Музыка – нечто целиком врожденное, внутреннее, не нуждающееся ни в каком опыте, извлеченном из жизни.
И.Гете
Музыкальная одаренность. Что это? Готовое от природы чувство музыкальной фразы? Или данный от природы высоко и разносторонне развитый слух, рождающий удивительное качество звука и тембровое его разнообразие? Или точность и устойчивость ритмики? Или особая, зачастую поражающая ранняя виртуозность, прирожденная способность стихийного овладения технической стороной исполнения? И то, и другое, и третье, и четвертое. Этим и объясняется исключительная быстрота успехов ярко одаренных детей.
В моей вот уже полувековой практике вундеркиндов не было. Это редкое, штучное явление. Но каждый музыкант судит о музыкальных способностях, руководствуясь собственным опытом. И опыт, добытый мною многолетним общением со способными детьми, говорит, что научить с удовольствием заниматься музыкой можно и ребенка без выдающегося слуха; что можно в любом возрасте начинать музыкальные занятия и добиться успеха. Наконец, что всякий талант, в том числе музыкальный, состоит из множества компонентов: достаточно обладать каждым из них хотя бы в некоторой степени, и ребенок с полным основанием может быть назван музыкальным. Но что самое главное – эти задатки при умном, заинтересованном и, конечно, тоже талантливом педагогическом руководстве можно развить до уровня одаренности. Музыкант-ученик, который вместе с учителем испытывает творческие муки и стремится к совершенству – это и огромная волнующая ответственность, и жгучий интерес учителя к личности ученика, и постоянная потребность в собственном росте.
Попробую сформулировать, как строилась моя работа с наиболее способными ребятами. Два самых главных для меня пути в обучении музыке – это развитие, взращивание интонационного слуха и воспитание чувства времени. С интонационным слухом связано понимание смысла музыкального высказывания, его содержания. Воспитанное умение вслушиваться в звук, в музыкальную ткань и, с другой стороны, вслушиваться в себя, в свой внутренний мир побуждает искать все новое смысловое и эмоциональное наполнение произведения.
Основные усилия в нашем классе направлены на то, чтобы развить в детях желание говорить на языке музыки, общаться с помощью музыки. Мне помогает в этой работе обращение к поэзии. Психологами доказано, что вербальная, или поэтическая, и музыкальная одаренность являются соседями в правополушарном отделе человеческого мозга. Способность описать словами, проговорить свое эмоциональное переживание, осознать его, связать с какими-либо событиями или картинами природы прямо связана с музыкальной фантазией ученика, с ее развитием. И более того – эта способность помогает найти необходимые интонационные акценты, определяет движения рук, корпуса, она даже помогает держать нужный темп и осмысленно пользоваться динамикой и т. д.
Для примера приведу стихотворение, которое я написала своей десятилетней ученице - она тоже пишет стихи и очень любит поэзию. Мое стихотворение должно было помочь ей в разучивании «Сладкой грезы» Чайковского - ощутить состояние мечтательной полудремы, и в итоге мы добились успеха.
Тихо гаснут фонари.
Желтый лучик из окошка
На подушке до зари
Примостился, словно кошка.
Приголубил, приласкал
И на ушко зашептал:
«Свет мой, Оленька Крутько,
Я посланник Желтой Маски,
Где средь звезд парят легко
Фантастические сказки.
Я привел в твой чуткий сон
Слов летящих хороводы.
Слушай их хрустальный звон
В вечном празднике природы.
Слушай, как лопочет дождь,
Как река ласкает берег,
И осины горькой дрожь,
И травы поющий вереск.
А когда на землю свет
Упадет, блеснув разгадкой,
Ты узнаешь – лучше нет
Снов, записанных в тетрадке».
Чрезвычайно важным аспектом музыкального воспитания, которому я отдаю пальму первенства, считаю воспитание чувства времени, способности к охвату формы. Этой работе я посвящаю часть каждого занятия на протяжении всего времени обучения. Чувство ритма рождается из таких качеств движения, как темп и артикуляция, и тесно связано с интонационным слухом. Интонационный слух и чувство ритма - глубинные «этажи» музыкального таланта: без понимания структуры временной организации произведения и его смысла никакая музыкальная интерпретация невозможна.
Еще один важный аспект воспитания – развитие способности быстро и сосредоточенно заниматься, уже в детском возрасте привитие умения работать профессионально. Здесь неоценимыми помощниками могут и должны стать родители ученика.
В заключение несколько слов о пользе и вреде конкурсов, в которых участвуют самые даровитые из наших учеников. Я категорический противник бесконечных переездов с конкурса на конкурс с одной и той же программой в течение ряда лет. Но при разумном отношении к конкурсам их польза очевидна. Ведь именно при подготовке к ним дети познают основные принципы профессиональной работы, а надежда на успех является превосходным стимулом для занятий. Нередко успешное участие в конкурсах оказывается решающим при выборе профессии. Проникающая сила услышанной, пережитой и выразительно исполненной музыки воздействует на открытые сердца детей так сильно, что она становится их призванием.
Поделиться: