Top.Mail.Ru
АРХИВ
16.06.2014
Арина НОВОСЕЛЬСКАЯ:«КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КРЫМА БОГАЧЕ ТОСКАНЫ»
Сегодняшнее состояние и перспективы культурного развития нового российского региона стало предметом беседы с министром культуры Республики Крым

– Арина Вадимовна, по какому закону о культуре живет сегодня Республика Крым: по региональному или, может быть, еще украинскому?

– Основными законами, по которым живут крымчане, являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Крым, Основы законодательства Российской Федерации о культуре, документы международного права.

В многонациональном Крыму признается основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства. Уделяется особое внимание неразрывной связи культуры с нравственным возрождением, развитием демократии, социально-экономическим прогрессом, наблюдается постоянное стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции культуры народов Крыма в мировую культуру.

– Как известно, в России сейчас готовятся два документа: один связан с определением основ государственной политики в сфере культуры, другой – собственно новый закон «О культуре в РФ». У вас есть какие-то свои предложения в эти документы?

– В настоящее время разрабатывается проект закона Республики Крым «О культуре»; в качестве правовой базы сохранения, функционирования и развития культуры в Крыму, который направлен в органы местного самоуправления в области культуры для обсуждения и внесения дополнений.

– Крым – уникальный регион РФ по количеству и качеству выявленных историко-культурных памятников. Как вы относитесь к предложению Комитета Общественной палаты РФ по культуре, чтобы развивать историко-культурные территории Крыма по типу итальянской Тосканы?

– Предложения по развитию Крыма как уникальной территории Российской Федерации, которая хранит в себе историю тысячелетий, на примере лучших европейских образцов Министерство культуры Республики Крым, конечно же, оценивает положительно. Однако если говорить конкретно об опыте Тосканы, отмечу, что Крым при всей его схожести с «сердцем Италии»;, как зачастую называют Тоскану, имеет ряд существенных отличий. К сожалению, главным отличием является уровень известности памятников культурного наследия: Тоскана притягивает взоры туристов и исследователей всего мира во многом благодаря статусу родины итальянского Ренессанса и колыбели этрусской цивилизации, Крым же мировой общественности известен, по большей части, благодаря событиям Крымской войны и Ялтинской конференции 1945 года. Конечно же, такое положение дел нас не может устраивать, тем более что культурное наследие Крыма с его многовековой историей соседства множества культур разных народов гораздо богаче и разнообразнее памятников и артефактов Тосканы.

– Есть ли у вас какое-то иное видение перспективы культурного развития?

– Главным вектором культурного развития Крыма Министерство культуры Республики Крым в краткосрочной перспективе видит широкомасштабную информационную кампанию, направленную на привлечение внимания как наших сограждан из других регионов Российской Федерации, так и на представителей иностранных государств к уникальному наследию нашего полуострова.

– Какие учреждения культуры в Крыму сегодня нуждаются в финансовой поддержке более всего, а за какие вы, что называется, спокойны?

– Основная проблема сферы культуры в Крыму наблюдается в работе клубных и библиотечных учреждений в регионах – это слабая материально- техническая база. Этот вопрос особенно актуален в сельской местности, где находятся 90% клубных учреждений, причем 79% из них – а это 405 учреждений – не имеют отопления. Отсутствует централизованное отопление и в 427 публичных библиотеках (62,9%), из них совсем не отапливаются 127 библиотек. Из 679 публичных библиотек только 151 библиотека имеет доступ к сети Интернет (22,2%). Недостаточно средств выделяется на комплектование библиотечных фондов, подписку периодических изданий, компьютеризацию библиотек. Клубы и библиотеки в сельской местности, находящиеся на балансе сельских советов, практически не финансируются из районных бюджетов, а бюджеты сельских советов не в состоянии поддерживать, ремонтировать здания и осуществлять приобретение оборудования для учреждений культуры на селе.

На 1 апреля этого года сеть детских школ искусств состоит из 67 муниципальных учреждений образования: 48 детских музыкальных школ (в городе – 36; в селе – 13), 11 детских школ искусств (в городе – 9; в селе – 2), шесть детских художественных школ, одна хореографическая и одна школа хорового пения (все городские). Основной проблемой для музыкальных школ и школ искусств является устаревшие оборудование и инструментарий для обучения учащихся. В связи с тем, что новые музыкальные инструменты не приобретались в детские школы искусств на протяжении более 20 лет, изношенность достигает 60-75%.

Кроме того, неудовлетворительное состояние конструкций здания Крымского академического театра кукол, частично аварийное состояние здания Крымского академического украинского музыкального театра, аварийное состояние здания Симферопольского художественного музея и дворца «Ласточкино гнездо»;.

Требуется масштабная модернизация и техническое переоснащение учреждений отрасли, скорейшее внедрение на территории Республики Крым информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к развитию отрасли и обеспечить научную обоснованность реализации мероприятий.

– Если будет возможность строить новые культурные площадки, о чем бы вы мечтали в первую очередь?

– О многофункциональном культурном центре с киноконцертным залом в ведении Министерства культуры Республики Крым, который обеспечит возможность проведения масштабных культурно-массовых мероприятий (концертов, фестивалей, конкурсов и т.д.) в городе Симферополе – столице Республики Крым.

Поделиться:

Наверх