АРХИВ
01.10.2011
УРАВНЕНИЕ ИЗ ТРЕХ «З»

Большинство учеников музыкальных школ с удовольствием ходят на уроки по специальности, чего не скажешь об уроках сольфеджио. Охотно занимаясь на своем инструменте, они крайне редко проявляют самостоятельную тягу к теоретическому изучению аккордов, гамм и написанию диктантов. Сольфеджио – «камень преткновения» и для преподавателей. Как заинтересовать, чтобы научить? Вероятно, надо организовать учебный процесс так, чтобы дети учились, «играя». Это нелегко, но эффективность такого метода не оставляет никаких сомнений. Его последовательный приверженец - заслуженный работник культуры России, преподаватель МГКМИ им. Шопена и заведующая теоретическим отделением ДМШ при колледже Е.М. Золина.

Елена Михайловна Золина известна российским теоретикам как автор рабочих тетрадей, музыкально-теоретического справочника для детей младшего возраста и их родителей и учебника по сольфеджио для старших классов. За всеми этими трудами лежит ее собственная многолетняя практика, наблюдения и эксперименты. Игра, по мнению Елены Михайловны, - главная составляющая урока, ведь в сравнении с другими школьными дисциплинами урок сольфеджио длится в два раза дольше.

На уроках Е.М. Золиной от начала до конца сохраняется стопроцентная работоспособность детей. Ученики в группах подбираются так, чтобы уровень подготовки у всех был примерно одинаковый. Я присутствовала на ее уроке в седьмом классе школы при Колледже имени Шопена, и меня поразил тот азарт, с каким дети пели с листа, определяли аккорды на слух и выполняли упражнения на рояле. «Разнообразие форм работы на уроке, вовлечение учеников в активные поиски ответов на вопросы, творческое сотрудничество – вот что способствует достижению нашей педагогической цели», - говорит Елена Михайловна.

Хорошо проведенный урок – это, прежде всего, тщательно спланированные задания, подготовленные музыкальные примеры (кстати, присутствуя на уроке, я не заметила ни одного инструктивного примера). Вся звучащая музыка – это либо песни с репликами героев, которые дети разыгрывают как сценки, либо яркие примеры из музыкальной литературы. При этом Елена Михайловна всегда сообщает название и автора того произведения, с которым предстоит работать: «Все упражнения должны быть связаны с музыкой. Иначе сольфеджио как предмет лишается всякого смысла».

О специфике своих игровых уроков Елена Михайловна говорит так: «Я не считаю, что изобрела какую-то новую методику развития слуха. Но, пожалуй, можно сказать, что я придерживаюсь некоторых методических принципов. Или, как я говорю, «уравнения из трех «з»: занудство+занимательность=Золина. Нужно уметь превратить нудные упражнения в занимательную игру. Что касается теории, то я отношусь к ней очень серьезно. Есть преподаватели, которые слишком увлечены теорией на уроках. Или, наоборот, почти не занимаются ей, отдавая предпочтение творческой практике. Теория – фундамент. Но насколько нелепо было бы построить фундамент и не возвести на нем здание, настолько же смешно изучить теорию, не научившись применять ее в творчестве. Важно научить детей слушать музыку осмысленно, уметь направить внимание на нужные детали, воспринимая при этом произведение целиком».

В беседе с Еленой Михайловной Золиной, продолжившейся после школьного урока, особенно интересно было получить ответы на некоторые предельно конкретные вопросы:

- Насущный вопрос для всех учащихся – как не запутаться в ритмическом разнообразии музыкального диктанта. Какие методы развития ритма вы используете?

- Развитие чувства ритма у детей необходимо начинать с самого начала обучения в школе и, не прекращая, совершенствовать до самого выпуска. Чтобы хорошо ориентироваться в ритмическом разнообразии музыки, я использую слогоритмы. Моя система слогоритмов базируется на методике, которая использует разные варианты слогов: та, ти-ти; дон, ди-ли. Мне ближе вариант дон, ди-ли, которым пользуется М.Андреева в своем замечательном учебнике «От примы до октавы». Развивая идею слогоритмов, мы с учениками в процессе игры пришли к словам-ритмам. Для этого мы используем слово, которое совпадает с ритмической фигурой по количеству слогов, а значение слова соответствует ее характеру. Например, триоль хорошо ложится на слово «выскочка», пунктир – на слово «скачем». Вариантов может быть множество. Такие «слова-ритмы» позволяют проговаривать ритмические диктанты и упражнения, привыкая к ассоциациям ритмических фигур с определенными словами.

- Как привычка к мышлению ритмослогами отражается на написании диктантов?

- Как раз задача этих слогоритмов в том и заключается, чтобы, встречая в музыке ритмические фигуры (которые в большинстве своем часто повторяются), ученики слышали и с помощью словесных ассоциаций наглядно представляли их написание. Это помогает не только в диктантах и чтении с листа на сольфеджио, но и по специальности, особенно при разборе нового произведения.

- То, что отличает ваши уроки от уроков большинства преподавателей-сольфеджистов, это постоянная игра - особенно в работе с учащимися младших и средних классов. Какими могут быть игры на уроках для гармоничного развития слуха?

- Я могу поделиться некоторыми играми, которые сама использую на уроках. Любая игра это плод фантазии учителя. Главное, чтобы ее цель была – развить в ребенке определенные навыки, связанные с данной темой урока. Например, чтобы усвоить «звукоступени» тональности (а это необходимо для того, чтобы свободно ориентироваться в ней), мы играем так: «Я учителем родился, не на шутку рассердился. Все ступени в фа мажоре мне ужасно надоели, кроме… пятой» (тут дети говорят ноту, которой соответствует пятая ступень в этой тональности), и т. д. Тому, кто назвал больше правильных ответов, присваивается титул «мистер (мисс) фа мажор». Как видите, это обычное упражнение, которое используют многие преподаватели, но облеченное в занимательную игру.

Иногда мы играем в фанты (на самом деле прорабатываем интонирование различных мелодических оборотов – например, опевания). Я пою два звука. Ученики (по очереди) третий - так, чтобы получилось опевание. Если у ребенка не получается выполнить задание, с него берется фант (ластик или карандаш). Потом фанты разыгрываются. «Что сделать этому фанту?» - спрашивает ведущий. Задания, которые, как вы догадываетесь, даю я, сводятся все к тому же: спеть тоническое трезвучие и опевание пятой ступени.

Игра в салочки. Я пою мелодию, не называя нот, дети должны пропеть ее нотами. Спели правильно - значит «догнали» меня. «Бегу» дальше, то есть пою новую мелодию. Вот вам и устный диктант.

Игра в ручеек. Бегущий «ручеек» должен выбрать свою одноименную тональность и встать с ней в пару. А пары параллельных тональностей исполняют дуэты на слова собственного сочинения. Концерт дуэтов можно завершить каноном энгармонически равных тональностей. Первый поет легкую попевку, например, в фа-диез мажоре. Другой – вторит ему в энгармонически равной тональности. Конечно, эта игра требует специальной подготовки. Спонтанно на обычном уроке такую игру осуществить будет сложно. Для этого существуют олимпиады. Легкие, увлекательные, на которых можно осуществить множество подобных игр между детьми разных групп.

Общеизвестен факт, что в младшем возрасте у детей преобладает образное мышление. Для того чтобы научиться слушать и узнавать септаккорды, дети 2-3 классов представляют аккорды героями какой-либо сказки. Например, малый с уменьшенной квинтой септаккорд для них – безутешный Пьеро, малый мажорный – жизнерадостный Буратино и т.д. Памятуя китайскую пословицу: «рисунок стоит тысячи слов», - также можно предложить детям нарисовать «образы» аккордов (и для каждого ребенка его рисунок становится образной ассоциацией с этим аккордом). Так дети приучаются воспринимать окраску и выразительность аккордов.

Конечно, в средних и старших классах начинаются другие «игры». Скажем, при проработке нисходящей септимы мы поем отрывок из песни П. Чайковского «Кукушка» (в которой неоднократно звучит малая септима вниз). Получается небольшая музыкальная сценка. Дети поют, распределившись по ролям: рассказчик, кукушка и скворец. Потом всей группой можно спеть секвенцию на мотив из этой песни. Важно еще учитывать, что к 5-6 классу происходит достаточно четкое «расслоение» на профессионально нацеленных учеников и тех, кто не собирается дальше учиться профессионально. Это не означает, что надо заниматься с разными группами по разным программам. Но материал для диктантов и слухового анализа должен быть разным.

Хочется подчеркнуть, что занятия с учениками, которые не выбрали музыку своей профессией, возлагают особую ответственность на педагога. От того, как мы будем учить их слышать музыку, в большой степени зависит, вырастут ли из наших выпускников профессиональные слушатели музыки. Я убеждена, что слушателя, любителя музыки нужно учить с такой же тщательностью и любовью к ученику, с какой мы относимся к будущим нашим коллегам. Любовь к музыке и детям вселяет надежду, что концертные залы будут наполнены чуткой, «слышащей» аудиторией.

Поделиться:

Наверх