Top.Mail.Ru
Актуально, профессионально, открыто
Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Детская школа искусств - 2019: образование, управление, развитие» в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума собрала представителей законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, профессионального сообщества, учредителей, деятелей культуры и искусства, руководителей и педагогических работников детских школ искусств со всей России.

Немного истории. Первая Всероссийская научно-практическая конференция, ставшая открытой профессиональной площадкой для обсуждения актуальных проблем развития системы детских школ искусств и распространения эффективных моделей педагогических и управленческих практик, прошла в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума в 2016 году. Идея, принадлежавшая Санкт-Петербургской ДШИ им. М.И Глинки, была поддержана Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, и конференция, собравшая 320 участников со всех регионов России, состоялась. Ее решения послужили одним из импульсов для решения проблем детских школ искусств. Заработала Национальная программа «Культура», закрывая самую «болевую» точку – материально-техническую базу: школы получают финансирование и покупают музыкальные инструменты, оборудование, учебно-методическую литературу. Началась передача ДШИ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, в подчинение органам управления культурой субъектов Российской Федерации: крайне важно, чтобы школами искусств занимались учредители, понимающие их статус, культурную миссию и предназначение. Успешный опыт по передаче ДШИ в Свердловской области открывает новые возможности и для других регионов России. Передача ДШИ в 2019 году произошла еще в ряде субъектов Российской Федерации – Чеченской Республике, Томской области и др.

«Стало очевидно, что проводить такие конференции необходимо, - анализирует результаты проделанной работы Алла Владленовна Никитина, директор Санкт-Петербургской ДШИ им. М.И Глинки. – На организаторах конференции, которая проходила в рамках VIII Санкт-Петербургского культурного форума, лежала огромная ответственность, так как участники приехали из разных регионов России, чтобы рассказать о своих проблемах на столь престижной площадке. Количество участников второй конференции значительно превысило цифры первой, и это подчеркивает значимость мероприятия для всех школ искусств России. В конференции, которая проходила с 14 по 16 ноября 2019 года, приняли участие 387 человек: представители органов управления культурой, ЦК Профсоюза работников культуры Российской Федерации, учредители детских школ искусств, руководители и преподаватели детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций, руководители и специалисты методических служб, представители общественных организаций, средств массовой информации. География конференции представлена 116 населенными пунктами из 41 региона Российской Федерации. Это были три дня невероятно насыщенного, горячего обсуждения самых актуальных вопросов на высоком профессиональном уровне. Необходимо было понять и четко сформулировать проблемы, на которые необходимо обратить внимание Правительства Российской Федерации, Комитета по культуре Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации. Все это было сделано, и резолюция конференции содержит целый спектр актуальных вопросов и важнейших рекомендаций».

Участники конференции активно и заинтересованно обсуждали все проблемы, но особое внимание было уделено важности реализации дополнительных предпрофессиональных программ, которые должны иметь значительное преимущество по сравнению с общеразвивающими. Участники подчеркнули необходимость создания условий для реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных программ как приоритетных для ДШИ: это вопросы полноты и достаточности их финансирования, разработки и применения индивидуальных учебных планов, адаптированных образовательных программ.

Вопросы финансирования, материально-технической базы школ искусств, формирования заработной платы работников ДШИ и необходимости внесения изменений в законодательную базу также рассматривались как краеугольные – это престиж профессии и залог успешного развития системы школ искусств. Ведь именно эта уникальная система не только хранит и множит великие традиции отечественного художественного образования, но и обеспечивает запросы детей и родителей в освоении новых, современных явлений в искусстве. А это значит, что необходимо увеличивать контингент обучающихся (спрос на художественное образование с каждым годом растет) и привлекать молодых специалистов. Обеспокоенность по этому вопросу присутствует – молодежи не хватает не только в регионах, но и в столичных школах. И привлечь их можно, только предложив достойные условия труда и жизни (зарплата, жилье, правовая защищенность).

Наша система художественного образования, признанная во все мире как наиболее эффективная и совершенная, всегда базировалась на тесном взаимодействии трех ступеней – школа, среднее звено, ВУЗ. Сохранение и развитие этой тенденции – важнейшая задача сегодня. Залогом ее успешного решения является совместное обсуждение проблем, и такая площадка была предоставлена: дискуссия, состоявшаяся в рамках конференции, впервые объединила представителей всей трехступенчатой системы образования в сфере культуры - от детской школы искусств до консерватории. В дискуссии, наряду с методическими центрами развития образования регионального и федерального уровней, приняли участие проректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Денис Викторович Быстров и заместитель директора по учебной работе Санкт-Петребургского музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова Алексей Владимирович Сириченко.

«Они услышали наши проблемы и рассказали о своих, - комментирует далее Алла Владленовна Никитина. – И во многих моментах мы нашли точки соприкосновения, например, в вопросе взаимодействия студентов с детскими школами искусств. Для этого мы будем создавать базы педагогической практики студентов колледжей, училищ и вузов искусств в ДШИ, чтобы студенты учились слышать и понимать детей, грамотно выстраивать общение, применять наиболее эффективные методики».

Конференция, заявленная как всероссийская, по сути, оказалась международной: ее участниками стали представители Республики Беларусь, Азербайджанской республики, Венгрии, Китайской Народной Республики. Оказалось, что проблемы дополнительного образования, несмотря на все национальные, правовые, политические различия, во многом, общие. А значит, и решать их можно сообща, обмениваясь позитивным опытом. Так, например, участникам конференции было интересно услышать, как функционирует сохранившийся в Беларуси институт распределения студентов: возможно, какие-то моменты и у нас будут взяты на вооружение.

«За три года мы увидели очень много позитивных изменений, толчок которым дала первая конференция, - резюмирует директор школы-организатора, Санкт-Петербургской ДШИ им. М.И Глинки, А. В. Никитина. – Посмотрим, как будут воплощаться сегодняшние решения. Очень надеемся, что заработают все важнейшие моменты, вынесенные нами в резолюцию. И говорим всем коллегам – до встречи через три года на следующей конференции в Санкт-Петербурге».

Поделиться:

Наверх