Мстислав Ростропович, Пабло Казальс, Джордже Энеску, Дитрих Фишер-Дискау, Николай Гедда, Герберт фон Караян - имена этих выдающихся исполнителей всемирно известны. Виолончелисты и скрипач, певцы и дирижер - каждый из них добился в своей области недосягаемых высот мастерства. Но есть еще одна составляющая, которая объединяет названных музыкантов: все они прекрасно играли на фортепиано. Примечательно в этой связи высказывание Пабло Казальса: «Каждый мой день начинается совершенно одинаково: я просыпаюсь, иду к фортепиано и играю две прелюдии и фуги Баха. Эти пьесы служат благословением моему дому. Но это также и способ воссоздания связи между тайной жизни и чудом человеческого бытия. И хотя я делаю это вот уже 80 лет, музыка никогда не звучит одинаково - каждый раз она учит меня чему-нибудь новому, фантастическому, невероятному».
Подавляющее число известных и успешных исполнителей-непианистов отлично владеют фортепиано. Это не только показатель их неординарных способностей, но и подтверждение того, насколько большое значение имеет такое умение для формирования гармоничной личности музыканта.
Отношение к предмету «фортепиано» долгое время находилось на периферии интересов исполнителей, для которых рояль – это лишь общий дополнительный, а стало быть, не очень важный инструмент. Но благодаря систематической, последовательной и профессиональной работе кафедры «фортепиано для разных специальностей» РАМ им. Гнесиных во главе с В.Д. Нырковой появилась устойчивая тенденция повышения уровня и престижа такой важной дисциплины, как «общее фортепиано». В разных учебных заведениях страны организуются семинары, конференции, проводятся конкурсы различного уровня, неизменно привлекающие интерес преподавателей и студентов училищ, колледжей, институтов, университетов и консерваторий. С 2005 года мероприятия подобного рода регулярно проводятся и в Казанской государственной консерватории (КГК) имени Н.Г. Жиганова.
В нынешнем году 5 - 6 декабря в Казани прошел Всероссийский конкурс по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей высших и средних специальных музыкальных учебных заведений: «Пианофорум 2009». Это событие было посвящено предстоящему 65-летию КГК, Году Франции в России и прошло при поддержке Центра французского языка и культуры «Альянс Франсез - Казань».
Организаторами во главе с проректором по концертной работе и международным связям Е.Л. Хакимовой и заведующей кафедрой фортепиано КГК О.Б. Майоровой был разработан очень интересный и привлекательный формат, конкурс привлек внимание небывалого количества участников: было получено около 130 заявок. География участников поистине впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Ижевск, Киров, Красноярск, Чебоксары, Екатеринбург, Астрахань, Саранск, Кострома, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Уфа, Ульяновск, Нижнего Новгород, Нижнекамск и Набережные Челны.
Пьеса французского композитора, выбранная в качестве обязательной, позволила, с одной стороны, выровнять оценочный критерий, с другой - поставила перед исполнителями непростые профессиональные задачи. Свободный выбор второго сочинения обеспечил возможность попробовать свои силы в состязании большому числу студентов и учащихся.
Огромный интерес к мероприятию, проводимому в Казани, обусловлен и тем обстоятельством, что преподавателям и студентам предмета «фортепиано» в условиях учебного процесса сложно продемонстрировать свою работу, обменяться опытом, поделиться наработками. Конкурс же, как явление публичное, открытое, помогает понять и оценить работу по-новому, как бы с внешней стороны, а не изнутри, определить вектор нового развития предмета, скорректировать его текущую деятельность.
Оргкомитету конкурса и уважаемому жюри, в которое вошли видные музыкальные деятели из престижных учебных заведений страны (Толстых Н.П. – доцент МГК им. П.И. Чайковского, Юмашин В.Я. – проректор Учебно-методического объединения РАМ им. Гнесиных, Ульянова Р.А. – проректор по учебной работе Нижегородской консерватории, Игламова А.А. – профессор Казанского университета культуры и искусств, Гарипова Н.Ф. – профессор Уфимской академии искусств им. З.Исмагилова и др.), удалось создать атмосферу единства и праздника. Не было ни завистливых взглядов, ни ажиотажа вокруг дипломов, а был профессиональный диалог между представителями разных регионов и школ. Участники и гости конкурса уезжали из Казани окрыленные, вдохновленные, наполненные желанием трудиться во имя новых творческих открытий и побед.
Такие события служат делу поддержания и укрепления основ системы отечественного музыкального образования. И хочется надеяться, что инициатива, проявленная Казанской консерваторией, найдет свое продолжение в других регионах и что новые великие виолончелисты. Скрипачи, певцы и дирижеры будут радовать нас исполнительским мастерством на «неродном», но от этого не менее любимом фортепиано.
Поделиться: