Опера как коррида
Свой 25-й сезон Астраханский театр оперы и балета открыл новой постановкой «Кармен»

Эта премьера должна была состояться еще в марте, но пандемия отодвинула встречу астраханцев с одной из самых популярных в мире опер на начало юбилейного сезона. Встреча долгожданная: шедевр Жоржа Бизе был в репертуаре театра еще в прошлую эпоху, то есть до того, как Астраханская Опера получила в 2011 году новое роскошное здание. По нынешнему же адресу севильской цыганки еще не встречали, а зрительский запрос на «Кармен» есть, и его надо учитывать, даже если творцам театра интереснее нечто менее избитое. Неслучайно в разные годы Астраханская Опера обращалась к таким раритетам, как «Осуждение Фауста» Берлиоза или «Китеж» Римского-Корсакова, однако руководство разумно ищет баланс между популярным и редким.

Дирижер-постановщик, художественный руководитель и главный дирижер Валерий Воронин справедливо отмечает: «Может показаться, что мир оперы неисчислимо огромен, но подлинных шедевров, проверенных временем, на столетия задержавшихся на сценах, не более нескольких десятков». Без «Кармен» афиша одного из самых молодых оперных театров России была бы неполной, тем более что ресурсы для этого названия в нем есть.

В первую очередь – замечательный оркестр: единственный симфонический коллектив города, выросший под руководством Воронина в серьезного игрока на музыкальной карте России. Сыгранные сложнейшие партитуры как популярных, так и редких опер и балетов, а помимо них многочисленные симфонические программы, в которых не раз встречались, например, симфонии Малера, воспитали отличный музыкальный организм. На премьере «Кармен» он продемонстрировал лучшие качества – сыгранность, выразительность, мягкий звук, удобный для вокалистов. В интерпретации Воронина было главное, без чего «Кармен» немыслима: нерв, динамичность, подлинный кураж.

А еще здесь есть прекрасный хор Галины Дунчевой, поющий ярко, стройно и стилистически чутко. В одной из самых хоровых из западных опер без такого «игрока» не обойтись. И, конечно, солисты: ставка сделана на молодых – в этом и плюс, и минус.

Плюс не только в молодых лицах, стройных фигурах и гибкой пластике тел, особенно уместной в этом решении (о чем ниже). Молодости свойственен порыв, искренность чувств, смелость, что особенно ценно, когда необходимо не просто сыграть, а прожить драму, как того требует «Кармен». Минус – известная неопытность и вокальная незрелость: первая порой заставляет переигрывать или, наоборот, не дает победить излишнюю скованность, верно рассчитать силы, сконструировать развитие сценического образа; следствие второй – упование на голос как таковой, на его свежесть и природную манкость, отсюда непроработанность певческих нюансов.

В астраханской премьере есть и то, и другое. Тем не менее от Кармен Веры Позолотиной невозможно оторвать глаз, настолько она естественна, женственна, обаятельна, изящна, настолько она – энергетический центр спектакля. Ее красивому и гибкому меццо, быть может, еще не достает огранки, но его витальная сила и притягательность неоспоримы. Мастерство в подаче образа, прежде всего вокального, еще нарастет, а главное в нем уже есть, уже схвачено.

Вокально спектакль силен всем певческим ансамблем. Каждый по своему – Анна Каденкова (Микаэла), Ирина Белая (Фраскита), Зинаида Дюжова (Мерседес), Сергей Тараненко (Эскамильо), Тимофей Вершинин (Цунига), Александр Малышко (Моралес) и другие словно выстраивают векторы отношений с титульной героиней, и эта психологическая радиально-кольцевая структура уверенно держит здание спектакля. Приглашенный из Мариинского театра Дмитрий Демидчик в этом плане оказался менее гармоничным, и настоящая химия между его Хозе и Кармен возникла только ближе к финалу драмы.

Концептуально немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай и петербургский художник Петр Окунев не придумывают ничего небывалого, у них вполне традиционный красивый костюмный спектакль. Но если присмотреться, осеняет: да это же «Кармен-сюита» Альберто Алонсо! Многоарочная полукруглая арена для корриды, резкие абрисы, полярная контрастность цветового противопоставления черного и красного (символов смерти и страсти) – не буквально все, но многое в этой работе навевает образ ставшей уже классической балетной постановки.

И не только чисто визуально. В отношениях центральной пары – те же надрыв и надлом, та же дуэль, бесконечно длящийся поединок, изматывающий и бесперспективный. Финальная сцена решена как битва на арене: насмешница Кармен, обезумевшая от страсти и ненависти, дразнит брошенного любовника, тряся красной юбкой, словно плащом тореадора, а тот, будто затравленный бык, большой и беспомощный (комплекция солиста идеально подходит для этой инсценировки), раз за разом кидается на нее в бешенстве и отчаянии. Убийство в этих обстоятельствах выглядит лучшим исходом.

Фото Александра Потапова

 

Поделиться:

Наверх