Основанный Пьером Булезом в 1976 году Ensemble Intercontemporain является флагманским и самым знаменитым ансамблем, специализирующимся на исполнении музыки XX и XXI веков. Сегодня он считается достаточно консервативным и заточенным, прежде всего, на французскую музыку, в отличие от всеядных хедлайнеров – немецкого Ensemble Modern и австрийского Klangforum Wien.
В условиях пандемии трудно представить себе такую дерзкую логистику, но Ensemble Intercontemporain получил приглашение от Московской филармонии еще в ноябре 2020 года, когда музыканты приезжали в Москву камерным составом для участия в фестивале "Другое пространство". Конечно, речь сразу зашла о гастролях всего ансамбля (31 человек) во главе с руководителем Маттиасом Пинчером (он осенью не приезжал) и с одним из самых эффектных опусов Пьера Булеза – культовым музыкальным текстом XX века Repons.
Программа, которую привезли парижане, была составлена из двух хрестоматийных для ансамбля опусов и двух новинок. Ее исполнение потребовало серьезной перестановки в зале, изящно подремонтированном к новому сезону. На месте партерных кресел выстроили платформу для музыкантов, часть зрителей получили места на сцене. Такая рассадка понадобилась для формирования уникального акустического пространства Repons. 24 музыканта должны были расположиться в центре зала, вокруг них – зрители и шесть колонок, а вокруг публики на возвышении – шесть солистов: два пианиста, арфист, цимбалист и два исполнителя на ударных (виброфоне и ксилофоне). Звуки инструментов в реальном времени преобразовывала живая электроника.
Repons исполнялись во втором отделении, но в атмосферу ночного приключения зрителей погрузили сразу. Концерт начался в темноте, когда скудный луч прожектора высветил фактурного музыканта с чудо-инструментом в руках. Ален Бийяр исполнил Art of Metal II для металлического контрабас-кларнета и электроники (IRCAM) Яна Робена (родился в 1974 г.). В первом сочинении трилогии контрабас-кларнет, вплоть до традиционно эбонитового мундштука сделанный из металла, звучит в сопровождении ансамбля из 17 солистов, во втором (вариант для Москвы) – в сопровождении электроники, в третьем – того и другого. Бийяр произвел неизгладимое впечатление на каждого зрителя, в зависимости от угла зрения. Сидящим рядом он показался чудаковатым водителем, который едет по центру Нью-Йорка на диковинном автомобиле, разговаривая с автобусами и пешеходами. Во время исполнения солист мог петь или кричать – по настроению, звуки его голоса смешивались со звуками инструмента, усиливались и преображались электроникой в дымный гул большого города. Несмотря на то, что Робен написал Art of Metal в 2007 году, сам его подход выглядит сегодня как ретро-метод создания новой музыки.
Затем на сцену вышел Маттиас Пинчер, чтобы сказать несколько слов о своем видении привезенных сочинений, о значении для коллектива Octandre Эдгара Вареза (1923) и Repons Булеза (1980-е гг.) и о времени тоскливой пандемии, когда ему вдруг позвонил Даниэль Баренбойм и заказал новую работу. Octandre Вареза – пьеса для семи духовых и контрабаса исполнялась в Москве и прежде, но в интерпретации Ensemble Intercontemporain заиграла неожиданными красками, подчеркнувшими ее включенность во французскую музыкальную традицию.
В ту же традицию идеально вписался Beyond II (bridge over troubled water) – опус Пинчера, навеянный песней американского дуэта Саймона и Гарфанкела "Мост над неспокойной водой". Инструментальный состав пьесы – флейта, альт и арфа – восходит к известному трио Дебюсси. В истерично-тревожной перекличке инструментов каждый голос – как "глас вопиющего в пустыне". Но в итоге этот болезненный пейзаж вызывает привыкание, а связь с солнечным импрессионизмом Дебюсси становится явственнее.
Рассказывая про Repons, Пинчер сравнил произведение с шедевром ранней французской архитектуры – Шартрским собором, возведенном на месте слияния семи подземных рек. Мистическую связь с церковью, где короновали Генриха IV, ощущает каждый француз, а Repons встроены в ДНК музыкантов Ensemble Intercontemporain и являются для них своего рода "благой вестью" учителя, которую ученики несут в народы. Связь с католическим дискурсом читается уже в заголовке, восходящем к респонсорию. Определенное ощущение, что ты будто находишься на богослужении, сохраняется на протяжении всех сорока минут, что длится произведение, – особенно тогда, когда ксилофон имитирует звук церковного колокола. Чудо этой волшебной партитуры, которую можно слушать бесконечно из-за немыслимой тембровой красоты, случается всякий раз, когда она рождается в зале.
* * *
Состоявшийся 2 сентября концерт входит в абонемент №1 "Другое пространство. Continuo" – в нем предусмотрены еще два важных концерта. 13 ноября ГАСО п/у Владимира Юровского будет чествовать Софию Губайдулину (90-летие композитора), а 28 апреля 2022 года из Великобритании приедет Томас Адес, чтобы представить российскую и московскую премьеры своих опусов. Параллельно к адептам новой академической музыки будет обращен еще один почти одноименный абонемент №1A – "Другое пространство. Weekend" с тремя концертами и два других тематических абонемента. В стенах КЗЧ зазвучат Пьер Булез, Дьёрдь Лигети, Янис Ксенакис, Альфред Шнитке, Беат Фуррер, Хельмут Лахенман и другие. Одними из самых желанных гастролеров направления contemporary станут знатоки сложнейших партитур конца XX – начала XXI века, постоянные гости Зальцбургского фестиваля пианисты Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович. Начиная сезон таким экстравагантным образом, Московская филармония окончательно узаконивает и прописывает на своей сцене новую музыку. Задав тон западноевропейским авангардом, выдержавшим испытание временем, в будущие программы – в дозированном пока виде – включили и российскую новейшую музыку.
Фотографии предоставлены пресс-службой Московской филармонии
Поделиться: