В эти дни фестиваль, созданный и возглавляемый скрипачом Вадимом Репиным, должен был перевалить за середину. Как всегда, программа не ограничивалась событиями в Новосибирске и окрестностях, ожидавшимися с 20 марта по 8 апреля: после были запланированы концерты в Красноярске, Ачинске, Санкт-Петербурге, Москве. В начале марта прошел «Страсбургский пролог» – три концерта в Страсбурге, где с Репиным выступили Александр Князев и Андрей Коробейников, постоянные участники «Транссиба».
Вскоре ситуация стала стремительно меняться. Одно за другим отменяются события, без которых трудно представить современный музыкальный мир: фестивали в Вербье, Байройте и другие. То, что в этих условиях Вадиму Репину и его команде все же удалось провести ряд концертов, похоже на чудо. Открыть фестиваль предполагалось сочинениями Бетховена и фрагментами «Летучей мыши» Штрауса, однако ни дирижер Саша Гётцель, ни зарубежные солисты прилететь не смогли. Старт состоялся днем позже с программой «Па-де-де на пальцах и для пальцев» (московская аудитория познакомилась с ней в декабре) с участием Светланы Захаровой и Вадима Репина. Шесть лет назад этот гала-концерт, сочетающий балетное искусство с мастерством скрипичной игры, украсил афишу первого «Транссиба»; подобные арки, напоминающие о важных вехах истории фестиваля, – его добрая традиция.
Теперь этот вечер оказался и единственным в присутствии публики. Уже на следующий день концерт «50 лет музыкального детства», посвященный юбилею Новосибирской специальной музыкальной школы, состоялся в пустом зале (по признанию Репина – первый подобный опыт в его жизни), всем желающим была доступна онлайн-трансляция. Афиша дальнейших событий переверстывалась на ходу и в итоге продолжилась еще тремя концертами с участием исключительно отечественных исполнителей. Ограничение по количеству музыкантов на сцене в тот момент не коснулось Новосибирска, и пока столичные залы переходили на трансляции сольных и камерных вечеров, «Транссиб» позволил себе роскошь провести две оркестровые программы.
Первая носила имя «Жизнь героев». Первоначально ее должна была завершать «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, которую заменили на Пятую симфонию Бетховена, а заголовок вечера оставили прежним. Теперь он обрел новое значение – из предполагавшихся участников на месте остались только Вадим Репин и Новосибирский оркестр, их поддержали пианистка Полина Осетинская и виолончелист Александр Бузлов. Особо следует отметить дирижера Михаила Татарникова – неделей раньше он вызвался выручить концерт-открытие московского фестиваля «Виртуозы гитары», заменяя зарубежного коллегу, но буквально в тот же день в Москве отменились все массовые мероприятия на несколько недель вперед. Теперь он спас программу «Жизнь героев» и сделал это великолепно.
Просмотр концертов в онлайн-трансляции и тем более в записи вынуждает подмечать детали: музыканты обменялись рукопожатиями – ну что в этом необычного? То, что тремя днями позже они уже воздержатся от ритуала, лишь коснутся друг друга локтями – когда и где такое увидишь! Если за скрипку в Тройном концерте Бетховена отвечает Вадим Репин, мыслимо ли, чтобы лидером оказался кто-то другой? Да, если за фортепиано Полина Осетинская: как только она поддержала Репина и Бузлова, ансамбль зазвучал мощнее и увереннее, а уж от финала просто пела душа. Наконец, можно ли без скуки в который раз играть и слушать Пятую симфонию Бетховена – при переизбытке любых трактовок от консервативных до ультрановаторских? Оказывается, можно, если не впадать ни в одну из крайностей. Михаил Татарников провел Пятую словно с чистого листа, дав прозвучать каждому соло, великолепно поработав с группами и придав исполнению отнюдь не ритуальный смысл.
Другую симфоническую программу взял на себя Валентин Урюпин, к запланированному прежде Скрипичному концерту Глазунова добавив ни много ни мало Четвертую симфонию Прокофьева: крепкий орешек для любого оркестра, для Новосибирского она стала и вовсе премьерой. Один из лейтмотивов фестиваля, музыка Прокофьева постоянно присутствует в его программах, и эту она также украсила, перебросив мост к прошлогодней Пятой прокофьевской симфонии. За четыре репетиции Урюпин подготовил музыкантов так, что сложная партитура буквально отскакивала от смычков. Казалось, от работы с маэстро оркестр получил заряд такой силы, что и в концерте Глазунова – если рассматривать концерт как соревнование – вышел победителем, оставив Вадиму Репину почетное второе место. Кстати, в те же дни Урюпин уже как кларнетист выступил и в одном из онлайн-концертов Московской филармонии, словно оказавшись в двух местах одновременно.
Первым среди равных, как и полагается лидеру фестиваля, Репин выступил в камерной программе, исполнив с Александром Бузловым и Андреем Коробейниковым два фортепианных трио под номером 2 – Брамса и Шостаковича. Камерные концерты с первого же «Транссиба» были среди лучших его страниц, и этот не стал исключением. В трио Брамса, несмотря на отсутствие публики, музыканты воодушевлялись с каждой частью все сильнее, придя к финалу с почти прокофьевским задором. В трио Шостаковича неожиданными гранями таланта блеснул Коробейников, в полной мере выразив присущую музыке сумрачность, и трагическое сочинение обернулось триумфом исполнителей. Они поклонились пустому залу и все-таки подали друг другу руки. Теперь фестиваль, по словам Репина, «поставлен на паузу», основная часть несостоявшихся событий перенесена предположительно на осень.
Фото Александра Иванова
Поделиться: