Александр Васильевич Корнеев – личность легендарная: выдающийся российский и советский флейтист, блестящий виртуоз, артист яркого и самобытного таланта. Александр Корнеев выступал в ансамбле с самыми знаменитыми музыкантами и дирижерами. Как педагог он воспитал целую плеяду мастеров флейтового искусства. Александр Васильевич - лауреат самых престижных фестивалей мирового уровня, обладатель самых высоких наград и званий, среди которых: II премия на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949); I премия на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1951); I премия наМеждународном фестивале «Пражская весна» (1953); Дипломант Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве (1958);заслуженный артист РСФСР (1967);Народный артист РСФСР (1987); лауреатГосударственной премии РСФСР в области музыкального искусства (1991) ; обладатель звания и сертификата «Лучший педагог» (США,2000); профессор Московской консерватории.
При всех высочайших достижениях, Александр Корнеев обладал невероятной легкостью и естественностью, как будто был самым обыкновенным, простым человеком. И это при том, что нет места на земном шаре, где бы не помнили его исполнительское мастерство: после его выступлений во многих странах мира остались восторженные и преданные почитатели его искусства. Он был настоящим Мастером, таким и остался в сердцах своих зрителей, друзей, учеников.
В преддверии Второго Всероссийского фестиваля флейтового искусства имени Александра Васильевича Корнеева мы взяли интервью у Заслуженного артиста России, Доцента кафедры оркестрового исполнительства и дирижирования МГИК, члена фонда Ивана Семеновича Козловского, ученика А. В. Корнеева, флейтиста Олега Анатольевича Сергеева.
- Олег Анатольевич, как Вы познакомились с Александром Васильевичем и как сложились ваши отношения?
- Я приехал в Москву поступать в Московскую консерваторию, в класс профессора Корнеева, по рекомендации моего отца, тоже флейтиста, Заслуженного артиста УССР Анатолия Степановича Сергеева.
Неоднократно мы встречались с Александром Васильевичем на многочисленных Всесоюзных духовых конференциях и конкурсах исполнителей на духовых и ударных инструментах в различных городах СССР. Мы внимательно следили за творчеством Александра Васильевича, и я хотел учиться только у него, потому что уровень его мастерства был просто несопоставим – он стоял как бы особняком. Выдающийся Мастер флейты казался для меня недосягаем. Очень хотелось прикоснуться к этому живительному источнику высокого искусства, и, если получится, стать его маленькой частью. Так, как Александр Васильевич, не играет никто!
Его игра – это удивительное сочетание харизмы и педантичного, точного штрихового исполнения. Невероятная музыкальность, необычайный артистизм и фантастическая виртуозность. Звучание флейты и тембральная выразительность не оставляли равнодушным никого. Мне очень повезло: мое профессиональное взросление проходило под руководством Маэстро, под его постоянным наблюдением. Флейтовые секреты, которые он передал мне поистине бесценны. Мы много играли вместе, среди знаковых выступлений – совместный концерт в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где мы исполняли Бранденбургский концерт № 4-И.С.Баха. Партии исполняли Александр Васильевич, Игорь Ойстрах (сын нашего легендарного скрипача Давида Ойстраха), и я. Запомнился и концерт с выдающимся скрипачом Виктором Пикайзеном – исполняли Бранденбургский концерт Баха для двух флейт и скрипки. Что удивительно – в отношениях Александра Васильевича с учениками не было никакого превосходства, никакого барьера, это было общение на равных, теплое и дружеское. Он был не строгим педагогом, а скорее, требовательным, порой одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что что-то не так. Александр Васильевич был потрясающим рассказчиком, знал много занимательных историй, и рассказывал их всегда эмоционально, с юмором. Это живое общение подкупало и создавало неповторимую атмосферу. Он вникал во все мелочи. Всегда в любом вопросе он старался помочь и дать совет. Я всегда ощущал его отцовскую заботу.
Он был очень порядочным, интеллигентным, тактичным и доброжелательным.
Александр Васильевич всегда был в «гуще событий», общался и сотрудничал с выдающимися представителями музыкальной элиты. Как это влияло на его творчество?
- Его очень любили и ценили наши великие музыканты, дирижеры и композиторы. Посвящали многочисленные произведения. И это вполне объяснимо – они тоже были под впечатлением его выдающегося таланта, исполнительского мастерства и его незаурядной личности. Это общение было всегда творческим – он был в дружеских отношениях со многими композиторами и дирижерами: Дмитрием Шостаковичем, Иваном Козловским, Эмилем Гилельсом, Мстиславом Ростроповичем, Еленой Образцовой и многими другими… Очень ценил мастерство и талант Александра Васильевича наш великий дирижер Евгений Федорович Светланов. Я сам 12 лет работал с Евгением Федоровичем, был солистом Государственного академического симфонического оркестра под управлением Е.Ф. Светланова, и прекрасно помню, как приглашали в расширенный состав группы флейт Александра Васильевича на гастроли, концерты и записи дисков.
Многие композиторы посвящали Александру Васильевичу свои творения: это произведения для флейты В. Кикты, О. Тактакишвили, С. Василенко, Э. Денисова, М. Вайнберга, Д. Кривицкого, Т. Корганова и других. Он был первым исполнителем ряда произведений Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, С. Прокофьева, Т. Хренникова, Д. Кабалевского. Александр Васильевич регулярно проводил мастер-классы и был членом жюри различных конкурсов и фестивалей: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Тольятти, Магнитогорске, Архангельске, Омске, Твери, Тамбове, за рубежом - Испания, Великобритания, Нидерланды, Япония, КНДР, Южная Корея, Мальта, США, Марокко, Алжир. Я помню поразивший меня момент. Во время гастролей в Америке в составе Государственного академического симфонического оркестра под управлением Е.Ф. Светланова: куда ни приедешь, в профессиональных американских журналах ассоциации флейтистов USA всегда фигурирует имя Александра Васильевича. В Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Филадельфии, Сан-Франциско – концерты, мастер-классы и флейтовые конференции. Он был буквально нарасхват во многих странах, куда приезжал c выступлениями.
- Александра Васильевича называют «Золотой флейтой России», но играл он на платиновой. Что это за история?
- В 2003 г. состоялась творческая поездка Александра Васильевича Корнеева в Японию по приглашению Всемирной ассоциации флейтистов. Представительство на форуме было самое высокое – приехали самые известные флейтисты, преподаватели, профессора, мастера-изготовители флейт мирового уровня. Среди выступавших был и Александр Васильевич. Его исполнительское мастерство в очередной раз покорило слушателей.
После чего два знаменитых японских мастера флейт были воодушевлены настолько, что сделали инструмент ручной работы специально для Александра Васильевича и подарили ему.
Это был эксклюзивный инструмент – платиновая флейта, с инкрустацией и именной надписью. Александр Васильевич рассказывает об этой истории в одном из своих интервью https://www.youtube.com/watch?v=T6wPeejKa-o
- Как появилась идея флейтового фестиваля?
- Фестиваль памяти легендарного флейтиста Александра Корнеева был организован благодаря поддержке Кафедры оркестрового исполнительства и дирижирования Московского государственного института культуры и ее заведующего, кандидата педагогических наук, доцента, Заслуженного артиста РФ - Павла Юрьевича Делий. Планировали фестиваль мы давно - несколько лет обсуждали идею и формат проведения вместе с Павлом Юрьевичем.
Первый фестиваль прошел в апреле 2022 года и показал, что инициатива наша имеет резонанс: форум вызывает отклик в сердцах исполнителей разных поколений и позволяет почтить память Мастера самым органичным для нас всех способом – звучанием произведений флейтового искусства. Сразу определили, что формат будет в виде концерта. Соответственно, нет никакого конкурсного отбора – играть участники будут свою программу, выступлением «обкатывая» ее на публике.
Участниками прошлогоднего фестиваля стали студенты Кафедры оркестрового исполнительства и дирижирования МГИК, студенты Московского областного музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева, студенты колледжа и Вуза МГИМ имени А.Г. Шнитке.
Открыл Фестиваль вступительным словом композитор, заслуженный деятель искусств РФ,кандидат искусствоведения, действительный член Петровской академии наук и искусств, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства Виктор Ульянич. Среди почетных гостей: Татьяна Крылова - Лауреат многочисленных конкурсов ансамблевого музицирования, солистка оркестра Федеральной таможенной службы (флейта); Людмила Фролкова - Заслуженная артистка России, солистка Академического симфонического оркестра Московской Филармонии (арфа); члены семьи Александра Васильевича.
- Второй флейтовый фестиваль пройдет 20 апреля. Каких сюрпризов нам ожидать от этого события?
- Вступительное слово на фестивале будет предоставлено Профессору, Заслуженному артисту РФ, солисту Московской Филармонии Владимиру Михайловичу Пакуличеву, ученику, другу, коллеге по работе Александра Васильевича Корнеева. Мы ждем на фестивале Члена Союза композиторов России, профессора Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Валерия Григорьевича Кикту. Также мы представляем известную пианистку, солистку Московской филармонии Элеонору Теплухину, флейтистку Антонину Точильцыну - Лауреата 5-го международного музыкального конкурса г. Лондон (2019). Будет на фестивале композитор Виктор Ульянич. И (это уже стало традицией) семья Александра Васильевича: его дочь Ольга Александровна Королькова, внуки - Милана Абрамова, Тимофей Корольков, Полина Королькова.
Мы хотим, чтобы наш фестиваль стал ежегодным, и это стало возможным благодаря поддержке Московского государственного института культуры. Хочу выразить благодарность руководству института за предоставленную возможность проводить такие прекрасные творческие мероприятия, где студенты колледжа и ВУЗа могут выступить на одной сцене с маститыми музыкантами, где каждый может показать себя, отдавая дань памяти великому человеку и традициям созданной им флейтовой школы. И делая эту традицию достоянием нашей, сегодняшней жизни.
***
Любой инструмент не звучит сам по себе – магически прекрасным его делают люди. Вот и флейта раскрывает свою божественную сущность только в руках Мастера. Это всей своей жизнью и своим творчеством доказывал Большой Артист Александр Васильевич Корнеев. И сегодня это делают его последователи и ученики.
Ждем вас на Втором фестивале флейтового искусства имени А.В. Корнеева по адресу: г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, 2-ой корпус МГИК, Синий зал. 20.04.2023 г. 17.00. Вход свободный.
Александр Корнеев - Otar Gordeli - Concerto for Flute and Orchestra
Концерт памяти выдающегося скрипача Давида Ойстраха. Большой зал московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Бранденбургский концерт № 4-И.С.Бах. Исполнители - Игорь Ойстрах (скрипка), Александр Корнеев (флейта), Олег Сергеев (флейта)
https://www.youtube.com/watch?v=ZdeQYGXymE8
EMIL GILELS plays HAENDEL SONATA FOR FLUTE AND PIANO OP. 7
А. Корнеев, А. Гофман, В. Пакуличев, Л. Лебедев. - А. Алябьев. Квартет для 4 флейт.
Второй Фестиваль Русского романса в Пензе. Интервью и выступление Александра Корнеева.
О высокой награде - Государственной премии, золотой и платиновой Флейте..
Поделиться: