Top.Mail.Ru
АРХИВ
12.04.2012
НЕСКУЧНАЯ ТЕОРИЯ

Конец марта – традиционное время для проведения ежегодной московской теоретической олимпиады для школьников в МГИМ им. А.Г. Шнитке. В этом году она прошла уже в двенадцатый раз.

Мартовская теоретическая олимпиада – настоящее событие для многих преподавателей и учащихся МГИМ им. А.Г. Шнитке. Компактное, очень емкое по содержанию действо проходит в течение всего одного дня. Неизменными организаторами и авторами творческих заданий являются преподаватели колледжа и института - О.С. Фадеева, О.В. Громова, А.Е. Дадиомов, И.О. Клесова. Об особенностях олимпиады корреспондент Елизавета Андрианова беседовала с преподавателем теоретических дисциплин Ольгой Викторовной Громовой.

- Ольга Викторовна, какие цели вы преследуете при подготовке ежегодных теоретических олимпиад?

- Наша олимпиада, как, впрочем, и другие подобные конкурсы, направлена на выявление ярких детей. Заметить ребят с неплохой перспективой развития в музыкальной сфере и дать им возможность ранней профессионализации – вот, пожалуй, то, для чего олимпиада нужна. Участвуя в ней, совершенно не обязательно становиться впоследствии теоретиком. Олимпиада показывает общий культурный уровень человека, его способность к профессиональному мышлению, то есть те качества, которыми должен обладать любой музыкант. Кроме того олимпиада, проводимая в МГИМ им. А.Г. Шнитке, это хороший повод для ребят узнать о нашем учебном заведении. Кстати, многие наши студенты прошли через олимпиаду. И это не единичные случаи, а сложившаяся система. Например, нынешний второй курс колледжа в подавляющем большинстве – участники и победители теоретической олимпиады. Но некоторые ребята становятся студентами других ведущих музыкальных колледжей, таких как колледжи при Московской консерватории или институте им. Ипполитова-Иванова.

- Это свидетельствует о высокой планке олимпиады. Интересно, как развивались профессиональные требования к ее участникам?

- Если рассмотреть олимпиаду в историческом срезе, то в первые годы ее проведения требования были минимальны. Но уже тогда мы понимали, что олимпиада должна отражать весь спектр знаний ребят соответственно возрасту и классу. Со сменой поколений менялся и наш подход к подготовке заданий. Современные дети сильно отличаются от тех, что учились 5, 10 лет назад. Их жизнь насыщена компьютерными технологиями. При правильной организации технологические новшества могут помочь ребенку в учебе, но в младшем возрасте чаще всего это значительная помеха на пути к обучению.

- Каковы же современные требования с учетом особенностей нынешнего поколения участников?

- Нам важны не только знания, которые дети получают в школе. Многие задания ориентированы на знания и профессиональные навыки ребят, но есть особые задания на мышление. В этом году для 4 класса мы подготовили любопытные загадки: разноцветными фломастерами расчертили линии, а ниже поменяли цвета местами. Многие ребята с удивительной легкостью сообразили, что в этой загадке скрывается обращение, кто-то даже усмотрел последовательность функций. Очень радует то, что дети открыты к новому, они не боятся мыслить, способны найти оригинальный подход к задаче. Также дети великолепно справляются с заданиями логическими, проявляют аналитический склад ума - это очень приятное открытие последних лет.

- Ваша олимпиада имеет особую структуру - расскажите о ее составляющих?

- Нам кажется целесообразным разделять участников не по возрастным группам, а по классам. Таким образом, дети находятся в равных условиях и при подготовке к олимпиаде могут расширить и углубить свои знания в соответствии со школьной программой.

Что касается структуры олимпиады, то она подразумевает несколько частей: слуховые упражнения, музыкальная грамота и элементарная теория музыки, музыкальная литература и творческие устные задания - так называемый второй тур. Во второй тур попадают те дети, которые набрали наибольшее количество баллов в первом туре. Обычно финалисты читают с листа, поют двухголосие, импровизируют на заданный аккомпанемент. Несколько лет назад единственный раз за всю историю нашей олимпиады даже был вручен Гран-при за художественное исполнение импровизации. Слушать эту участницу было настоящим удовольствием.

- Обратимся к статистике. Какие результаты показывают участники? Какие задания у ребят получаются лучше, а какие – застают врасплох?

- Дети всегда показывают разные результаты. Но мы стараемся поощрить всех. Участникам присуждаются места или грамоты за участие, которыми награждаются прошедшие во второй тур. Ведь попавшие на олимпиаду – вовсе не случайные ребята. За этим стоит гигантский труд их преподавателей и, конечно, детский труд.

Успехи ребят в разных блоках тоже бывают неравнозначны. Например, с теорией участник справляется неплохо, а по музыкальной литературе набирает минимальное количество баллов. К сожалению, это тенденция времени. Слуховой опыт современных детей очень мал: государство не ставит перед собой цель популяризировать хорошую музыку, большинство средств массовой информации сосредоточены на новостях и легкой, развлекательной музыке. Детям попросту неоткуда набирать слуховой багаж! Единственный оазис – музыкальная школа, на которую падает серьезная нагрузка.

Иногда мы включаем в олимпиаду элементы викторины. Конечно, это бывают самые яркие и, по идее, легко узнаваемые номера, такие как «Полет шмеля», «Полет валькирий», фрагмент из Первого фортепианного концерта Чайковского – та музыка, знание которой говорит об общей культуре ребенка и его семьи. Увы, не всем под силу выполнить такое задание. Это повод серьезно задуматься.

- Каждое последующее проведение олимпиады - новый этап. Что нового было в этом году?

- Наша особенность заключается в том, что за 12-летнюю историю мы не повторили ни одного задания. Каждый год мы придумываем что-то новое, так что трудно предугадать, что будет в следующий раз. Эту олимпиаду мы повернули в игровое русло. Кроссворды, филворды, шарады не просто оживляют действие, но помогают быстро ухватить самое главное: если ребенок знает основные музыкальные термины, то и с заданием он справится легко и быстро. Мы никогда не даем однотипных заданий. Наш принцип – кратко и емко. Ведь детское внимание неустойчиво, его нужно правильно организовать, чтобы получить хороший результат.

- Ольга Викторовна, кроме ежегодной олимпиады у вас уже в седьмой раз состоялся конкурс молодых композиторов, также ежегодный. Какой вам видится современная творческая молодежь?

- Мы исходим из того, что ребенок должен иметь стремление к творческому самовыражению. И потому рука об руку с теоретической олимпиадой у нас идет конкурс молодых композиторов. Нередко на конкурсе можно встретить участников олимпиады. Вот уже третий год подряд председателем жюри конкурса является заслуженный деятель искусств РФ, профессор РАМ им. Гнесиных К.Е. Волков. Наша общая цель - выявить детей, которые уже ярко проявляют себя или имеют сильное стремление себя проявить. Конечно, не во всех школах преподается композиция, но ребята любят сочинять и очень хотят этому научиться. Мы всегда учитываем и поощряем такие стремления.

- Чем вас радует ваша олимпиада?

- Отрадно, что среди участников всегда есть очень талантливые дети!

Поделиться:

Наверх