КОММУНИКАЦИИ И ЭМОЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человек рождается, воспитывается в семье, идет в детский сад, в школу, в университет, на работу – он вынужден контактировать с другими людьми, и от качества этих контактов во многом зависит качество жизни в целом. Роль коммуникаций в существовании всего живого исследует Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Министерства культуры Свердловской области «За выдающийся вклад в сохранение и развитие художественного образования на Среднем Урале» В.Н. Матияш

В неживой природе изменения происходят в результате химических реакций под влиянием физических процессов. В живой природе в животном мире к ним присоединяются другие механизмы, основанные на обмене информацией, которые принято называть коммуникациями.

На ранней стадии возникает коммуникация, которую можно назвать материнской. Она является основной коммуникацией животного мира, осуществляется через подражание. С ее помощью птицы, животные обучают  своих детей находить пищу, определять угрозы, избегать опасности: таким же образом взаимодействуют с окружающим миром и дети человека на раннем этапе своего развития.

На основе материнской коммуникации вырастает так называемая «иконическая коммуникация», которая, по мнению авторов книги «Культура на перепутье» М. Пахтера и Ч. Лэндри, «вкладывает спрессованный смысл в короткий по времени акт коммуникации, позволяя передавать многослойное содержание одномоментно и не прибегая к развернутому  объяснению». Это та самая коммуникация, про которую народная пословица говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

На следующем этапе развития интеллекта человека формируется вербальная коммуникация: с ее развитием значение материнской, иконической  коммуникации нисколько не уменьшается. Они не вытесняют друг друга, а дополняют и обогащают. Из этого взаимодействия возникает другая, более тонкая и совершенная – художественная коммуникация.

К художественной коммуникации относятся все виды искусств,  пословицы, поговорки. Особенностью художественной коммуникации является способ коммуницирования  – через эмоциональное восприятие. Этим отличается искусство от не искусства. Если произведение искусства рождается из эмоции и в свою очередь вызывает эмоцию, то это искусство, остальное – «от лукавого».

Это имеет значение для понимания сущности искусства и науки. Народный художник  Российской Федерации  Б.М. Неменский пишет в своей статье «Художественная культура и школа»: «Эмоции, т.е. наши чувства, не способна передать ни одна наука – только искусство. И как в науках сконцентрирован опыт знаний человечества, так в искусствах опыт отношений».

Примерно, в это же время член-корреспондент Академии наук СССР, физик-ядерщик Д.И. Блохинцев определяет сферу деятельности науки и искусства следующим образом: «Наука дает основы миропонимания, а искусство  – мировосприятия». Мнения выдающихся деятелей науки и искусства в главном совпадают. Следовательно, можем сделать вывод: инструментом познания окружающего мира в искусстве является эмоция.

Эмоция является ответной реакцией на проходящие внутри человека физиологические и психические процессы. Мы можем предположить, что инстинкты, интуиция, играющие важнейшую роль в существовании животного мира, тесно связаны с генетической памятью. Но что является проводником, связывающим генетическую память на внешнее раздражение с последующей реакцией? Скорее всего, эмоция. Через эмоциональное восприятие организм человека воспринимает, обобщает, оценивает и определяет реакцию на внешнее раздражение.

Эмоциональному восприятию подвержены не только люди. Например, известны такие эмоциональные состояния собак, как радость, печаль, чувство вины, страх, агрессия. Может возникнуть вопрос – имеются ли эмоции у насекомых? – нам известны рассерженные пчелы, муравьи. Гнев, страх, любопытство у насекомых являются эмоциями или каким-то иным механизмом коммуникации с окружающим миром? Это не праздные вопросы. Ответы на них могли бы открыть нам новые представления об эмоциях и их природе. Так или иначе, изучение, систематизация и классификация эмоций животного мира станут предметом исследования ближайшего будущего.

Эмоциональное восприятие в художественном образовании и воспитании играет основополагающую роль. При его отсутствии или недостаточном развитии невозможно создание художественного произведения или его прочтение.

Эмоциям подвержены все люди. Следовательно, эмоциональное художественное восприятие можно создавать и развивать. Нужны специальные технологии, и они существуют. «Система Станиславского» – лучшее пособие для этих целей: представители творческой интеллигенции разных видов искусств постоянно обращаются к его книгам.

Эмоции играют важную роль в нравственном воспитании. Люди много говорят и пишут о нравственном влиянии искусства на общество, но почему-то редко исследуют механизм этого влияния. Обычно все завершается понятием «катарсиса», идущим к нам из античных времен, когда под влиянием эмоций при восприятии произведения искусства наступает нравственное очищение. Но возникают вопросы: нравственное очищение наступает после контакта с любым произведением? А если наступает, то с каким знаком – «плюс» или «минус»?

Известно, что знание само по себе мало влияет на нравственный облик человека. Человек знает: нельзя воровать, обижать слабых и пр. Однако, одни это делают, а другие нет. В чем дело? В убеждениях. Убеждение представляет собою нравственный идеал, существующий в сознании, психике человека, при нарушении которого человек ощущает сильный психологический дискомфорт, называемый совестью. Как создается убеждение? Очень просто. Необходимо знание со знаком «плюс» или «минус» опустить в концентрированный раствор эмоций, называемый произведением искусства. Чем талантливей автор и его произведение, тем более стойким получается убеждение. Поэтому совсем не безобиден шансон, особенно в медийных программах.

Невозможно представить педагогическую деятельность без соответствующей эмоциональной среды. Основной эмоцией такой среды является уважение участников образовательной деятельности друг к другу. Уважение представляет собою эмоциональную оценку позитивных нравственных и высоких профессиональных качеств педагога со стороны коллег и обучающихся. Общественная форма признания уважения приводит к становлению авторитета – высшей коллективной формы уважения. Основной эмоцией педагога по отношению к ученику также должно быть уважение. Отсутствие уважения между педагогом и учеником приводит к низким результатам педагогической деятельности (в лучшем случае) и обструкциям (в худшем).

Успех педагогической деятельности заключается в искусстве управления интересом обучающегося. Интерес относится к основополагающим эмоциям и является идентификатором информации: полезное – бесполезное, опасное, приятное и др. Интерес управляет направленностью внимания и деятельности человека.  С его помощью необходимая информация поступает в соответствующие центры головного мозга: удовольствия, страха, агрессии и др.

Интерес представляет собою затухающую волну. Реагирует на новое, незнакомое, неизвестное, после исследования наступает фаза затухания, и чем дальше по времени акт его вызывающий, тем он слабее. Для его активизации необходим новый акт. В педагогической деятельности таким действием обладает контакт с талантливым произведением искусства, талантливым незаурядным человеком (ученым, писателем, поэтом, музыкантом, художником, актером). Совместная творческая работа обучающихся – игра в ансамблях, оркестрах – также укрепляет интерес к осуществляемому виду деятельности.

Для активизации интереса к изучаемому материалу некоторые преподаватели пользуются таким нехитрым приемом, как новая или неожиданная «упаковка» изучаемого материала.

Важнейшим условием выработки стойкого интереса является успех. Исключительно полезное действие имеет похвала, одобрение авторитетных для обучающегося людей. Без похвалы нет достижений. Успех является высшей коллективной формой похвалы. Успех окрыляет человека, придает смелость и открывает новые горизонты в творчестве, дает силы для реализации творческих планов. Искусство педагогической деятельности  – создание успеха.

Противоположный полюс относительно эмоционального состояния, вызываемого похвалой – страх,  блокатор деятельности. В связи с этим так опасны оценки ,особенно с негативными последствиями для обучающегося.

Тем не менее, без негативной оценки трудно воспитать творческую личность, так как оценка осуществляет обратную связь в творческой деятельности. Обратная связь должна быть с верой в преодолении недостатков:  недопустимы брань, оскорбления, унижения творческой личности. Часто бывает,  что неудачное выступление подопечного обусловлено ошибкой руководителя.

Эмоции играют важную роль в иконической коммуникации, которая тесно связана с подсознанием и генетической памятью ДНК  через эмоции. Ярким примером служит реакция животных на солнечное затмение: они переживают сильный страх. В этот момент будто что-то «вскипает» в их ДНК. Причиной этого «будто», вероятно, является какая-то случившаяся в прошлом космическая катастрофа. Солнечное затмение своими физическими и иными возможными параметрами вызывает у животных беспредельный страх. Можно с большой вероятностью предположить, что такой же страх был основанием для включения этого события в генетическую память.

Эмоции сопровождают человека постоянно. На улице холодно – у человека неприятные эмоции, жарко  – тоже, темно – страшновато. Предметы, физические, общественные явления: всё имеет соответствующую эмоциональную окраску. Комбинаций эмоций в переживаниях человека не счесть. А если иметь в виду, что у человека эмоцио находится в единстве с рацио , подсознанием и генетической памятью, то становится понятным механизм действия иконической коммуникации: восприятие – подсознание – новые навыки.

Нельзя сказать, что иконические коммуникации не использовались и не используются человеком в образовательной деятельности. С давних времен подготовка ремесленника проводилась с использованием метода «делай как я». В средние века так обучались каменщики, сапожники, художники, музыканты... В прошлом веке перед войной, во время и после войны в нашей стране работники по рабочим профессиям готовились по программам ФЗО  – фабрично-заводского обучения. Будущий рабочий в качестве ученика прикреплялся к опытному рабочему и на его рабочем мечте в процессе производства обучался рабочему мастерству.

Широко использовались и используются в настоящее время иконические коммуникации в сфере художественного образования. Трудно представить педагога-музыканта без второго рояля в классе, скрипача без скрипки в руках, кларнетиста – без  кларнета. Преподаватели хореографии во время урока показывают наиболее важные движения, а во время исполнения обучаемыми задания поправляют своим показом ошибки в движениях либо недостатки в постановке рук, ног, головы, корпуса. Преподаватели изобразительного искусства перед выполнением задания на уроке показывают лучшие работы по этой теме ранее обучавшихся учащихся; в художественных  ВУЗах обязательны программы по копированию работ выдающихся мастеров.

Вот малая часть необходимых профессиональных навыков в музыке, которые нельзя освоить без применения иконических коммуникаций:

  • как правильно сидеть (стоять);
  • как правильно держать руки, инструмент;
  • как извлекать звуки;
  • как артикулировать звуки;
  • как управлять исполнительским временем (рубато и др.);
  • стилевые особенности исполнения произведений композиторов эпохи барокко, романтиков, а, впрочем, и любой другой музыки: джаза, народной песенной, народной инструментальной и пр.

В связи с этим резко возрастают требования к профессиональному исполнительскому мастерству преподавателя. Научить ученика играть на флейте может только тот, кто сам умеет играть на флейте, а научить хорошо играть на флейте может лишь тот, кто сам умеет хорошо играть на флейте.

В рамках применения технологий иконической коммуникации следует выделить роль лидера в ученической и педагогической средах. Наличие выдающейся художественной личности резко повышают творческий уровень образовательного учреждения. Такая личность помогает преодолеть творческую закомплексованность коллективов, вскрывает и расширяет потенциальные возможности окружающих. Это настоящие локомотивы образовательного процесса  – без них наступает застой.

Как быть, если нет лидера? Это означает, что в коллективе сложился негативный психологический климат. Задача руководителя – разобраться с возникшей ситуацией, найти ошибки и исправить их. Если с климатом все нормально, а лидера нет, то лидера приглашают извне.

Лучший способ обрести лидера  – воспитать своего. Для этого необходимо создать условия и он сам появится. Главный метод  – стимулирование высоких творческих достижений: необходимо сделать востребованными успехи каждого участника образовательного процесса.

Способов много. Например, сделать академические концерты, просмотры не шествием на эшафот, а триумфом победителей, придать всем академическим концертам характер событийности. Каждый выступающий  – победитель: он победил трудности в личном творческом развитии, он достоин уважения. Наибольшего уважения достоин тот, кто сделал больший шаг.

При таком уважительном отношении к каждому участнику образовательного процесса возникает так называемый «образовательный котел», в котором кипят знания, умения, навыки, споры, страсти, идеи, фантазии обучающихся и их преподавателей. Блюдо, т. е. результат, бывает отменным  – эффект «соленого огурца» (вспомним Царскосельский лицей!).

Стажировка как специфическая форма обучения во многом основана на  применении элементов иконической коммуникации. В зависимости от поставленных задач, одни стажировки проводятся в коллективах, в том числе и в творческих, другие – у выдающихся мастеров. В отличие от коммуникаций, основанных на вербальных способах обучения, стажировка, при соответствующей предварительной подготовке, приводит в порядок знания, шлифует умения и навыки, способствует полному «созреванию» специалиста.

Подготовка будущего музыканта, художника, актера, танцовщика, зрителя, слушателя требуют большого количества необходимых информационных источников и способов коммуникаций. Здесь уместно говорить о педагогических коммуникациях. В разных видах искусств могут быть разные оттенки коммуникационных связей. Образно говоря, на едином древе педагогических коммуникаций существует много веток.

Несколько слов о главном коммуникаторе – педагоге. Его должны отличать высокая одаренность, высокий профессионализм и высокая нравственность. Следует помнить, что из его класса (мастерской) выпускаются, по крайней мере, на начальном творческом пути, его копии.

Поделиться:

Наверх