«Спартак» в хореографии Григоровича – классика советского балета и ее золотой фонд. История гладиатора, поднявшего восстание против Рима, вдохновила А. Хачатуряна. «Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы Спартака, – признавался композитор, – поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы».
«Спартак» Григоровича стал третьей и самой знаменитой версией этого балета. До него к музыке Хачатуряна обращались мэтры советской хореографии Игорь Моисеев и Леонид Якобсон (их версии недолго шли на сцене Большого театра). Однако именно спектакль Григоровича, премьера которого состоялась на главной балетной сцене страны 9 апреля 1968 года, потряс основы балетного театра того времени и поразил воображение современников. Драматургия героико-романтического действа отличалась многоплановостью, ей были свойственны контрасты и острейшие кульминации. Перед зрителями разворачивалось великолепное зрелище: гладиаторы и патриции, рабы и легионеры, крестьяне и торговцы, пираты и горожане – таков фон, на котором решаются судьбы героев. Для каждого из них балетмейстер, используя средства классического танца, создал развернутую характеристику. Это стало главным новаторством: Спартак и Красс здесь впервые танцевали по-настоящему.
Григорович открыл новую эру балета Большого театра, символами которой стали Спартак-мыслитель Владимира Васильева, героический и мужественный Спартак Михаила Лавровского, блистательный «антигерой» Красс Мариса Лиепы, а также женские образы, созданные великолепными балеринами – Екатериной Максимовой, Наталией Бессмертновой (Фригия), Ниной Тимофеевой (Эгина). Сегодня этот балет, являясь визитной карточкой Большого, идет на многих сценах мира. Не так давно он был перенесен в Астану (Казахстан) и Уфу.
Сотрудничество с самым северным театром оперы и балета России Юрий Григорович начал давно – еще при директорах И.И. Наумове и Г.Г. Местникове. Первым Президентом РС(Я) М.Е. Николаевым был поддержан перенос (1999) на эту сцену «Лебединого озера», в 2004-м по заказу Президента Якутии В.А. Штырова появился еще один шедевр мастера – «Ромео и Джульетта». Балетоманов из самых разных уголков республики – от Ледовитого океана до Станового хребта в Южной Якутии – и по сей день привлекает возможность вживую увидеть эти спектакли легендарного балетмейстера.
Нынешняя премьера осуществлена благодаря поддержке главы Республики Саха (Якутия) Егора Борисова. Своевременное материальное обеспечение постановочного процесса, ведение длительных переговоров с Юрием Николаевичем и ассистентами легли на плечи директора Якутского театра оперы и балета Сергея Сюльского и его заместителя Маргариты Васильевой. Ответственным балетмейстером проекта стала заслуженная артистка РС(Я) Мария Сайдыкулова, главный балетмейстер театра. Новый балет создавался в сплоченной работе с командой из Москвы и Краснодара, в которой: ассистент по переносу спектакля Олег Рачковский и Ольга Васюченко, художник по восстановлению декораций С. Вирсаладзе Михаил Сапожников, художник-технолог по воссозданию костюмов Елена Долгалева-Нецветаева. Спектакль, требующий сложного светового решения, был под контролем Алексея Перевалова – художника по свету из театра балета Юрия Григоровича (Краснодар). Маэстро Григорович присутствовал на заключительных репетициях, сам назначил составы. На премьере, собравшей политическую, общественную, культурную и бизнес-элиту республики, переполненный зал театра приветствовал прославленного хореографа десятиминутной овацией.
За пульт оркестра встала главный дирижер Детского музыкального театра им. Н.И. Сац Алевтина Иоффе, прибывшая в Якутск для подготовки сразу двух премьер, – «Спартака» и вердиевской «Аиды». Как признался О. Рачковский, процесс постановки был напряженным и по-настоящему творческим. «Юрий Николаевич никогда механически не переносит свои балеты, – объяснил многолетний ассистент мастера. – Он смотрит театральные сцены, так как они бывают разных форматов. Меняется состав артистов, пересматривается рисунок кордебалета. При переносе спектаклей у Григоровича все время идет творческий процесс, так как со временем меняются его представления о мире, о балете, о новом поколении танцовщиков, о техническом движении. Но глобальный замысел хореографа всегда неизменен. И в этом великая ценность балетов Григоровича они остаются блестящей классикой 20 столетия с ее живым и теплым дыханием».
«Спартак» – мужской балет, поэтому нагрузка именно на мужской состав труппы оказалась колоссальной. Но артисты якутского театра работали с огромным желанием и упорством. «Григорович умеет поднять артиста до своего уровня, – поделился Рачковский. – Общаясь с ним, вся труппа невероятно оттачивает мастерство и часто совершает творческий прорыв. У ведущих солистов здесь есть возможность расширить границы исполнительских возможностей. «Спартак» – это великолепнейший материал для артистов».
Заглавную партию в премьерном спектакле блестяще исполнил лауреат международного конкурса «Молодой балет мира» Сарыал Афанасьев, его возлюбленной Фригией стала дипломант международного конкурса «Арабеск» Юлия Мярина. Образ зловещего полководца Красса ярко воплотил заслуженный артист РС (Я) Ренат Хон, а в партии обольстительной куртизанки Эгины выступила заслуженная артиста Якутии Надежда Корякина. По признанию критиков, непримиримое противостояние двух воинствующих лидеров – Спартака Афанасьева и Красса Хона – стало главной движущей силой премьерного спектакля.
В дни премьер зрители открыли для себя и другие имена. Во втором представлении не менее успешно танцевали заслуженный артист Кубани, артист Краснодарского театра балета Юрия Григоровича Владимир Морозов (Спартак), заслуженная артистка России и Якутии Екатерина Тайшина (Фригия), Леонид Попов (Красс) и Динара Гасанбалаева (Эгина).
Немалую долю в успех внес и кордебалет, продемонстрировавший высочайшее мастерство. Роли гладиаторов, повстанцев, патрициев, мимов, пастухов и куртизанок исполнили артисты театра и студенты Якутского хореографического колледжа им. А. и Н. Посельских. Оркестр, справившийся с яркой и динамичной партитурой Хачатуряна, также удостоился хвалебных отзывов зрителей.
По окончании первого спектакля, прошедшего с триумфальным успехом, Юрий Григорович обратился к залу со словами признательности и благодарности. Он отметил, что труппа невероятно выросла. Молодого танцовщика С. Афанасьева маэстро выделил особо, назвав его «прекрасным артистом» и «замечательным Спартаком».
Третий балет Григоровича, поставленный на земле Олонхо, стал яркой кульминацией Года культуры в России. «Главное – зрители почувствовали необыкновенное чувство гордости за якутский балет и искреннюю радость от того, что премьера прошла на высочайшем уровне, – подвели итоги многодневной работы в театре. – Мы счастливы, что благодаря Юрию Григоровичу, поддержке властей республики и вдохновенному труду многих людей в нашем репертуаре теперь есть такой прекрасный спектакль – шедевр мирового балетного искусства».
Поделиться: