АРХИВ
31.01.2017
ВЛЮБИТЬ В ТВОРЧЕСТВО
Купавинская ДМШ в обучении детей с неярко выраженными музыкальными способностями опирается на их естественную потребность делиться своим искусством с другими

Что в первую очередь интересует учредителей? Разумеется, контингент учащихся, соответствующий федеральным требованиям, как и прописано, без всяких сантиментов, в учредительных документах. На самом деле проблема пресловутого контингента – что называется, с двойным дном. Мало осуществить набор детей, преподавателю всегда сложнее довести до выпуска всех, кто пришел «первый раз в первый класс», даже близко не представляя, какой объемный труд ждет впереди…

Станет интересно

В начале 2000-х в ДМШ, расположенной в городе Старая Купавна Ногинского района Московской области, как и в других музыкальных школах, были и недоборы, и текучка. Впервые численность учащихся повысилась в 2005 году. И для того чтобы удержать детей, были использованы все известные методы: открывали отделения, предоставляли выбор предметов. Но угроза текучки все-таки тревожила, а помощи ждать извне было бессмысленно – все по той же причине: для муниципальных заданий контингент – это просто цифра, углубляться во внутренние проблемы им ни к чему. Зависимость прямая: есть количество детей – есть финансирование. А на нет и суда нет.

Для педагогов же важно, чтобы ребенок целенаправленно прошел путь от поступления в школу до ее окончания. Следовательно, нужна мотивация, причем не только для одаренных детей, но прежде всего для тех, за счет которых и существует текучка.

Есть неоспоримое наблюдение неофициальной статистики: среди детей, поступающих в музыкальные школы и детские школы искусств, по-настоящему одаренных не более 20%, остальные – так называемые середнячки, которым предстоит вариться исключительно внутри школьного котла.

Между тем чуткий педагог понимает, что на самом деле талантлив (на собственном уровне) каждый ребенок. И если его занятость ограничивается только уроками и экзаменами, учеба в ДМШ становится неинтересной и обременительной. Одаренные дети живут совсем другой жизнью: блистают на сцене, возвращаются с конкурсов победителями. Это – мощная мотивация к учебе, а в дальнейшем и к выбору профессионального пути. Значит, необходимо найти способ и середнячков замотивировать в той же степени, что и лидеров, вывести их за круг «пришел – ушел, получив свои тройку-четверку на уроке». Так в школе появился уникальный проект «Равный среди лучших».

«Мы начали искать, – рассказывает директор Купавинской ДМШ Светлана Корнеева, – совсем простые конкурсы. Такие, где нет трех туров. В основном ранние конкурсы прошлых лет организовывались при методических объединениях либо при учебных заведениях среднего профобразования отрасли. Это музыкальные колледжи – понятно, что они проводятся среди одаренных детей. И часто в несколько этапов: пройти их очень тяжело. Не все дети могут участвовать в подобных мероприятиях».

В нулевые годы стали появляться творческие объединения, которые на коммерческой основе предоставляли в числе прочих услуги по проведению одноэтапных конкурсов. В жюри при этом присутствовали профессионалы с регалиями, званиями. И школа стала сотрудничать с такими творческими центрами, направляя на конкурсы середнячков.

Что давало детям участие в таких конкурсах? Прежде всего, и у них, и у родителей поменялось отношение к музыкальным занятиям: стало интересно, появились амбиции. Все чаще звучали магические слова: «Я еду на конкурс!», и они подстегивали детей. Среди юных музыкантов завязывалось реальное состязание, и в итоге проблема текучки таяла на глазах, пока и вовсе не ушла для школы в прошлое. Новые своды жизни стали находить ощутимый отклик в родительской среде: детям покупались более дорогие инструменты для домашних занятий, и с их стороны уже ни разу не прозвучало «нам это не надо» или «мы никуда не поедем».

Первые конкурсные выезды планировались в ближайшие города, прежде всего в Москву. Вначале занимали, как правило, третьи места, потом вторые, затем решили расширить географию, отправившись в Петербург и… вернулись с дипломами лауреатов разных степеней и очень хорошими отзывами жюри. После таких удивительных событий совсем не удивительно, что середнячки не только прошли всероссийские конкурсы, но и отправились за рубеж, например на конкурс вокалистов «Под крышей Парижа». Струнный ансамбль «Кантилена» съездил в Италию – на «Итальянский сапожок», а скрипачи Купавинской ДМШ совместно с московской ДШИ им. С.Т. Рихтера показали высокий класс в Финляндии в проекте «Музыка без границ».

