Ученица звезды Кировского театра Ирины Богачевой впервые ярко блеснула в 2007-м, когда завоевала вторую премию на XIII Конкурсе Чайковского. Прозвучавшая в ее исполнении ария Иоанны «Да, час настал» из «Орлеанской девы» на третьем туре оставила немалое впечатление и свидетельствовала, что на вокальном небосклоне появился богатый, неординарный голос больших выразительных возможностей.
Удивительно, но звание лауреата не открыло перед Петровой моментально двери всех театров. В течение почти десятилетия она оставалась солисткой всего лишь оперной студии Петербургской консерватории – фактически учебного театра, пусть и обладающего настоящей театральной сценой. Понадобились годы и выступления на Западе, чтобы быть замеченной в России: в 2016-м Петрова становится солисткой Михайловского театра, регулярно получает гостевые контракты в Новосибирской Опере, в 2018-м дебютирует в Большом.
За рубежом Петрову оценили скорее. После конкурса в Кардиффе в 2011-м, где она не выиграла ничего, но дошла до финала, последовали ангажементы в Афинах и Цюрихе, а в 2014-м Петрова получила небольшую партию в Метрополитен-опере: в «Андре Шенье» со звездными коллегами Марсело Альваресом и Желько Лучичем. Мне довелось присутствовать на этом спектакле в Нью-Йорке. Помнится, в рецензии на него дебюту Петровой были посвящены такие строки: «Особенно хочется выделить русскую певицу из Петербурга Петрову – в своем коротком появлении ее слепая старуха Мадлон продемонстрировала очень красивый, ровный голос и искреннюю, правдивую интонацию, заставляющую поверить в жертвенность ее героини (чистосердечно отдающей в жертву революции второго внука)».
В Метрополитен-опере Олеся Петрова поет до сих пор, но давно уже ведущий репертуар. В январе нынешнего года она исполнила партию Амнерис (шесть спектаклей), до того были «Сказки Гофмана» и «Луиза Миллер». Певица активно гастролирует – ее рады видеть по обе стороны Атлантики. В Москве она также желанная гостья, тем более что на этот раз явилась не в оперном амплуа с привычными итальянскими или русскими ариями, а с камерной программой: вместе с пианистом Алексеем Гориболем представила внушительную программу из произведений Шумана, Брамса и Малера.
В первом отделении – «Любовь и жизнь женщины» Шумана и Две песни для голоса, альта (Сергей Полтавский) и фортепиано Брамса. Второе отделение – полностью малеровское: четвертая часть (Urlicht) Второй симфонии в переложении для голоса и фортепиано и три песни – «Воспоминание», «Там, где звучит прощальный рог» и «Души моей ничто не чарует»; кроме того, Алексей Гориболь сыграл Adagietto из Пятой симфонии в собственном переложении.
Олеся Петрова – обладательница роскошного, по-настоящему оперного меццо-сопрано. Ее сильный, красивый, богатый обертонами голос совершенно свободно звучит на всем обширном диапазоне. Он первоклассно выровнен, в нем нет ни малейших намеков на смену регистров, ему подвластно органное звучание низов, густых и сочных, почти что контральтовых, он притягивает словно магнит своей поистине золотой серединой, его красота и округлость не теряются даже на самых крайних верхах, что говорит о высоком техническом классе исполнительницы. Петрова еще и впечатляющий музыкант: она поет выразительно, страстно, наполняя живой эмоцией каждую фразу и даже ноту, что делает оперные спектакли с ее участием по-настоящему событийными. Последнее ярчайшее впечатление посчастливилось получить в Новосибирске осенью прошлого года: Олеся Петрова неистово и самозабвенно пела несчастную Любашу на премьере «Царской невесты» в циклопическом зале «сибирского Колизея», где ее голос безраздельно царил («Играем с начала» писала об этом).
В камерной музыке, в немецких Lied в основном требуется несколько иное пение – более сокровенное, потаенное, сосредоточенное, не столь плакатное, как в опере, здесь важны ювелирные нюансы. К чести Петровой, она хорошо понимает стиль этой музыки и умеет подчинить свой огромный голос иным, не оперным задачам. Не жертвуя эстетикой, перенастраивает свой инструмент на интимное звучание, убирая масштаб и децибелы и направляя всю красоту тембра на щедрое расцвечивание малейших изгибов фразы. Масштаб все равно угадывается. В этом пении слышится запас прочности еще на десять таких залов, как Малый «Зарядья», но сила и роскошь именно только угадываются – нигде певица не пережимает, не дает звука и эмоции больше, чем хотелось бы, она вся сосредоточена на тонкой живописи, творит пастельными или даже акварельными красками, легкими мазками.
В немецкой камерной лирике очень важно слово, его синтез со звуком, и тут Петрова также убеждает, причем не только тем, что ее произношение весьма качественно. Абсолютно понятно, что она прочувствовала тексты и заложенные в них настроения, глубоко прониклась ими и теперь свободно доносит до публики идеи немецких гениев, выстраивая с залом взаимодействие на чувственно-эмоциональном уровне, для которого буквальный смысл слов не столь важен.
В обширном оперном репертуаре Олеси Петровой пока нет немецких партий. Но московский концерт показал, что певица, обладающая кондициями драматического меццо и прекрасно чувствующая эстетику немецкой музыки, могла бы быть идеальной исполнительницей в операх Вагнера или Рихарда Штрауса.
Поделиться: