Й.Гайдна. Сначала - очаровательный дуэт Ярослав Волков (на вид просто малыш) – Артемий Бородин, затем по-хорошему шумный ансамбль саксофонистов, сорвавший бурю аплодисментов!
Да простят меня участники концерта, но одно выступление хочется выделить совершенно особо. Ученик ЦМШ по классу заслуженного артиста России, профессора В.В. Пясецкого 11-летний Даниил Харитонов произвел по-настоящему громадное впечатление, сравнимое с культурным потрясением. Он исполнил Прелюдию до-диез минор, соч. 3, и Этюд-картину ми-бемоль мажор, соч. 33, с невероятным для ребенка его возраста совершенством. Дело даже не в блестящем техническом мастерстве, которое, в общем, почти что норма на концертах стипендиатов фонда «Новые имена». Но и здесь замечу, все же, что и темпы, и шкала динамических оттенков соответствовали не просто взрослым, но нашим эталонным, «аутентичным» представлениям об исполнении этих вещей. Даниил, кажется, способен мыслить звуками, испытывать и передавать глубочайшие, серьезнейшие переживания, «вынимать» из рояля абсолютно все краски, предложенные Рахманиновым, а это, как мы понимаем, почти космическая палитра.
Конечно, успехи учеников – это успехи педагогического искусства. И поэтому состоявшийся концерт стипендиатов фонда «Новые имена» с полным правом мог бы иметь двойное название: «Чудо-дети» - «Чудо-педагоги».
Поделиться: