Схематически это можно изобразить как пересекающиеся и налагающиеся области, где акценты содержательной деятельности разные: кто-то позиционирует осуществление организационно-методической деятельности в сфере художественного образования, кто-то - организацию повышения квалификации и переподготовки кадров, кто-то - научно-методическое сопровождение образовательного процесса. Но общие точки соприкосновения есть. В центре пересечения всегда находится и должна находиться детская школа искусств.
Что касается всех моделей, то, по-моему, они и «подвязаны», и будут подвязываться под региональные отраслевые сценарии развития. К примеру, в Тюмени планируется создание регионального многоуров невого образовательного комплекса, в центре которого стоит Тюменская государственная академия культуры и искусства и социальных технологий. В Тюменской области (исключая ХМАО и ЯНАО) всего 16 детских школ искусств, все они укрупнены до самого предела. С моей точки зрения, у них очень сложное положение по учебным планам. Учреждение среднего профессионального образования – колледж искусств, которому исполнилось 50 лет, стал структурным подразделением в академии. И, собственно говоря, региональный методический кабинет ликвидировался, он также стал структурным подразделением академии. Сейчас в планах Тюменской академии - открыть другие структурные подразделения: например, консерваторию, институт дизайна и т.д. Таким образом, все образовательные уровни «схлопнутся», превратятся в этакого «монстра», который не сможет заниматься детально проблемами, скажем гитаристов или домристов.
В другом регионе пытаются создавать образовательные кластеры. Вокруг Казанской консерватории аккумулируется музыкальное исполнительское искусство: детские школы искусств, образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а вокруг Института культуры – все остальные специальности в сфере культуры и искусства, в том числе и изобразительное искусство. Может быть, эта модель более жизнеспособна, здесь хотя бы нет такой «всеядности», а есть попытка сохранить профильность, к примеру, музыкального образования и выстроить его по вертикали в рамках одного образовательного комплекса.
Если говорить о нашем областном методическом центре, то мы считаем, что осуществляем организационно-методическую деятельность в сфере художественного образования со всеми признаками информационного центра. Потому что перед профессиональным сообществом внутри Свердловской области и вне ее мы, прежде всего, заявляем о себе через сайт. Разделы этого сайта содержательны, данные обновляются ежедневно. Сайт - это то мощное орудие, которое позволяет нам структурировать информационное поле, организовывать впоследствии медиа-анализы. Свердловская область обширна - проще получать информацию через сайт, нежели чем приехать к нам из некоторых районов. Мы и далее будем позиционировать себя как информационно-аналитический центр. Несколько лет назад у нас были разработаны две компьютерные программы, которые позволяют организовывать мониторинг развития в течение четырех лет, и многие процессы можно отследить в динамике.
Современная ситуация предполагает изменение формата действий. Нужно позиционировать себя очень активно. Сейчас можно в этот процесс вмешаться и заявить еще и еще раз о необходимости пересмотреть статус региональных методических служб. Конечно, это требует от работников методических центров массы квалификации, универсальной компетентности: знания основ государственного и муниципального самоуправления, IT-технологий, менеджмента и маркетинга, умения использовать PR-технологии. Поэтому позиция активного поиска новых ниш, при понимании, что другого пути нет, должна быть сформулирована и принята.
Сегодня трудно представить форум специалистов в области художественного образования, на котором бы не обсуждался готовящийся новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Его достоинства с трудом завоеванные, с точки зрения представителей педагогического сообщества, а также представителей региональных методических служб, не столь уж большие, а его недостатки, серьезны. Именно они обсуждались в Екатеринбурге как актуальная и болевая проблема. Анализу закона посвятила значительную часть своего обширного выступления на конференции С.Ф. Максимова - проректор по учебной и организационно-методической работе федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма». Мы спросили у Софьи Федоровны, что в первую очередь не устраивает в этом законе, что настораживает, если судить по мнению большинства участников екатеринбургской конференции.
- Министерством культуры РФ была разработана и представлена в законопроект «Об образования в Российской Федерации» статья «Особенности реализации образовательных программ в области искусства», устанавливающая виды образовательных программ (включая предпрофессиональные программы, реализуемые в детских школах искусств, интегрированные образовательные программы для особо одаренных детей, начинающих профессионализацию с раннего возраста, программы среднего и высшего профессионального образования, программы ассистентуры-стажировки как особые программы послевузовского уровня образования для творческих специальностей), отражающих специфику образования в области искусства. Текст статьи занимал около 10 страниц.
С 1 декабря 2010 года на сайте Министерства образования РФ в проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации» представлены лишь 4 страницы из всего объема текста. Из статьи были исключены положения, выстраивающие систему образования, преемственность образовательных программ, начиная с предпрофессиональных программ, реализуемых в детских школах искусств и заканчивая программами ассистентуры-стажировки, в том числе, связанные с особым статусом предпрофессиональных программ, закрепленным в федеральных государственных требованиях.
Сохранение детской школы искусств как первой ступени профессионального образования в области искусства напрямую зависит от наличия федеральных государственных требований к уровню освоения и реализации предпрофессиональных образовательных программ. Данное положение статьи в том виде, в котором эта статья была передана Министерству образования и науки Российской Федерации, изъято из текста. Как мы понимаем, это связано с тем, что предпрофессиональные образовательные программы, с точки зрения законопроекта, являются дополнительными, то есть не встраиваются в систему образования как обязательный компонент, как обязательный уровень образования.
Сохранить качество образования, уровень подготовки выпускника возможно только при наличии регламентирующих документов, обязательных для всех, реализующих подобные программы.
Наличие федеральных государственных требований для предпрофессиональных программ позволит сохранить качество образования в детских школах искусств, их место в предпрофессиональной подготовке в области искусства, готовить выпускников для поступления в учебные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Наличие федеральных государственных требований для предпрофессиональных образовательных программ в условиях перехода на новую систему оплаты труда, новые виды бюджетных организаций должно стать защитой детских школ искусств от необоснованных сокращений учебных планов, объема часов учебных программ, практически от уничтожения детских школ искусств как особых образовательных учреждений дополнительного образования детей и превращения их в досуговые образовательные учреждения, не являющиеся частью общей системы образования в области культуры и искусства.
В предложенной Министерством культуры варианте статьи «Особенности реализации образовательных программ в области искусства» был еще ряд позиций, не вошедший в окончательный вариант. Назову лишь те, которые касаются деятельности детских школ искусств: это вопрос о единой норме рабочего времени за ставку заработной платы в количестве 18 часов (наши школы – единственные образовательные учреждения, сохранившие разные нормы, в зависимости от возраста обучающихся), вопрос о целевых родительских средствах в фонд материального обеспечения образовательного учреждения.
Хочу также сказать о необходимости внесения изменений в существующее Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей, а также в нормы и правила Сан ПиН, ни в коей степени не учитывающие особенности реализации образовательных программ в детских школах искусств. Но эти вопросы можно решить только после внесения необходимых изменений и в существующий ФЗ «Об образовании», и в законопроект.
Комитет по культуре и Комитет по образованию Государственной Думы Российской Федерации поддерживают позицию Министерства культуры Российской Федерации по защите системы образования в области культуры и искусства. Мы надеемся, что общими усилиями сумеем убедить Министерство образования и науки Российской Федерации в необходимости сохранения специфики нашего образования. В современном мире попытки предлагать простые решения для решения сложных проблем, попытки унифицировать все и вся, подвести под единый шаблон разные сферы образования, затрагивающие разные стороны человеческой деятельности, кажутся, по крайней мере, неэффективными, возможно просто непрофессиональоными.
РЕШЕНИЯ СОВЕЩАНИЯ
- 1. Признать положительным и результативным опыт работы ГБУК Свердловской области «Методический центр по художественному образованию»;
- 2. Одобрить ст. 132 «Особенности реализации образовательных программ в области искусства» проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подчеркнув особую ценность пункта 12 для сохранения на практике, с учетом разделения полномочий органов государственной и муниципальной власти, системы детских школ искусств;
- 3. Подчеркивая важность введения в действующее правовое поле регулирующего деятельность детских школ искусств понятия «дополнительные предпрофессиональные программы», обратить внимание Министерства образования и науки РФ на необходимость введения федеральных государственных требований, позволяющих идентифицировать деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений особого вида и зафиксировать особенности их финансирования.
В связи с этим, предлагаем дополнить статью 132 «Особенности реализации образовательных программ в области искусства» проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» положениями следующего содержания: - 3.1. «Сроки обучения по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусства устанавливаются соответствующими федеральными государственными требованиями к структуре и минимуму содержания указанных образовательных программ, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры»; 3.2. «При реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства в государственных и муниципальных образовательных организациях могут быть предусмотрены целевые взносы родителей (законных представителей) обучающихся. Размер взносов в совокупности не может превышать 15 процентов затрат на обучение ребенка в соответствующей образовательной организации, установленных соответствующим нормативом финансового обеспечения указанных образовательных программ, а в отношении родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат. Целевые взносы не взимаются при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие целевых взносов не влечет за собой снижения размеров финансового обеспечения образовательной организации из соответствующего бюджета».
- 4. Обратить внимание Министерства культуры РФ, отраслевых органов государственной исполнительной власти на необходимость наличия в регионах специализированных учреждений, для которых методическая деятельность, в том числе по обеспечению реализации предпрофессиональных образовательных программ, была бы основной
- 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ восстановить (сохранить) статус региональных методических центров, функционирующих в организационно-правовой форме «учреждение», рассмотреть вопрос организации работы данных учреждений в виде бюджетных учреждений нового типа
- 6. Рекомендовать Министерству культуры РФ:
- 6.1. рассмотреть вопрос организации проведения в 2011 году Всероссийского совещания представителей региональных методических служб;
- 6.2. в случае отмены процедуры государственной аккредитации детских школ искусств, с учетом современного кризисного состояния системы детских школ искусств, рассмотреть вопросы организации (поддержки) процедуры их общественной аккредитации, подготовки федеральных экспертов, в том числе из числа представителей региональных методических служб, для осуществления таковой.
- 7. Рекомендовать Министерству культуры и туризма Свердловской области направить в Ассоциацию музыкальных учебных заведений предложения о включении в состав экспертов по проведению отраслевой общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования не менее двух представителей Методического центра с целью обеспечения преемственности уровней образования в сфере искусства;
- 8. Рекомендовать органам местного самоуправления:
- 8.1. обратить внимание на необходимость создания условий для реализации каждой детской школой искусств (по видам искусства) предпрофессиональных образовательных программ;
- 8.2. при оценке эффективности деятельности детских школ искусств учитывать параметры «сохранность контингента учащихся детских школ искусств к выпускным классам», «% (доля) выпускников детских школ искусств, продолживших обучение в профильных высших и средних профессиональных учебных заведениях».
- 9. Рекомендовать руководителям региональных методических служб:
- 9.1 использовать опыт Свердловской области по организации сотрудничества и взаимодействия с государственными органами власти, осуществляющими управление образованием, по вопросам проведения государственных процедур аккредитации, лицензирования образовательных учреждений сферы культуры и искусства, аттестации педагогических кадров;
- 9.2 поддержать проект Международной академии музыкальных инноваций (Евард И.А.) «Музыка и культура. Информационная система» и создать рабочую группу из числа участников совещания до 01.03.2011 года;
- 9.3 признать необходимость приобретения работниками методических служб дополнительных компетенций (IT, PR, проектные технологии, менеджмент, маркетинг), позволяющих организовать работу учреждения с небольшим количеством штатных работников.
Поделиться: