В этом видит цель своей работы талантливый преподаватель фортепиано из Комсомольска-на-Амуре. Смелый экспериментатор Ольга Петровна Баева - одна из тех, кто традиционную образовательную триаду «школа - училище - вуз» дополнила четвертым звеном: «детский сад».
Результаты раннего музыкального воспитания красноречивы: ученики Баевой с 7 лет становятся лауреатами региональных конкурсов, исполняя произведения старших классов ДМШ; в 8 лет играют Первый концерт Бетховена, в 11 – Первый концерт Рахманинова.
С именем Ольги Баевой читатели газеты «Играем с начала» встречались уже не раз. Своим «настоящим соратником и единомышленником» называет ее заслуженная артистка РФ, заведующая кафедрой специального фортепиано Дальневосточной государственной академии искусств, профессор Р.Е. Илюхина, у которой училась О.П. Баева (см.: «Быть музыкантом – большое счастье!», «Играем с начала», 2012, № 2). Высокую оценку ученикам Ольги Петровны - победителям III Открытого конкурса юных пианистов «Наследники традиций» им. В.Соболевского в Хабаровске - дает заслуженный работник культуры РФ, президент Благотворительного фонда им. В.Соболевского И.П. Соболевская (см.: «Наследники традиций», «Играем с начала», 2012, № 3). За профессиональные достижения О.П. Баева награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ. Ее имя включено во всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» (раздел «Преподаватели»). Она победитель II этапа V Всероссийского смотра-конкурса методических работ преподавателей учебных заведений культуры.
На летних каникулах мне представилась возможность лично познакомиться и побеседовать с О.П. Баевой в Находкинском музыкальном колледже, где проходила Летняя творческая школа для одаренных детей Приморья «Находка-2012». Ольгу Петровну пригласили провести мастер-классы и ознакомить слушателей со своими методическими работами, в том числе учебно-практическим пособием для дошкольников «Учусь, играя». Видеозаписи выступлений ее воспитанников из детского сада в возрасте от трех до шести лет, а также учащихся ДМШ ошеломили всех. Нашу беседу с О.П. Баевой я начала с вопроса, который хотел бы задать каждый из присутствовавших в зале.
- После просмотра видеоматериалов у всех сложилось впечатление, что вы работаете исключительно с одаренными детьми. Это действительно так?
- Этот «вопрос-упрек» я слышу постоянно. Конечно, большое счастье иметь в классе детей, способных и желающих заниматься музыкой. Такое общение, несомненно, обогащает и ученика, и учителя. В моей профессиональной жизни такие дети были. По окончании консерваторий они блестяще работают в высших, средних и начальных музыкальных учебных заведениях. К сожалению, профессиональные пики, особенно если вы работаете в провинции, не бывают системными. Последние 16 лет параллельно с преподаванием в ДМШ я работала в специализированном логопедическом детском саду Комсомольска-на-Амуре с детьми, не имеющими не только музыкальных данных, но с природными недостатками речи, - следовательно, с различными и зачастую серьезными нарушениями слуха.
- Значит, можно развивать музыкальные способности и у таких детей?
- Я убеждена, что все дети должны и могут развиваться с помощью музыки. Но для этого важно, во-первых, самому преподавателю хорошенько потрудиться, чтобы дать ребенку динамику в развитии, учитывая его индивидуальные особенности. Во-вторых, необходимо огромное желание родителя преодолевать трудности, системно работая с ребенком и доверяя преподавателю.
Занимаясь с детьми от трех лет, необходимо хорошо продумать программу «от простого к сложному». Ведь без художественно-образного манка (сказки, загадки, игры, театрализации) вряд ли возможен даже самый маленький результат. А учитель, начиная такое важное дело, должен владеть немалыми знаниями в области педагогики, психологии, философии, смежных искусств и даже математики.
- Расскажите о вашей методике дошкольного музыкального воспитания.
- Методика дошкольного музыкального воспитания родилась из опыта работы в детском саду. Она обобщает мой опыт работы с детьми от двух с половиной лет и старше. Весь дидактический материал я оформила в виде учебно-практического пособия, которое называется «Учусь, играя», где каждая страница – это игра.
Первое, с чего мы начинаем работу, это развитие слуховых и образных представлений. Я приглашаю детей в свой мир - мир музыки. И для меня очень важно, чтобы детям здесь понравилось. Показываю детям, что музыка – это наш окружающий мир, выраженный в звуках. Знакомлю со звуками разной высоты, регистрами, используя музыкальный материал звукоподражательного характера. Сопровождаю это текстами в стихотворной форме. Подбираю детские стихи, что-то сама сочиняю, привлекаю к сочинению родителей, бабушек и дедушек. Играем в кукольный театр, слушаем пьесы-портреты, поем детские песенки, театрализуем их. Параллельно с формированием слуховых и образных представлений развиваем зрительное внимание и координацию движений в музыкальной гимнастике. Ребенок учится ориентироваться в направлении линии по вертикали и горизонтали, находить сходство и различие в рисунках. Учим пальцы и учим цифры - арабские и римские - с помощью цвета. Дети быстро запоминают цвет, соответствующий каждой цифре. О каждой цифре и каждом пальце рассказываю стихами. Цвет и его взаимосвязь с музыкой – это такая интересная тема! Семь нот, семь цветов радуги.… Каждый цвет и каждый звук – это особая энергия.
Ориентироваться на клавиатуре детям помогает стихотворная «Сказка о дружбе», где названия нот зашифрованы в адресные слова. С помощью трех игр из пособия ребенок свободно ориентируется на клавиатуре. А можно героев этой сказки сделать из цветной массы для лепки и с помощью магнитов поместить персонажей на магнитную доску с нотным станом. Каждая нотка, таким образом, обретает объем, форму и цвет и лучше запоминается детьми. Очень много игр-упражнений в пособии представлено для приобретения навыка скорочтения в обоих ключах.
Организацией пианистического аппарата мы занимаемся с помощью гимнастики для рук «Птичий двор». Образы разных птиц помогают ребенку усваивать движения кисти, предплечья и плеча. Потом мне это очень помогает в работе за инструментом.
В триединстве знакомимся со знаками альтерации – бемолем, диезом, бекаром. Понятия о штрихах даю наглядно с помощью картинок и, конечно, все сопровождаю стихотворным текстом.
Перечисление всех видов игр и заданий, которые я включила в это пособие, можно продолжить. Но дело не в их количестве и не в принципиальной новизне. Главное, как это все сложить в стройную систему, чтобы ребенку было понятно и он не шел вслепую за учителем, а понимал, что и зачем он делает. Это ему помогает, это решает исполнительские задачи.
Можно просто листать страницы этого пособия и от простого к сложному заниматься развитием ребенка. А можно весь имеющийся иллюстративный материал разрезать и превратить в карточки и в таком виде с ним работать на уроках и дома. Это посильная задача и для родителя. Я написала там все; указала виды игр: там есть и процессуально-подражательные игры, сюжетные, традиционные игры, игры-упражнения и игры-развлечения. В каждой обозначена цель и правила – как работать с этим материалом, чтобы ребенок, познакомившись с ним, получил навык. Для музыкального оформления предложенных игр в пособии есть приложение с нотными текстами для учителя.
- Если ребенок выполнил все правила и освоил весь материал, изложенный в пособии, то какой результат вы получаете?
- По истечении этой работы ребенок должен легко справиться с пьесами из сборников Корольковой, Томпсона, Милича, начиная с трёх лет. Дети занимаются подбором музыки на слух, у многих появляется желание сочинять. И на этом этапе самое важное – помогать ему фантазировать, не «превращать ребёнка в ученика», а воспитывать музыканта. Дети занимаются подбором музыки на слух, некоторые из них начинают сочинять. Не все они пойдут в профессию – 2-3%, не более, и этого достаточно. А остальные будут работать в других областях. Но музыка для них останется творческим хобби, способом расслабиться или вдохновить себя на другую деятельность. Те, кто освоил пособие, получают навыки подбора на слух, чтения с листа, игры в ансамбле и сольного исполнения.
- Когда я слушаю игру ваших воспитанников, меня поражает осмысленность исполнения, хороший контакт, приспособленность к инструменту и свободное владение фортепианной техникой. Как вам удается этого добиться в работе с детьми дошкольного возраста?
- Сначала необходимо ребенку дать понимание, «о чем?» музыка, а затем «как?» ее играть. Решение вопроса «о чем» облегчает техническую задачу. Моя роль как преподавателя - обеспечить комфортность исполнения. Я смотрю на аппарат любого ребенка с высоты своего 40-летнего стажа, вижу, чем можно помочь в том или ином случае. Ну а воображение ребенка дорисовывает то, что надо сделать при помощи такого удобства. Специально технологией я не занимаюсь. Только в том случае, если ко мне попадают переводные дети с испорченным аппаратом. Тогда мне приходится объяснять, почему я прошу его сделать именно так, а не иначе. И ребенок идет за мной, понимая, что другого выхода у него нет.
И еще о звуке. Очень важно, чтобы ученик ощущал высоту звука на физическом уровне. Высота звука – это особая энергия. Чтобы ребенку объяснить самую маленькую песенку, он должен не только слышать звуки разной высоты, но и ощущать взаимодействие их. Это помогает динамизировать нотный текст изнутри, оживить музыку – вот что самое главное. Потом мы это понятие переносим на тембр и регистр.
Меня всегда поражало, как чувствуют энергию звука и тембра китайские учащиеся (мне довелось работать в Китае), насколько мощно они ощущают регистровую краску. При нашей национальной теплой интонации умение владеть тембрами способно оказывать неоценимую роль. И этим надо специально заниматься.
О.П. Баева является автором еще одного учебного пособия: «Блочная техника как метод освоения гамм». Изданное в 1994 году Краевым комитетом по культуре и искусству г. Хабаровска, это пособие было удостоено диплома II этапа V Всероссийского смотра-конкурса методических работ преподавателей учебных заведений. Пособие до сих пор не утратило своей актуальности и широко используется в учебной работе в регионе.
- Ольга Петровна, занимаетесь ли вы по этой системе с дошкольниками?
- Да, конечно. Сейчас у меня малыши 6-7 лет играют гаммы в терцию, сексту и дециму; арпеджио ломаные, короткие, длинные; шесть арпеджио от одной ноты; каденции - все это есть в их техническом комплексе.
- Какие задачи в развитии фортепианной техники решает освоение блочной техники и каковы ее преимущества?
- Самое главное, чтобы ребенок не тонул в наших инструктивных задачах и требованиях при изучении блочной техники, а понимал, что его ждет. Если он изучит эти формулы и усвоит их, то сможет справиться с текстом любого этюда за три-четыре урока. А иначе как вырастишь виртуоза с малолетства?
Следующий этап: при помощи элементов техники (аккордов, арпеджио, гамм и т.д.) научиться соединять, комбинировать связки и превращать их в маленькие сочинения. Пусть это сначала будут этюды. У меня дети, поиграв этюды Черни, Шитте, Лешгорна и другие на координацию движения, стали сочинять свои. А сейчас они перешли на гомофонно-гармонический склад. То есть благодаря блочной технике, которая решает инструктивные и творческие задачи одновременно, у ребенка появляется музыкальное пространство, в котором он может воплотить свои технические фантазии. А когда ребенок начинает сам что-то создавать, ему интересно работать и дальше.
Блочная система позволяет ученику приобрести устойчивые навыки и сокращает время на их освоение. После изучения параллельных тональностей я знакомлю детей со всеми техническими элементами в одноименном блоке. Учащиеся проходят блоки в такой последовательности: (C-G-F), (D-A-E-H), (B-Es-As-Des), Fis. Точно так же в трех аппликатурных блоках мы проходим арпеджио во всех тональностях. В результате на целое полугодие сократилось время освоения всех тональностей. Во втором полугодии появилась возможность заниматься связками всех технических элементов. