«Проблемы функционирования и развития системы начального художественного образования в городском округе Балашиха» - этой теме была посвящена представительная встреча, прошедшая в формате круглого стола в подмосковной Балашихе. На ней обсуждались и конкретные проблемы школ искусств округа, знакомые, впрочем, великому множеству российских школ, и также волнующие всех более широкие, именно системные вопросы.
Почетными гостями круглого стола стали представители федеральной власти и городской администрации, Министерства культуры Московской области, крупных общественных организаций. Почти к каждому из гостей с нередко острыми вопросами обращались основные участники встречи - преподаватели ДШИ и ДМШ городов Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Купавна, Щелково, а также московской ДШИ им. М.А. Балакирева (всего присутствовало около 300 человек).
Обязанности ведущей круглого стола выполняла заместитель начальника Управления по культуре, физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации г/о Балашиха Чернова М.А., представившая и основной доклад по заявленной теме встречи. В тезисном изложении суть доклада сводится к нескольким пунктам:
- 1. Краткая историческая справка о функционировании и развитии системы начального художественного образования в России. Проблемы, характеризующие состояние школ искусств как звена единой системы дополнительного образования на муниципальном уровне, а именно:
- организация научной и инновационной деятельности системы;
- систематизация концертно-просветительской деятельности школ искусств;
- психологическая служба (ее отсутствие) в учреждениях системы;
- отсутствие полноценной системной методической службы муниципалитетов;
- недостаток специалистов, занимающихся развитием образования;
- недостаточная специализация управленческих функций.
- 2. Краткая характеристика системы начального художественного образования в г/о Балашиха:
1) представлен анализ состояния системы в таблице:
- 7 школ искусств,
- количество выпускников за годы существования школ – 7485,
- рост контингента – от 575 до 2024 учащихся,
- рост преподавательского состава – от 88 до 205 человек,
- количество правонарушений среди учащихся – 0,01%,
- количество выпускников, чьи дети пришли учиться в школы искусств, – 25%, 1823,
- количество выпускников, продолживших музыкальное профессиональное образование в ссузах и вузах - 477,
- количество выпускников, продолжающих сотрудничество со школой искусств – 37%, - 2734;
2)проанализированы особенности системы; приоритеты, преимущества ДШИ г/о Балашиха:
- поэтапное сохранение и развитие сети учреждений начального художественного образования в рамках отраслевой принадлежности;
- открытие 8 новых отделений школ искусств в различных микрорайонах города.
- а) Среди населения городского округа очевидна большая востребованность ДШИ, но существующие ограничения в муниципальных помещениях не дают возможности дальнейшего развития сети отделений и увеличения контингента. (Приведена Таблица расчета площади на 1 обучающегося: в основном 3-4 кв.м., в ДШИ № 5 – 1,5 кв.м.).
- б) Каждая школа искусств нашла свой путь развития. В целом ДШИ реализуют от 1 до 7 целевых программ, развивают проектную деятельность.
- в) Система начального художественного образования имеет огромный внутренний потенциал: инновационные направления общественно значимого и научного векторов, направление интеграции в образовательном процессе, а также научная и музейная деятельность.
После доклада последовали вопросы и высказывания участников круглого стола.
От лица преподавателей и руководителей школ директор ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова г/о Балашиха Ковалева Г.В. обратилась с предложением к В.В. Немировой - помощнику депутата Совета Федерации Федерального собрания РФ И.Ю. Брынцалова:
- На наш взгляд, необходимо сделать все, чтобы как можно скорее вошел в действие федеральный закон «Об образовании», чтобы были разработаны госты для нашей системы. Мы хотели бы быть уверенными, что система музыкальных школ будет развиваться и совершенствоваться.
В своем ответе Немирова В.В. заметила:
- Новый закон «Об образовании» сейчас очень актуален и требует большой совместной работы учреждений образования и Министерства образования РФ. Мы над этим вопросом уже давно работаем, будем оказывать содействие тому, чтобы учреждения отрасли культуры и искусства – ДШИ, ДМШ, ДХШ - функционировали в своем особом статусе учреждений художественного образования, без слова «дополнительное». Не надо нам это слово в определении статуса наших школ.
Эту позицию поддержала и заместитель руководителя Администрации г/о Балашиха Золотарева Л.Л.:
- Надеюсь, что новый закон «Об образовании» защитит наше детское население и начальную ступень художественного образования, а школы искусств и музыкальные школы получат статус не дополнительного, а эстетического образовательного учреждения.
О необходимости помогать школам на всех уровнях, начиная с законодательного, говорил и заместитель председателя Совета депутатов г/о Балашиха Шестаков А.В., видя в работе школ важную общественную пользу:
- Эстетическое воспитание помогает решать социальные проблемы – предупреждать преступность, наркоманию и другие издержки социального воспитания. С помощью искусства мы решаем большую социальную проблему.
Другую не менее волнующую тему подняла директор балашихинской ДШИ № 7 Грибова О.И.:
- Наши школы искусств занимают определенную нишу в муниципальном пространстве, в том числе в образовательном. Но система образования тоже развивает культурно-досуговую отрасль для учащихся общеобразовательных школ. И в этом смысле мы - две взаимосвязанные системы. Однако процесс наших взаимоотношений очень неровный – от абсолютно полного взаимопонимания до отступления от взаимовыгодных отношений. Вопрос к Управлению по образованию: можно ли сделать так (или - как это сделать), чтобы наши две системы выстраивали свои взаимоотношения на паритетной основе, чтобы не было зависимости от субъективных причин? Возможно, поможет Договор о партнерстве, определяющий отношения двух систем на ближайшие годы?
Главный эксперт Министерства культуры Московской области Ширшикова Т.Е. соглашается:
- Вопрос совместного существования учреждений образования и культуры стоит остро. Но здесь, конечно же, необходимо не противостояние, а понимание, поддержка и сотрудничество двух образовательных систем.
Директор ДМШ № 2 Балашхи Боровская Г.В. считает крайне важным «решить вопросы закрепления и поддержки молодых кадров в ДШИ и ДМШ, проводить системную работу с выпускниками школ искусств, готовящихся к поступлению в средние и высшие учебные заведения».
Присутствовавший на круглом столе заместитель директора Института музыки МГУКИ, профессор Матвейчук В.П. пригласил выпускников балашихинских школ учиться в Университете культуры и искусства, пояснив:
- У нас в последние годы развиваются направления, не требующие специальной подготовки в средних учебных заведениях. А с введением новых стандартов выпускники ДШИ и ДМШ получат возможность поступать в университет, минуя среднее звено, на все специальности. Руководство нашего университета заинтересовано в талантливой молодежи и готово к встречам и консультациям не только в Дни открытых дверей, а постоянно.
Еще один острейший вопрос был задан директором ДШИ № 6 г/о Балашиха Гринько М.В.:
- Я обращаюсь к председателю обкома профсоюза работников культуры Московской области Бирюковой Г.Е.: как Вы относитесь к реорганизации бюджетных учреждений и переводу учебных учреждений в автономные?
Бирюкова Г.Е. так объяснила позицию профсоюза:
- Задача Обкома профсоюза - не допустить развала учреждений при переходе в финансовый статус новых бюджетных и автономных учреждений. На сегодняшний день наблюдается как отрицательный опыт (в Тюмени, Краснодаре), так и положительный. У наших соседей в Домодедово осуществлен безболезненный переход благодаря мощной финансовой поддержке муниципалитета. Как будет проходить процесс в других районах – большой вопрос! Законы есть, а подзаконных актов, гарантирующих учреждениям культуры уверенное существование, развитие и процветание в новом финансовом статусе, – нет.
В Министерстве культуры Московской области ситуацию видят несколько иначе, судя по высказыванию Ширшиковой Т.Е.:
- Автономные учреждения, АУ, – это та форма, которая в современных экономических условиях позволит учреждениям культуры хорошо развиваться. Надо не бояться АУ, а изучать нормативные документы и выстраивать деловые, договорные отношения с влияющим на автономное учреждение учредителем, причем выстраивать четко, жестко и компетентно.
Помощник депутата Совета Федерации Немирова В.В. высказала свою точку зрения, обратившись к аудитории:
- Как человек, имеющий отношение к музыкальным школам, призываю вас сообща бороться за нашу систему - писать в высокие инстанции о проблемах функционирования и развития школ, поднимать общественность. А еще - десять раз подумать, прежде чем переходить в статус автономных учреждений!..
В завершение встречи Чернова М.А. резюмировала: «Смысл круглого стола – не подводить итоги, а обозначить проблемы. Но самое главное это то, с каким документом мы обратимся в Совет Федерации Федерального собрания РФ, в Министерство культуры РФ». Таким документом стала принятая резолюция круглого стола.
Поделиться: