Идея этого уникального абонемента состоит не только в том, чтобы объединить представителей одной музыкальной семьи, но и услышать в их исполнении сочинения Владимира Юровского-старшего (1915–1972) – возродить после долгого забвения симфоническое наследие интереснейшего мастера. Глава династии Михаил Юровский дал старт абонементу в октябре прошлого года: тогда прозвучала Четвертая симфония его отца (соч. 69). «Ход» Владимира Юровского-младшего еще только предстоит (5 июля) – исполнение музыки балета его деда «Алые паруса» (1942).
А давней исполнительской мечтой Д. Юровского, другого внука композитора, была трагическая поэма для чтеца, хора и оркестра на тексты Шекспира в переводе Анны Радловой «Отелло» (соч. 58). В 60-е годы поэма Юровского исполнялась Москве пять-шесть раз, и всегда за пультом стоял Геннадий Рождественский, а чтецом был Николай Мордвинов. В 1968 году на фирме «Мелодия» вышла запись сочинения. О том, что концертная жизнь «Отелло» неразрывно связана с именем Г. Рождественского, Д. Юровский напомнил публике Большого зала консерватории в своем вступительном слове. После премьеры на этой сцене все другие московские исполнения проходили в Зале им. П.И. Чайковского, так что нынешнее представление в консерватории – всего второе, и дирижер посвятил его памяти Г.Н. Рождественского. В распоряжении Д. Юровского были Симфонический оркестр и Камерный хор Московской консерватории, в качестве чтеца выступил артист театра и кино Евгений Князев.
Программа вечера целиком выстроилась вокруг образа Отелло. Прелюдией к главному сочинению стали увертюра к «Отелло» Россини и дуэт Отелло и Дездемоны из финала первого акта «Отелло» Верди (солисты – тенор Николай Ерохин и сопрано Елена Гусева). Оркестр весьма порадовал, а певцы – нет: найти настоящего Отелло сегодня трудно, а Дездемона без Отелло «так и не заиграла». При этом музыка увертюры была «наведена» на должную акцентированную прозрачность, тонкие штрихи и нюансы, а фирменное россиниевское крещендо просто вскружило голову!
Идея трех «Отелло» сама по себе красива, но заинтересованная публика пришла, прежде всего, на опус В. Юровского-старшего: именно на его долю и выпал главный успех! Истинным демиургом, филигранно собравшим воедино оркестр, хор, художественное слово и мелодекламацию, Д. Юровский показал себя именно в «Отелло» своего деда – неисправимого романтика, написавшего очень понятную, яркую и образно-зримую музыку. Гуманистическая направленность этого произведения очевидна, главный контраст – противопоставление Отелло и Яго. В музыкальной драматургии не менее важны тема любви Отелло и Дездемоны и, конечно, тема рокового платка, которая ближе к финалу перерастает в тему возмездия.
Сочинение состоит из четырех частей с ликующе-жизнерадостным прологом под названием «Венеция»: фанфарное начало – и тема любви, поддержанная нежным вокализом хора, эпически величаво звучит в эпизоде венчания Отелло и Дездемоны, но уже в прологе в нее вторгается и зловещий лейтмотив Яго.
Первая часть – «На Кипре», куда мы попадаем после бури в оркестре, и здесь же начинается «буря», та, которую готовит Яго. Во второй части «Сад в замке» Яго изощренно отравляет душу Отелло ядом ревности, и состояние внутренней борьбы мавра, его муки рельефно, мощно, на столкновениях множественных контрастов передаются в оркестре. В музыке есть все, и чтец, выступающий от лица то Отелло, то Яго, лишь дополняет оркестр. Третья часть «На бастионе» – новый прорыв душевных мук главного героя и принятие им страшного решения. Именно здесь у чтеца звучит «Прощание со славой», но оркестр все же – главное выразительное средство!
Финальная часть – «В спальне Дездемоны». Нарастание трагедии лаконично и концентрированно: драматический «стон» в оркестре сменяется темой любви, у виолончелей возникает тема молитвы Дездемоны, и наступает развязка. Всплеск темы возмездия в оркестре – и в эпилоге вновь звучит тема любви, полная очищающей скорби…
Фото Инессы Кудрявцевой
Поделиться: