Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.04.2013
ГОД ДАРГОМЫЖСКОГО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

27 марта в московской ДШИ им. А.С. Даргомыжского состоялись два события - международная практическая конференция «Русская музыка XIX века как организующий фактор мировой музыкальной культуры» и I Московский международный фестиваль «А.С. Даргомыжский и его современники в России и Европе».

Директор И.А. Усачева рассказала о школе и о том, как проходит юбилейный год знаменитого русского композитора.

- В честь 200-летия со дня рождения А.С. Даргомыжского ДШИ в течение 2013 г. реализует проект «Золотой фонд отечественной музыкальной культуры – гордость России», который направлен на популяризацию лучших образцов русской музыки. В рамках проекта проходит цикл тематических мероприятий, посвященных Даргомыжскому, – концерты, музыкально-литературные вечера, выставки, мастер-классы, фестивали, конференции.

В школе замечательный творческий коллектив. Наши учащиеся под руководством своих педагогов неоднократно занимали первые места на различных общероссийских и городских конкурсах. Я сама являюсь победителем московского и российского конкурса "Менеджер года" и конкурса "Женщина-директор года". В этом году наша школа стала победителем конкурса «Лучший работодатель города Москвы» и заняла первое место на Всероссийском конкурсе «Росийская организация высокой социальной активности» в номинации "За развитие кадрового потенциала". Кадры – это наш талантливый коллектив, благодаря которому учащиеся ежегодно становятся лауреатами.

Международная конференция

Цель конференции «Русская музыка XIX века как организующий фактор мировой музыкальной культуры» – пропаганда и популяризация русской музыки и творчества А.С. Даргомыжского, обмен знаниями и опытом в области педагогики музыкально-исполнительского искусства.

Впечатляет география – участники прибыли из различных уголков России, от Пермского и Краснодарского краев до Санкт-Петербурга, от Томска до Альметьевска, от Орла до Москвы и Московской области, были и докладчики из Беларуси и Казахстана. Кроме заслуженных педагогов возможностью выступить смогли воспользоваться и студенты.

Особенный интерес вызвал доклад председателя оргкомитета Ольги Ивановны Аверьяновой, заслуженного учителя РФ, музыковеда, преподавателя теоретических дисциплин Академического музыкального колледжа при Московской консерватории. Все гости выразили единодушную благодарность организаторам за уникальную возможность живого общения с автором учебника, который многие преподаватели используют в своей работе. В докладе «Даргомыжский и его время» О.И. Аверьянова осветила творчество композитора в русле современных ему художественных тенденций: «В европейском оперном искусстве второй трети XIX в. (и не только оперном!) важное значение приобрело стремление снизойти с художественных высот к действительной жизни – от героического перейти к обыденному, к воссозданию жизненно достоверных характеров людей различных социальных слоев, к музыкально-драматическому раскрытию острых психологических коллизий». Докладчица убедительно показала, что в процессе движения европейского оперного искусства к лирико-психологической драме и формированию жанра лирической оперы не последнюю роль играли русские композиторы – А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский. Но именно Даргомыжский стал первопроходцем. Нелегка судьба его опер – они не были оценены по достоинству даже ближайшими соратниками. Ольга Ивановна поделилась впечатлениями о периоде сочинения оперы «Каменный гость», процитировав известные слова композитора: «Я в два месяца написал столько, на сколько в прежние времена потребовался бы мне целый год… Пишу не я, а какая-то сила, для меня неведомая».

Докладчики по-разному строили свои сообщения. Одних интересовал научно-практический аспект творческого наследия или биографии композитора. Такие сообщения полезны для обмена опытом между преподавателями, опубликованные тексты докладов могут использоваться в качестве методических материалов на уроках. Другой подход – строго научный, в таких сообщениях важна новизна. Очень продуктивным оказалось обращение музыковедов к достижениям лингвистов и литературоведов, которые были использованы для сравнительного анализа. Не секрет, что открытия в смежных областях культуры, к сожалению, не часто используются как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности специалистов (музыковедов, литературоведов или искусствоведов). Приятной неожиданностью в этом аспекте стали несколько докладов. Особенно хочется отметить сообщение кандидата искусствоведения, доцента Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Н.Н. Калиниченко – «Жанр дружеского послания в вокальном творчестве А.С. Даргомыжского». Наталья Николаевна обратила внимание на то, что послание считается сугубо литературным жанром, который активно разрабатывался в России в 1815–1835 гг. и с которым Даргомыжский и его современники были отлично знакомы. Опираясь на огромный опыт, накопленный в литературоведении, Н.Н. Калиниченко проанализировала романс Даргомыжского «Каюсь, дядя, черт попутал».

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Новороссийского музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича Л.Н. Пономарева сделала доклад на тему «Преломление традиционных символов русской культуры в семантике драмы А.С.  Пушкина "Русалка" и одноименной оперы А.С. Даргомыжского». Применяя положения лингвокультурологии, автор сравнивает развитие мифологем «душа» и «сердце» у Пушкина и Даргомыжского и отмечает чрезвычайно значимую замену в либретто оперы заключительной фразы из драмы Пушкина – «прекрасное дитя» меняется на «прелестное дитя». «В пушкинской версии финала Князь в состоянии обрести надежду, так как прошел мучительный путь самоочищения и раскаяния в собственных грехах», а в опере «жизнь Князя, построенная на обманах, предопределена развязкой в характере древнеславянской баллады с трагическим концом».

Интересное сравнение театра А.С. Даргомыжского и школы К.С. Станиславского предложила И.А. Кудряшова – преподаватель театрально-сценических дисципин, заместитель директора Тульского колледжа искусств им. А.С. Даргомыжского.

Во время проведения круглого стола участники единодушно поблагодарили организаторов конференции и лично директора ДШИ им. А.С. Даргомыжского И.А. Усачеву за радушный прием и отличную организацию конференции, за предоставленную возможность в непринужденной обстановке пообщаться и обменяться опытом с коллегами. Тепло приветствовали участников конференции директор УМЦ РОСКИ А.С. Цодокова, заместитель префекта СВАО Москвы В.А. Заботина и другие почетные гости.

После теплых слов в адрес организаторов участники конференции перешли к анализу докладов и вынесению резолюции. О.И. Аверьянова отметила, что не все желающие выступить были приглашены к участию в конференции, т. к. к качеству докладов предъявлялись довольно строгие требования. Именно поэтому результаты конференции получились очень интересными.

Высокой оценки удостоился доклад заведующей теоретическим отделом ДМШ № 45 Пушкинского района Санкт-Петербурга М.А. Фёдоровой – «Творческие и дружеские связи А.С. Даргомыжского с музыкальной Европой его времени». По мнению участников и оргкомитета конференции, ее доклад был информационно насыщен, серьезен по композиции, ярок по подаче. Противоречивые точки зрения были высказаны по поводу доклада преподавателя Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова Е.Г. Андреевой – «Роль ключевых тем в музыкальной драматургии опер "Каменный гость" А.С. Даргомыжского и "Фальстаф" Дж. Верди». Очень понравилась ее увлеченность темой, но были замечены фактические и терминологические ошибки. Участники конференции отметили, что сообщения всех докладчиков были познавательны, и выразили пожелание – увеличить число методических материалов, в которых педагог делится своими наработками в определенной теме.

I Московский международный фестиваль

«А.С. Даргомыжский и его современники в России и Европе»

ДШИ им. А.С. Даргомыжского подготовила и провела 3 фестиваля камерной музыки, посвященных композитору, имя которого носит. В 2013 г. было принято решение организовать более масштабный фестиваль, в котором присутствуют все номинации, – сольное исполнительское искусство, вокал, оркестры и различного состава ансамбли. Около 100 участников приехали из разных регионов России – Читы, Тюмени, Нижних Озер, Ярославля, Московской области и, конечно, Москвы.

Жюри фестиваля стало международным. А.Г. Классен – председатель жюри, композитор, доцент Высшей школы музыки г. Равенсбурга (Германия), Сон Се-Чжин – профессор Сеульской школы объединенной науки и технологии (Республика Корея), М. Гибодо – художественный руководитель Ассоциации вокального искусства г. Бордо (Франция), Н.М. Стрижак – заместитель директора УМЦ РОСКИ, Н.И. Титова – заместитель директора московской ДШИ им. А.С. Даргомыжского.

Члены жюри фестиваля ответили на некоторые вопросы.

А.Г. Классен:

– Почему вы сотрудничаете с ДШИ им. А.С. Даргомыжского, что вас привлекает?

– В феврале 2012 г. прошел концерт, в котором были исполнены мои произведения, тогда и завязались дружеские отношения со школой. В 2013 г. меня не только пригласили возглавить жюри фестиваля, но и попросили написать какое-нибудь произведение к юбилею школы, и я привез песню на стихи Эллы Герасименко, которая была здесь впервые исполнена.

– Современная музыка сложна для восприятия. Наши ребята справляются?

– В большей степени да. Я сравниваю их уровень образования с уровнем своих учеников в Германии. В России он, конечно, выше, потому что здесь и условия занятий лучше – дети ходят в школу не один раз в неделю, как в Германии, а два раза. Они часто играют на экзаменах, концертах, что способствует повышению уровня их исполнительского мастерства, развитию талантов.

– Каково ваше отношение к Даргомыжскому? Вы исполняете его произведения сами или с учениками?

– Мои ученики играют, прежде всего, те произведения, которые необходимо исполнять в Германии согласно немецкой программе обучения. Однако сегодняшний фестиваль стал для меня большой школой – я услышал много новых для себя произведений Даргомыжского и теперь включу их в свой репертуар.

– Как вы выбирали лауреатов, легко ли это было?

– Мы отталкивались только от того, насколько исполнители хороши на сцене, это был главный критерий, и больших споров у нас не было.

М. Гибодо:

– Что для вас значит визит в Россию и этот фестиваль?

– Я с большим удовольствием согласилась стать членом жюри этого фестиваля, т. к. мне всегда очень интересно услышать молодых исполнителей – возможно, будущих великих артистов. И особенно заманчиво окунуться в творчество такого необычного композитора, как Даргомыжский, открыть его для французской культуры.

– Исполняете ли вы его произведения?

– Увы, его исполняют очень редко, так как существует, прежде всего, языковой барьер – со сцены звучат только некоторые романсы. Поэтому для меня особенно интересно было услышать его музыку.

Сон Се-Чжин:

– Что запомнилось, какие впечатления остались у вас от фестиваля?

– Очень хорошие впечатления! Много ярких выступлений. Сейчас исполнители стараются играть в основном западноевропейскую музыку, поэтому очень важно, что на фестивале прозвучало так много русской музыки XIX века и в таком качественном исполнении.

Поделиться:

Наверх