Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2006
«Здравствуй, Человек!»

Этот девиз написан на визитках преподавателей детской школы искусств № 4 г. Екатеринбурга. «Здравствуй, маленький Человек! Какими бы ни были твои способности – мы готовы быть с тобой рядом, нам это нужно и интересно! Мы готовы помочь тебе найти себя в искусстве, научиться и понимать его, и созидать в нём, стать и добрее и защищённее в этом мире!»

Какой быть школе искусств ХХI века?

Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, нет. Ясно одно – она должна быть многоликой и родной. Поиск своей модели, своего «лица» весьма актуален для тех, кто находится в поиске – по собственной инициативе или под воздействием внешних обстоятельств. На мой взгляд, никогда не исчерпает своих возможностей «классическая модель» - музыкальная школа, художественная школа. Они – носители русских традиций, русской культуры, её первоисточники.

Но школы и не могут и не должны быть одинаковыми, похожими друг на друга, тем более, в одном посёлке, городе, микрорайоне. Ведь детям интересны не только музыка или живопись. Поэтому школам нужно иметь своё собственное лицо, занять свою «нишу». Здесь приходится исходить из запросов детей и их родителей. А как много зависит от кадров – они по-прежнему «решают всё!»

Мы хотим рассказать о наших поисках модели школы и её деятельности.

Муниципальная Детская школа искусств № 4 расположена в одном из «спальных» районов города Екатеринбурга. Вокруг неё в радиусе 1 км – находится ещё 4 школы искусств (две – министерства образования). Контингент – 410 человек, плюс 200 учащихся подготовительного отделения.

Модель школы (как и её концепция) носит название «От года до 18». В её основе – шесть «как можно…», на которых и базируется организация учебного процесса.

  1. Как можно раньше.

Как можно раньше начинать в школе занятия с детьми дошкольного возраста. В течение 3-х последних лет мы занимаемся с детьми в возрасте от 1 года. Это потребовало создания новых программ и методик, а так же подготовки кадров. Было много волнений – как всё это получится? Сейчас это вполне обыденное явление – малыши, не так уж давно вставшие «на ноги» и их мамы вместе на уроке (занятия, конечно проводятся с родителями).

Зачем упускать «золотое» для мамы и ребёнка время, которое они с удовольствием и с безусловно обоюдной пользой могут провести в школе? Результаты работы показывают, что мы на правильном пути.

Подготовительное отделение – необходимая часть структуры школы, оно необходимо для качественного и в нужном количестве набора учащихся в первые классы. За 5 лет (!) проведённых ребёнком в школе можно хорошо его узнать и дать ему достаточную подготовку и рекомендации по дальнейшему обучению на одном из отделений школы.

2. Как можно больше.

Как можно больше предоставить выбор детям. Хореография, музыка, изобразительное и прикладное искусство, театр – модель достаточно универсальна и притягательна для жителей микрорайона. К этой модели школа пришла не сразу. Придя в школу с ребёнком, родители, конечно, останавливают на чём-либо свой выбор. Вопросы соотношения спроса и предложения в ней саморегулируются, но нужно сказать, что в равной степени востребованы все отделения школы и каждое из них имеет свои творческие достижения – Лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, звание «Образцовый детский коллектив».

3. Как можно интереснее.

Как можно интереснее вести учебный процесс. Из шести отделений школы только два – хореографическое и музыкальное имеют в целом «традиционный» программный «пакет», остальные четыре работают по созданным педагогами программам. Здесь необходим и постоянный поиск наиболее эффективных методик преподавания предметов, обновление и развитие педагогического «арсенала» педагога. Незаменимую помощь здесь нам оказывает Свердловский областной методический центр по художественному образованию. Большое значение имеет и разнообразие форм концертно-выставочной деятельности – ведь это необходимая для ученика «прикладная» составляющая его ученичества. Поэтому школьные коридоры – это постоянно обновляющая свою экспозицию галерея, у которой, как минимум, 600 посетителей, а концертный зал – место встреч с родителями и жителями микрорайона детских коллективов и школьной филармонии «Вера. Надежда. Любовь.»

4. Как можно добрее.

Как можно добрее относиться к детям. Сегодня доброта – это дефицит. Общественная жизнь не расположена к «сантиментам», и детям рано приходится сталкиваться с достаточно жесткой реальностью. Эмоциональный положительный заряд в школе просто необходим. Искусство должно быть искренним и позитивным, а совместное творчество – придавать детям чувство уверенности и, в определённой мере, психологической защищённости.

5. Как можно дольше.

Как можно дольше не расставаться со своими выпускниками!

Богатство школы – это её выпускники. Кем бы они в дальнейшем ни были – профессионалами или потребителями в искусстве – их лица в коридорах школы говорят о качестве нашей педагогической (в буквальном смысле) работы. Наличие в школе коллективов-спутников из числа выпускников – это показатель хорошей и учебной, и «человеческой» работы педагогов.

Бывает и так, что дальнейшие (после окончания) занятия в школе приносят и положительные результаты – учащиеся добиваются успехов в другом виде искусства. Так один из наших учеников, Евгений Самойлов, окончив школу по классу баяна, через три года занятий в классе вокала стал Лауреатом международного конкурса вокалистов.

6. Как можно активнее.

Как можно активнее выполнять свою социальную роль. Мы считаем, что сейчас должна быть подвержена изменениям и развитию не только модель школы, но и сама социальная роль учреждения дополнительного образования детей. На наш взгляд, она должна более активно выражаться и в гуманизации как процесса образования, так и общества. Ведь искусство – это прекрасный катализатор созидательного, и оно должно быть социальным. Мы хотим рассказать об этой нашей работе немного подробнее.

В 1999 году детская школа искусств № 4 г. Екатеринбурга открыла отделение лечебной педагогики и социальной терапии, где начали заниматься дети-инвалиды с ограниченными умственными возможностями, в том числе с отсутствием речи и «необучаемые», это те, удел которых – сидеть дома и которых общество пока «отторгает». И эта, по крайней мере, неординарная, а скорее в то время, «безумная» идея начала реализоваться в рамках школы искусств! Она сразу нашла поддержку в администрации Ленинского района, управления культуры города, министерстве культуры Свердловской области. Мы искренне благодарим министра культуры Ветрову Наталью Константиновну и заместителя министра Шибанова Глеба Андреевича за личное участие в нашей работе. Уже в 2000 году на совещании директоров методкабинетов, министерств культуры республик и областей Уральского региона «Большой Урал» были показаны первые результаты, которые получили положительную оценку.

Для этой работы нужны подготовленные кадры. И на базе ДШИ № 4 уже 5 лет работает региональный семинар (срок обучения – три года) по подготовке лечебных педагогов и социальных терапевтов, установлены прочные международные связи и зарубежные специалисты делятся своим опытом со слушателями семинара.

Сейчас в школе на отделении лечебной педагогики и социальной терапии работает 11 штатных педагогов, а первыми были Малкова Ю.Н. и Ефремова Т.В.

Малкова Ю.Н. – прирождённый лидер. Она смогла создать на отделении коллектив педагогов-единомышленников, использовать широкие возможности межотделенческих и межпредметных связей в школе для реализации проекта, найти прогрессивную методику обучения.

Справка:

Малкова Юлия Николаевна, 40 лет, заведующая отделением. Первое высшее образование – инженер-электромеханик, далее дефектолог-логопед, лечебный педагог. Руководитель регионального семинара по подготовке лечебных педагогов и социальных терапевтов. Участник международных конференций в Швеции, Австрии, Германии, Швейцарии, Минске, Молдавии.

Соискатель по защите кандидатской диссертации на кафедре специальной педагогике и спецпсихологии Института специального образования Уральского педагогического университета. Со своими детьми – хормейстер, режиссёр-постановщик, художник, танцовщик, флейтист …

Ефремова Татьяна Валерьевна, 49 лет, преподаватель фортепиано. Образование – Уральская государственная консерватория. Руководитель школьной филармонии «Вера – Надежда – Любовь». Ей принадлежала идея открытия отделения. Человек разносторонний, одарённый – поэт, художник, прекрасный исполнитель, сказочник – она занимается с детьми-инвалидами в классе фортепиано и в инструментальном ансамбле. Её проекты «Здравствуй, Человек!» дважды финансировались из целевой программы министерства культуры Свердловской области.

В настоящее время в школе на отделении лечебной педагогики и социальной терапии учатся 36 детей. Выступают на фестивалях, концертах, проводят праздники, ездят к друзьям в гости в другие города. Школа для них – родной дом. Они постоянно общаются с детьми, с педагогами, имеют в школе свои обязанности. Они – неотъемлемая часть нашего учебного коллектива и прекрасно это знают, понимая, что и они – такие же ученики и артисты.

Не знаем, может быть, это и не связано напрямую, но один из наших учеников – Юшин Саша, стал серебряным призёром специальных Олимпийский игр в Токио в 2004 году (для людей с отклонением в интеллектуальном развитии).

В 2006 году школе присвоен статус экспериментальной площадки Института развития регионального образования Свердловской области. Думается, что сотрудничество учреждений разных министерств (культуры, общего и профессионального образования) откроет новые возможности и пути реализации этого зародившегося в нашем обществе процесса.

Заканчивая свой рассказ о нашей школе, хотим заметить, что у нас, как нам кажется, есть что-то общее с уважаемой газетой «Играем с начала!», особенно в названии. Итак, «Здравствуй, Человек!».

Поделиться:

Наверх