«Закольцованный» сюжет
Для постановки был приглашен один из самых талантливых молодых российских режиссеров Павел Сорокин. Ученик народного артиста Дмитрия Бертмана, главный режиссер Ростовского музыкального театра задействовал различные средства для создания визуальных эффектов. Несмотря на небольшой размер сцены театра, режиссер нашел возможность демонстрации зрелищного полотна. Зрители не увидели историко-бытовых декораций Путивля с храмом и Половецкого стана: постановка осуществлена с помощью современных изобразительных средств – видео, леттеринга, оригинальной мобильной декорации.
В опере «Князь Игорь» была показана метафоричная стильная «картинка» в современных тенденциях нового режиссерского оперного театра - движения в сторону кино. Органично и ярко смотрелись: видеопроекция летящих облаков, грозовых туч, видео конных походов и кровопролитных битв, включая крупные планы артистов «Царицынской оперы». Цитаты из поэмы «Слова о полку Игореве», которые периодически появлялись на экране, «комментировали» само действие. Мобильные декорации от сценографа спектакля Георгия Матевосяна позволили создавать различное пространство, дополняли действие и являлись не конкретными, а скорее интуитивными элементами, рассчитанными на состояние, эмоции. Основу составило огромное кольцо, которое символизирует вечный круговорот жизни и, в то же время, «закольцованность» всех сюжетов на Земле. Благодаря этому яркому элементу сцена солнечного затмения в начале спектакля оказалась особенно эффектной. В разные моменты кольцо ассоциировалось и с крепостной стеной осажденного половцами Путивля, и с душевными терзаниями самого князя, и с роком судьбы.
«Демилитаризованный» князь
Неожиданным для зрителей оказалась режиссерская интерпретация классики. Павел Сорокин сместил акценты в постановке, сосредоточил основное внимание на личности князя Игоря и авторской музыке. Все стереотипы были отпущены для того, чтобы зрители смогли погрузиться в новую историю героев оперы. А финал эпоса приобрел пацифистское направление.
«В нашей версии мы вывели фигуру князя Игоря на первый план, – рассказал Павел Сорокин. – Образ Игоря неоднозначный, его метания, переживания, жажда жизни находят отражение в музыке. «Князь Игорь» на сцене «Царицынской оперы» не былина, а нечто большее, некий обобщенный жанр, скорее притча. Нам хотелось изучить и показать трансформацию этого человека - от одержимости героическими (как он сам считает) идеями до их крушения».
Главный герой проходит этот тяжелый путь сквозь сомнения, предательства, боли утрат, чувство вины, понимая, что он всего лишь человек из плоти и крови. Особенно яркой по эмоциональному накалу стала сцена с «мертвым полем», когда князь Игорь тщетно пытается найти живых среди павших.
«Во втором акте, когда он будет петь свою знаменитую арию «О, дайте, дайте мне свободу!» - продолжает режиссер-постановщик, - он будет обращаться к душам погибших воинов. Сознание вины тяжелым грузом лежит на его плечах, и этот груз ему предстоит нести всю оставшуюся жизнь. И он жаждет освободиться от этого, вопрошая ушедших, что ему делать. Свобода ему нужна не для того, чтобы посеять новые смерти и начать новую войну, а чтобы строить мир. Финал открыт, мы оставляем Игоря в одиночестве и в смятении».
Опера-трансформер обнажила чувства героев и зрителей
Захватывающая, великая музыка звучала мощно на протяжение всего спектакля. По словам главного дирижера театра «Царицынская опера» Сергея Гринева, опера «Князь Игорь» олицетворяет собою русскую музыку: это всем известные мотивы, очень патриотические и в то же время довольно сложные в исполнении. Это произведение – своего рода конструктор-трансформер, который позволяет варьировать порядок номеров и действий в зависимости от режиссерской задумки.
Известно, что знаменитая опера осталась неоконченной. После смерти композитора произведение было дописано Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Однако, по словам Павла Сорокина, эти части выделяются в музыкальном полотне. Авторская же редакция сценария звучит более органично, некоторые эпизоды скомпонованы по-другому.
«Мы добавили некоторые сцены и немного изменили их, что дает творческую возможность построить свое видение этой истории, – говорит главный дирижер Сергей Гринев. – В частности, здесь меньше воинственного пафоса, что в наше время особенно актуально. Главный герой выглядит более человечным».
«Исполнить хорошо и правильно такой сложный материал всегда на грани возможностей, – отмечает главный дирижер театра “Царицынская опера”. Но мы постарались».
Стильно и зрелищно
Постановка эпического произведения Александра Бородина стало знаковым событием для «Царицынской оперы» и волгоградских зрителей: в спектакле была задействована вся труппа. Поразила грандиозная работа костюмерного и бутафорского цехов (главный художник Елена Павловская), солисты и массовка оказались одеты очень стильно. Мечи, копья, стрелы, луки, щиты, колчаны, посохи, кольчуги, шлемы, кнуты - всего было изготовлено более 200 стилизованных элементов киевской Руси и более 200 многослойных дизайнерских костюмы. Особое внимание было уделено различным деталям, отделкам, головным уборам с элементами декора и стилистики того времени.
Масштаб воплощенных на сцене массовых сцен с мощным звучанием хора и необычайные по красоте арии героев впечатлили самую взыскательную публику. Главные партии блестяще исполнили солисты театра «Царицынская опера»: князь Игорь (Руслан Сигбатуллин, Максим Орёл), Ярославна (засл. арт. РФ Елена Барышева, засл. арт. РФ Анна Девяткина), Кончаковна (Наталья Филиппова, Юлия Почкалова), Владимир Игоревич (Алексей Шапошников, Виталий Ревякин), князь Галицкий (Артём Ратников, Александр Еленик), половецкий хан Кончак (Игорь Тормосин, Артак Манукян).
Поделиться: