Танец как средство реабилитации для лиц с ограниченными физическими возможностями – этой теме посвящена и практическая, и научная работа Л.А. Атанесян. Леник Амаяковна - специалист по социальной работе, инструктор по лечебной физкультуре, заместитель директора фонда поддержки образования и творчества инвалидов «Общение» и председатель региональной общественной организации инвалидов «Аревик». Творческая студия «Аревик» в Санкт-Петербурге – во многом уникальная площадка, где проводятся занятия по «восстановительной ритмопластике, или «социальной хореографии» для лиц с ограниченными возможностями движения». В своей работе Л.А. Атанесян исходит из проверенного факта – «человеку с ограниченными возможностями движения танец придает особое настроение и особые силы: не просто для выживания, а для полноценной, радостной и по-настоящему счастливой жизни».
Не секрет, что в наше время все больше детей рождается с диагнозом «ДЦП», который сопровождается записью: «инвалид». Это значит, что у человека нарушен процесс согласования движений тела в пространстве – нарушена двигательная координация. Для реабилитации таких детей исключительно важно использование техники музыкально-хореографической ритмопластики – разумеется, с учетом индивидуального подхода.
На основании многолетнего опыта работы могу сказать, что почти при всех двигательных, а также спинномозговых нарушениях, которые мы наблюдали у детей, особое внимание мы придавали тренировке тончайших танцевально-двигательных навыков, и это способствовало расширению физических возможностей, а также укрепляло уверенность в себе у ребят. Последнее – очень важно, поскольку танцевальные движения, помимо прочего, предотвращают появление различных психологических комплексов.
В коррекционных школах для детей с проблемами здоровья хореография как предмет была бы наиболее актуальной: социальная хореография могла бы стать бесценным дополнением к медико-социальной и социально-педагогической реабилитации, широко используемых сегодня. Однако предмет «социальная хореография» отсутствует, и наша организация считает, что введение его – один из актуальных сегодня вопросов, так как танец – проверенное нами средство реабилитации и интеграции инвалида в общество.
Дополнительным аргументом может служить мое собственное исследование «Обще-восстановительная ритмопластика (социальная хореография) для детей с ограниченными возможностями движения». Его цель - выявление возможностей социальной хореографии как одного из направлений социально-культурной деятельности. В качестве эмпирической базы послужили наблюдения в ряде коллективов, где в течение многих лет проходят музыкально-хореографические занятия со здоровыми детьми и детьми, у которых возможности движения ограничены. Это российская общественная организация инвалидов «Аревик», Ленинградский областной колледж культуры и искусств, танцевальная студия «Маленькая балерина», ансамбль танца «Импульс», ансамбль песни, танца и творчества «Общение».
Исследование базируется на следующей гипотезе: социальная хореография это искусство, специфика которого определяется разносторонним воздействием на человека с тем, чтобы он выразил целостность своего внутреннего «я». При этом в основу положены два ведущих принципа:
- освоение различных навыков по видам танца не требует наличия у детей «природных данных» или определенных «стандартов»;
- танцы как средство реабилитации предполагают особую интеграцию - объединение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями движения.
Следует отметить, что, например, народные интегрированные танцы не только знакомят детей с культурой и традициями того или иного народа, но и развивают чувство толерантности, а предмет «хореография» как способ социальной реабилитации без труда объединяется с таким предметом, как «мировая художественная литература».
Исследование позволяет мне сделать следующие выводы:
– Обще-восстановительные танцы – эффективное средство реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями движения, которые они могут исполнять наравне со своими здоровыми сверстниками (этот факт подтвержден независимой экспертизой).
– Следует вводить социальную хореографию в систему подготовки специалистов по социальной работе для последующей деятельности в коррекционных школах и специализированных учреждениях.
Инвалидность – не приговор. Искусство танца доступно каждому ребенку, независимо от его физических возможностей. Убедившись в этом, мы передаем опыт нашей работы по обще-восстановительной ритмопластике и интегративной танце-терапии не только в нашей стране, но и в ближнем (Армения) и дальнем (Германия) зарубежье.
В заключение - два примера результатов занятий танцами в творческой студии «Аревик».
Девочка 9 лет: врожденный ДЦП, неговорящая, полный парез верхних и нижних конечностей. Голова держится частично, интеллект сохранен. Первый год занятий: танцует с партнером, движения рук частично отсутствуют. В конце второго года: самостоятельно двигается в коляске, голову держит ровно, правая рука поднимается полностью, левая – частично. В конце третьего года – девочка активно поднимает руки, держит спину, может танцевать без партнера. Неоднократно выступала и продолжает выступать на всероссийских и международных конкурсах.
Женщина, 32 года: передвигалась в инвалидной коляске вследствие тяжелой травмы. После множественных операций (частичное удаление правого полушария, левое полушарие удалено полностью) и длительного пребывания в коме (6 месяцев) интеллект – как у семилетнего ребенка. Первый год индивидуальных занятий танцами не принес заметных изменений. В конце второго года – женщина танцует, стоя на месте, опираясь на ходунки. Через три года движения рук свободны, пластичны. В настоящее время танцует с партнером, великолепно владеет телом, танцует с видимым наслаждением. Участвует в городских и всероссийских фестивалях.
Результаты работы и возможности внедрения нашего опыта обсуждались на научной конференции «Молодежь выбирает здоровый образ жизни», прошедшей в Санкт-Петербурге в прошлом году. Материалы исследования по восстановительной ритмопластике готовы к дальнейшему представлению для всех заинтересованных лиц.
Поделиться: