Top.Mail.Ru
АРХИВ
03.11.2011
ШЕДЕВРЫ И ПРЕМЬЕРЫ ОТ ВЛАДИМИРА ЮРОВСКОГО
«Шедевры и премьеры» - так называется филармонический абонемент, который в течение нескольких сезонов проводит московский камерный оркестр «Musica viva» вместе со своим художественным руководителем, виолончелистом и дирижером Александром Рудиным. Первый концерт нынешнего сезона состоялся 7 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского, однако выступал оркестр под управлением Владимира Юровского, а Александр Рудин вышел на сцену в качестве солиста.

Заявленная концепция абонемента полностью оправдала себя: в концерте звучала как давно известная в России барочная музыка - сочинения И.С. Баха, так и произведения редко играемых у нас композиторов постромантической эпохи - Артура Онеггера и Антона Веберна. Состоялась и российская музыкальная премьера.

Полный творческой энергии маэстро Юровский был в центре внимания на протяжении всего вечера. В начале программы - как клавесинист, исполнив партию генерал-баса в «Бранденбургском концерте» № 3. Затем как дирижер и искусствовед, своим вступительным словом тщательно подготовив публику к восприятию впервые исполнявшегося в России сочинения Антона Веберна - Вариаций для оркестра, ор. 30. И это исполнение, было, пожалуй, главным эпизодом вечера.

В нашей стране последний опус Антона Веберна - Вариации для оркестра, написанные в 1940 году, многие по-прежнему считают современной музыкой. По сей день это шестиминутное сочинение является одним из сложных для восприятия и осмысления слушателями и одним из непредсказуемых для исполнителей. Неповторимый стиль мышления Веберна, основанный на гетевской теории атомизма, и предельный лаконизм его высказывания не дают никакого алгоритма понимания музыки. Владимир Юровский не стал предлагать публике личную концепцию произведения, что могло бы ограничить ее воображение, а лишь рассказал о ключевых моментах, на которые стоит обратить внимание, и затем Вариации для оркестра прозвучали, став для многих весьма неожиданным впечатлением. Но еще большей неожиданностью для всех стала идея дирижера тут же исполнить произведение во второй раз. Такой поворот событий по достоинству оценили настоящие любители новой музыки. При повторном исполнении Вариации, кажется, засияли новыми красками, а дирижер подчеркнул динамизм развития сочинения. Столь неординарный подход к знакомству с новым произведением рождает ассоциации с обществом современной музыки, организованным в начале XX века Арнольдом Шенбергом. Юровский словно бы переместил современного слушателя в атмосферу тех давних концертов, доступных лишь избранным, требующих серьезного подхода и вдумывания, сознательно лишенных «концертного лоска» и шума оваций.

Веберновские вариации, возможно, не прозвучали бы так ярко, не будь у них достойного музыкального обрамления. Это «Бранденбургский концерт», аутентично прозвучавший в начале первого отделения, и ричеркар из баховского же «Музыкального приношения» в оркестровом переложении Веберна, укрупнившие идею преемственности и эволюции оркестрового стиля от барокко до атональной музыки.

Если первое отделение вечера состояло из традиционной «старой» и сложной «новой» музыки австро-немецкой традиции, потребовавшей от слушателя большой концентрации, то второе отделение было отдано эффектным сочинениям французского автора - Артура Онеггера. Правда, и они все еще не слишком знакомы так называемой широкой публике. Это были Концерт для виолончели с оркестром (1929), темпераментно сыгранный Александром Рудиным, и симфония «Базельские удовольствия» (1946) с ее праздничным, безудержно ликующим финалом. От философской задумчивости до яркого эмоционального всплеска - такой путь прошли за один вечер слушатели и артисты оркестра «Musica viva», увлекаемые Владимиром Юровским.

39-летний маэстро с большей известностью в Европе, нежели на родине, Владимир Юровский сегодня - главный дирижер Лондонского филармонического оркестра, художественный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля в Великобритании, приглашенный дирижер Большого театра и буквально только что Министерством культуры РФ назначен новым главой Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова. В весомом и активном дирижерском репертуаре Владимира Юровского существенное место занимает современная музыка, в том числе, конечно, отчасти справедливо называемая ею и музыка XX века. Интересно было узнать, каким видится маэстро сегодняшнее положение дел с исполнением этой музыки в России.

«Сейчас все меняется в лучшую сторону, - считает Владимир Юровский. Все чаще появляются талантливые авторы и группы музыкантов, которые посвящают себя исполнению и пропаганде современной музыки, но остается основная проблема – нет института государственной поддержки. Современная музыка по определению не может приносить доходов. До тех пор, пока воспитание культуры слушания и исполнения современной музыки не будет установлено на государственном уровне, дело не сдвинется с мертвой точки.

Другой выход – находить частное финансирование, но это еще труднее. Обращаться к далеким от искусства людям и убеждать их в ценности современной музыки почти невозможно.

Многое зависит и от музыкантов. Некоторые из моих коллег просто отказываются заниматься современной музыкой, потому что они, прежде всего, хотят иметь успех. А успеха легче добиться на исполнении известной и всеми любимой классики.

Переоценить роль современной музыки в истории культуры и общества очень трудно. Я занимаюсь музыкой XX - XXI века потому, что я современный человек и не мыслю себя без современной музыки. Без нее нет настоящего, а соответственно, и будущего. В России еще только начинается пора актуализации музыкального искусства современности. Надо искать пути к сердцам слушателей и механизмы поддержки, которые будут исходить с самой вершины общественной пирамиды».

Поделиться:

Наверх