Top.Mail.Ru
АРХИВ
11.02.2010
ЧУДО-ДЕТИ

13 февраля в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся очередной концерт консерваторского абонементного цикла «Чудо-дети». Выступали стипендиаты фонда «Новые имена», и каждый из участников этого музыкального торжества вундеркиндов представил свою «систему доказательств» того, что название для абонемента выбрано самое правильное.

Концерт проходил так, как это принято в «Новых именах»: с подробным рассказом о каждом участнике, с неизменным символом семейного очага на сцене – зажженной свечей в красивой глубокой чаше, с выставленными в зале картинами юных художников. Традиционную для всех публичных мероприятий «новоименцев» теплую атмосферу замечательно поддерживала обаятельная ведущая – наша знаменитая пианистка, солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина.

Прежде всего, она сообщила публике одну очень важную вещь: в концерте участвовали музыканты, недавно получившие благодаря фонду «Новые имена» солидную помощь. Это стало возможным после прошедшего в октябре благотворительного аукциона, на котором продавалась современная живопись, объединенная темой «Художник в детской». Аукцион дополнил концерт стипендиатов «Новых имен», а вместе с ними выступил сам Денис Мацуев – нынешний президент фонда, блестящий пианист, сделавший синонимами слова «музыкант» и «успех». В результате была выручена значительная сумма денег, и все эти средства поступили в поддержку 14 юных исполнителей.

Перед началом концерта в Рахманиновском зале они вышли на сцену, так что сразу можно было заметить, например, свежесшитые роскошные концертные платья. А как выяснилось позднее, у некоторых появились и новые инструменты, так что помощь фонда получилась самая действенная. Впрочем, так было всегда – с момента его основания Иветтой Николаевной Вороновой, ныне почетным президентом «Новых имен».

Открывала программу пианистка Анастасия Воротная – ученица В.И. Ермакова из ЦМШ при Московской консерватории. Быть первой – дело ответственное: это значит задать планку всего события, расположить публику, расшевелить ее эмоции и, в общем, сформировать необходимый настрой для всех – и тех, кто в зале, и тех, кто на сцене. Анастасии все это удалось. Тем более что «в помощь» ей был настоящий музыкальный шедевр – Баллада № 2 Фредерика Шопена.

Собственно «чудо» последовало вторым номером концерта. Это была Марфа Родина - четырехлетняя скрипачка, уже год занимающаяся с заслуженной артисткой России Т.С. Беркуль в МССМШ им. Гнесиных. Марфа подготовила I часть Концерта си минор О.Ридинга и своим исполнением не только умилила публику, но и убедила в том, что способна сосредоточиться на музыкальном образе и знает, что такое «хорошее звуковедение». Она, кстати, продемонстрировала и то, как потрачена часть ее стипендии, полученной от фонда «Новые имена»: это было одно из упоминавшихся красивых концертных платьев – такое, в котором не стыдно появляться и на королевских балах, если бы они устраивались для малышей.

Год как принят в семью «Новых имен» пианист Данила Шведко – между прочим, обладатель Гран-при и почетного звания «Моцарт-вундеркинд» на одноименном международном конкурсе в Вене в 2008 году, когда Даниле было 8 лет. Он ученик ДШИ Липецка и вместе со своим преподавателем – заслуженным учителем России О.В. Поташевой выбрал для концерта два произведения, удачно «работающих» в контрасте: Этюд фа минор из 25 опуса Шопена и остроумную пьесу Родиона Щедрина «Играем оперу Россини».

Выбор в пользу Щедрина сделала и 13-летняя скрипачка Диана Ишмакова, играющая на инструменте, приобретенном благодаря фонду «Новые имена» - весьма хорошем, судя по звучанию. Диана исполнила «В подражание Альбенису» - со всей яркостью и также смелостью, необходимой в этой вещи. Думается, что ее строгий преподаватель по московской ДМШ им. С.Танеева – заслуженный деятель искусств России Г.С. Турчанинова может быть довольна.

Следующий участник концерта Илья Шмуклер – он занимается в ДМШ им. Гайдна у Н.К. Стригиной – представил Венгерскую рапсодию № 13 Ф.Листа. Это серьезное сочинение, предъявляющее исполнителю множество разнообразных требований, молодой маэстро сыграл с подкупающей артистической свободой. Показалось, что он вообще очень увлечен романтической музыкой с ее «фактурными эффектами».

Еще одну чрезвычайно выигрышную, но и чрезвычайно сложную вещь подготовили скрипачка Варвара Куценко и пианист Владислав Иванов – студенты МГУМИ им. Ф.Шопена по классам, соответственно, профессора А.Г. Кушнер и народного артиста РСФСР А.А. Наседкина: Концертную фантазию на темы оперы Бизе «Кармен» П.Сарасате. Варвара и Владислав не впервые играют вместе, что, конечно, им очень помогло. Как многие знают, они являются участниками трио «Новые имена», в котором выступает также виолончелист Арсений Безносиков. В «Фантазии…» Сарасате Варвара смотрелась убедительно, хотя временами волнение ее чуть-чуть подводило. А вообще, у этой 17-летней скрипачки масса достоинств: есть и чуткость, и тонкость, и, если нужно, страстность в игре, ее интересно слушать, она и сама воодушевлена, и других способна воодушевить.

Был на концерте еще один сложившийся в «Новых именах» дуэт – во всяком случае, кларнетист Карен Асатрян, победитель I международного конкурса «Новые имена», также не впервые выступил с Ильей Шмуклером. Карен учится в той же школе, что и Илья, в ДМШ им. Гайдна - у С.С. Гончарова. Он сыграл «Деннериану» А.Блоха – красивую импрессионистическую пьесу, раскрывшую во всей красе и большие способности молодого кларнетиста.

«Игру на скорость» предложила затем скрипачка Александра Ли, исполнив блестящую виртуозную пьесу А.Баццини «Хоровод гномов». Александра учится в ЦМШ у народного артиста России, профессора Э.Д. Грача. Победительница уже нескольких международных конкурсов, она – в числе самых многообещающих талантов.

Еще один скрипач – и тоже из ЦМШ (ученик Т.А. Полозовой) Даниил-Георгий Лисенко представил Фантазию на тему романса А.Алябьева «Соловей» А.Вьетана, пьесу, как говорится, не из легких, и здорово отличился. Музыкальность, певучий звук, понимание всех лирических моментов, фразировка по логике нежности, «разгоны» и накаты крещендо – все в десятку! Кстати, Даниилу чудесно аккомпанировала 10-летняя пианистка Арина Пан.

Столь же стильно прозвучала затем вещь совсем иного рода: «Большое танго» А.Пьяццоллы. Его исполнил виолончелист, ученик заслуженного артиста России, профессора А.Н. Селезнева Арсений Безносиков под аккомпанемент Анны Зайченко. Арсений еще учится в МГУМИ им. Ф.Шопена, но производит впечатление уже полностью сложившегося музыканта, достойного иметь, как говорится, «свою публику» - собирать залы поклонников.

А выступавшая вслед девятиклассница из МССМШ им. Гнесиных (класс Т.С. Беркуль) Анна Савкина – по-моему, просто выдающееся дарование. И, уж не знаю, на какой скрипке она играет - хотя важна, прежде всего, прекрасная выучка, - но у нее был самый запоминающийся, самый яркий и самый красивый – светоносный - звук. Анна великолепно исполнила «Пальпити» Н.Паганини. И к тому же – великолепно выглядела в волшебно красивом, достойном демонстрации на самых престижных подиумах белоснежном платье (вероятно, его покупку тоже обеспечила стипендия «Новых имен», потому что на вид оно кажется, ну очень дорогим!).

Два чрезвычайно старательных ребенка – кларнетисты 9 и 10 лет Егор Романычев и Анна Ковач сыграли с пианисткой Екатериной Герасимовой отлично выученный веселый «Танец» Н.С. Финка. И даже украсили его актерским элементом, что, конечно, было подсказано их преподавателями из ДМШ им. М.Ростроповича: это А.В. Андреев и В.В.Климкович.

А финалом концерта стали джазовые пьесы: «Сентябрь на Рейне» Х.Уоррена и «Вечерние буги» Т.Хейда. «Зажигали» саксофонисты из ДМШ им. Д.Шостаковича и ДМШ им. Й.Гайдна. Сначала - очаровательный дуэт Ярослав Волков (на вид просто малыш) – Артемий Бородин, затем по-хорошему шумный ансамбль саксофонистов, сорвавший бурю аплодисментов!

Да простят меня участники концерта, но одно выступление хочется выделить совершенно особо. Ученик ЦМШ по классу заслуженного артиста России, профессора В.В. Пясецкого 11-летний Даниил Харитонов произвел по-настоящему громадное впечатление, сравнимое с культурным потрясением. Он исполнил Прелюдию до-диез минор, соч. 3, и Этюд-картину ми-бемоль мажор, соч. 33, с невероятным для ребенка его возраста совершенством. Дело даже не в блестящем техническом мастерстве, которое, в общем, почти что норма на концертах стипендиатов фонда «Новые имена». Но и здесь замечу, все же, что и темпы, и шкала динамических оттенков соответствовали не просто взрослым, но нашим эталонным, «аутентичным» представлениям об исполнении этих вещей. Даниил, кажется, способен мыслить звуками, испытывать и передавать глубочайшие, серьезнейшие переживания, «вынимать» из рояля абсолютно все краски, предложенные Рахманиновым, а это, как мы понимаем, почти космическая палитра.

Конечно, успехи учеников – это успехи педагогического искусства. И поэтому состоявшийся концерт стипендиатов фонда «Новые имена» с полным правом мог бы иметь двойное название: «Чудо-дети» - «Чудо-педагоги».

Поделиться:

Наверх