Так, в Купавинской детской музыкальной школе исчезло понятие «средних по уровню детей». И уже всем стало ясно: то, что каждый ребенок талантлив, – не выдумка педагогики, а истина в первой инстанции, просто необходимо добавить несколько слов: «при условии наличия у него мотивации».

За пять лет практически все учащиеся этой школы стали участвовать в конкурсах. Не все – сольно, многие в групповом составе. Если ребенок не обладает яркими способностями, не может себя выразить как солист, то грех не попробовать вовлечь такого воспитанника в малые формы коллективного музицирования. Так у школы появился струнный ансамбль «Кантилена», который знают сейчас далеко за пределами Московской области. «Чудесный ансамбль, – отзывается Светлана Юрьевна, – ведь к нам пришел новый преподаватель, Проводина Татьяна Альпиевна. Она приехала из Воркуты и сама предложила собрать ансамбль для младших классов». Но это не всё. И среди младших, и среди старших классов начали формироваться духовые ансамбли, смело бравшие награды уже на серьезных конкурсах. И, как следствие, наступил этап благотворительных концертов.

Подарить мечту

«А не организовать ли нам еще концерт помимо отчетного?» – подумали в школе. Отчетный концерт длится не более полутора часов и не может вместить все номера, с которыми ребята выступали в конкурсных программах.

Не секрет, что многие школы сейчас занимаются благотворительностью. Вот и Купавинская ДМШ обратилась к главе города с такой инициативой. «У меня весь педагогический коллектив – играющий, участвуют в проектах Министерства культуры Московской области», – убедила директор. Действительно, учителя Купавинской ДМШ продолжают участвовать и побеждать в конкурсах, где есть номинации от 18 и старше, причем вместе с детьми, вдохновляя своим примером учеников.

Первый благотворительный концерт с названием «Мелодии надежды, мелодии добра» состоялся при содействии Купавинского поселкового совета народных депутатов в 2014 году. Давали его перед жителями города с целью собрать деньги для тяжелобольных детей.

У каждого ребенка на свете есть мечта. И дети-инвалиды в своих помыслах – не исключение, только вот их мечты в сравнении с запросами их здоровых ровесников – совсем иные. С.Ю. Корнеева, прекрасно понимая это, связалась с докторами и по совету обратилась в три семьи: один мальчик мечтал о компьютере, чтобы можно было общаться со сверстниками и смотреть фильмы; второй ребенок, который передвигаться самостоятельно не может, по словам его мамы, очень хотел побывать в сквере, который видит из окна (значит, нужна инвалидная коляска); третьему срочно необходим специальный массаж.

…Зал был полон! За первый концерт удалось собрать около 80 тысяч рублей; это, согласитесь, немалые деньги. Отрадно, что этой суммы хватило, чтобы желания троих детей стали реальностью! Перед началом концерта зрители узнали, куда пойдут их средства. Концерт продолжился, игру детей подхватили преподаватели.

Следующий благотворительный концерт, на 70-ю годовщину Великой Победы, был адресован в первую очередь ветеранам. Он и был назван строкой из знаменитой песни на стихи Евтушенко «Хотят ли русские войны?». В 2016 году к учителям и врачам был обращен концерт с трогательным названием «На ваших душах держится земля». Вновь – полный зал, вновь – слезы на глазах зрителей: многие из них впервые видели своих учеников и пациентов в роли артистов.

Выступления, несомненно, вознаградили одаренных и просто способных детей волшебством сцены. И грань между ними стерлась. Психолог Элис Пол Торренс сказал, что «счастье и хорошее психическое здоровье возможны, главным образом, тогда, когда человек полностью реализует свои способности». И вот тогда приходит успех, – но главное даже и не успех сам по себе. А то, что вся работа школы направлена на то, чтобы счастливы стали не только ее воспитанники, но и те, кому они дарят свое искусство.

На фото С. Корнеева

Поделиться:

Наверх