Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.09.2006
«Будет душа – будет и музыка».

«Я без своего инструмента не могу жить. Если я каждый день не слышу фальшивые ноты и не работаю с детьми, то для меня день потерян, но такого практически не бывает. У меня музыка звучит и на работе, и дома каждый день. Я прихожу с работы и вызываю на дом учеников и еще дополнительно с ними занимаюсь». Именно так началась наша беседа с преподавателем по классу виолончели Детской музыкальной школы им.Шопена, заслуженным работником культуры – Натальей Ивановной Гришиной.

Я всегда пытаюсь в каждом ребенке увидеть личность. Я внимательно всматриваюсь в маленького человечка, пытаюсь понять, какие у него качества – человеческие, духовные, душевные. И с детьми у меня складываются замечательные отношения. Очень часто они мне рассказывают свои секреты, о которых даже родители бывают не в курсе. Дети знают, что их поймут. От меня не один ученик не ушел, и не перешел к другому преподавателю. Если он пришел, то у меня остался на всю жизнь.

Наталья Ивановна, расскажите о том времени, когда Вы сами были ученицей, как Вы пришли в мир музыки? Почему выбрали именно этот инструмент?

Занимаюсь музыкой с 6 лет. Детство я провела в Сибири. Когда мне исполнилось 5 лет, то моим родителям сказали, что у них родилась одаренная дочь. Мы жили очень бедно, но это не помешало моему папе привезти меня в Москву и отдать учиться в школу при консерватории. Меня приняли на фортепианное отделение, где я прозанималась 2 года. К сожалению, а скорее всего к счастью, мои родители не смогли мне купить фортепиано, и тогда директор школы предложил мне перейти на виолончель. Мама сначала обиделась, что такую замечательную дочку отдают на какую-то виолончель, но потом я встретила Леонида Андреевича, который и привил мне любовь к этому инструменту. По классу виолончели я училась в ДМШ № 7 у преподавателя Кубасова Леонида Андреевича. Окончила 7 классов. В годы учебы активно выступала, принимала участие в разных концертах. Далее, в 1960 году поступила в Гнесинское училище к профессору Мельникову Александру Александровичу. Проучилась у него год, и потом он умер. Мне пришлось перейти в класс другого преподавателя - Моисеева Анатолия. После Гнесинки поехала поступать в Горьковскую консерваторию и попала в класс профессора Броуна Александра Владимировича. С отличием закончила консерваторию и получила диплом солистки, одна из всех, со мною выпускавшихся. Начала работать в музыкальной школе. Так судьба сложилась, что в тот год, когда окончила консерваторию, я родила ребенка.

Вообще, работать я начала рано, еще учась в училище. Сначала в Наро-Фоминской школе, потом в Нагинске 7 лет, далее в Школе искусств № 1, и уже 20 лет работаю в школе им. Шопена. У нас замечательный директор школы – Мариэтта Таджатовна Чалдранян. На всех концертах и зачетах она на первом ряду, это такая редкость. И ее одержимость, и любовь к музыке и к детям передается всем педагогам.

Расскажите об особенностях Вашей методики, на чью методику Вы опираетесь, на что обращаете особенное внимание в работе с учениками? Поделитесь, пожалуйста, секретами Вашего педагогического мастерства

Прежде всего, я продолжаю традиции своего профессора Броуна, который выпустил много методических пособий. Он методист от Бога. Методика моя заключается в том, что нужно очень любить свою профессию. И если ты ее искренне любишь, а у нас инструмент довольно «тяжелый», непростой, и сумеешь передать свою любовь и одержимость ученикам, тогда результат оправдывает все. На протяжении всех лет, которые я работаю, а начала я с 17-ти, за все эти годы у меня ни разу не было выпускника школы, который бы не пошел дальше учиться музыке. И того их набралось свыше 100 человек.

Ребята в моем классе отличаются от других детей. Они очень порядочные. И еще хочется отметить особенности их внутреннего мира. Музыкант должен не только уметь играть как «Петрушка» - быстро. Виолончель – это инструмент души. И если у ученика есть душа, которая заставляет петь этот инструмент, и от этой игры у людей наворачиваются слезы, это и есть результат того, чему мы их учим.

…Особенное внимание уделяю постановке правой и левой руки, чтобы дети могли совершенно свободно владеть своим инструментом, без всяких препятствий. Преподавателю нужно как врачу уметь поставить «диагноз», если у человека, например, есть «зажим» где-то внутри, то это сковывает его действия. Поэтому, прежде всего, должна быть правильная посадка, правильное владение смычком, правильная постановка рук. Если у ребенка с этим все нормально, то ему не представляет сложности сыграть трудный пассаж.

Кем из учеников Вы особенно гордитесь?

У меня много талантливых ребят. В этом году мои два ученика стали студентами. Коля Шугаев поступил в Московскую государственную консерваторию в класс профессора Шаховской Натальи Николаевны, Миша Антипов в Гнесинскую Академию музыки к профессору Тонхе Владимиру Константиновичу. Марина Юркевич окончила МГК и сейчас там же аспирантка в классе профессора Чулковской на III курсе. У меня училась с 1го класса Катя Соколова, она закончила консерваторию у профессора Шаховской Натальи Николаевны и аспирантуру.

У меня очень много учеников, которые работают в разных музыкальных школах. Они подхватили мою эстафету и несут ее по жизни. Очень много играющих ребят, которые тоже обожают свой инструмент и это самое главное. Когда у людей есть душа – будет и музыка.

Ваше мнение о конкурсах, стоит ли показывать детей или лучше сначала им дать базу, а потом пусть они уже сами парят в творческом полете?

Конкурсы просто необходимы детям. Конечно, каждого ребенка невозможно показывать, но это стремление, стимул для детей добиваться чего-то. В них вырабатываются бойцовские качества, и вырастает артистизм выступления. Поэтому на нашем инструменте конкурсы проходят каждые 2 года. У меня был один год, когда все семеро моих учеников стали лауреатами. После этого события мне дали заслуженного работника культуры. Я всегда говорю своим ученикам, если они проигрывают на конкурсе и у них опускаются «крылья»: «Сегодня ты десятый, завтра – пятый, стремись быть первым. Ты должен пройти этот путь борьбы и это, конечно, тяжелый труд. Только в борьбе, прожив трудную жизнь, человек закаляется, а когда все легко, то не интересно жить.

С какого возраста ребенка можно обучать игре на виолончели?

Если ребенок хочет стать профессионалом, то где-то с 7 лет. Я, например, считаю, что в 5 или в 6 лет, когда приводят детей – это очень рано. На виолончель нужно идти попозже, когда ребенок уже окреп. Веди инструмент очень трудный. Нужно и ушками слушать, и руками разные движения делать. Если ребенок одаренный и к тому же у него родители музыканты, и они ему могут помочь, то можно отдать на виолончель и в 6 лет, и толк у него будет. А если ребенка отдают в школу, чтобы он не «болтался» на улице, то, конечно, на виолончель в 6 лет рано, скорее с 7 лет.

Как лучше отбирать детей, ведь у некоторых одаренность проявляется сразу, а других деток надо постепенно раскрывать?

Я считаю, что у любого ребенка можно развить музыкальный слух. В нашем деле главное – трудолюбие. Если есть целеустремленность и трудолюбие, то все это можно постичь. У меня был такой ученик – Миша Шумский, и все мне говорили: «Зачем Вы его учите. Он совсем не эмоциональный». А я в нем видела музыканта. У него был хороший аппарат. И он закончил Гнесинское училище, Гнесинский институт, и сейчас он концертмейстер Президентского оркестра. Когда у меня был юбилей, то он пришел меня поздравить и сказал: «Наталья Ивановна, никто не верил, что я стану музыкантом, только Вы одни верили, и я Вам сейчас подарю произведение и в музыке выражу свои чувства к Вам!» Он так играл, просто феноменально. Миша стал блистательным музыкантом. Играл настолько филигранно, настолько музыкально… Это был для меня такой чудесный подарок.

Талант это еще не показатель. Вот если талант плюс настоящее трудолюбие и целеустремленность, невероятная усидчивость, вот тогда будет результат. Когда ребенок приходит и для него виолончель становится игрушкой. Не мишка с куклой, а виолончель, на которой он играет, извлекает красивые звуки и ему это нравится, он без этого жить не может, с такого ребенка получится настоящий музыкант. А когда ребенок занимается из-под палки, толка из него не будет. А ведь на виолончель идут в основном дети не такие уж и одаренные. И когда с таких детей получаются музыканты… Я говорю, что всю жизнь работала с «деревяшками», и из них живых Буратинок делала. И когда Буратино заговорит, запоет и еще и заиграет, раскрыв все свои таланты – вот это ценно. А учить гения может абсолютно каждый.

Как лучше развивать у детей интерес к музыке?

Маленьким детям надо обязательно с самого рождения ставить пластинки с разной музыкой – эстрадной, классической. И когда он подрастает, у него появляется интерес к музыке. У меня, кстати, мой сын запел ровно в год, у него был абсолютный слух.

Как подбирать для детей репертуар?

Я пытаюсь давать такие произведения, чтобы детям сразу было интересно играть. Стараюсь, чтобы с первых уроков ребенок играл музыку, а не, например, «Петушка». Даже маленьким детям интереснее играть не детские произведения, а красивую музыку. Ему еще только 6 лет, а он уже пальчиками перебирает и понимает, что он что-то красивое и интересное воспроизводит. А если примитивно водить, гаммы гонять с утра до вечера, то у ребенка пропадет заинтересованность. Далее, очень важно, чтобы ребенок пел песенки и одновременно играл, аккомпанировал себе. Учим басовый ключ, начинаем щипком играть, потом смычком, все дети сразу же поют. Сначала они играют на маленьких «восьмушечках», потом переходят на «четвертушечки», в зависимости от того, как быстро они растут.

Главное, если ребенок влюбился в инструмент, влюбился в преподавателя, тогда он будет ходить и заниматься!

Автор:
Токун Т.

Поделиться:

Наверх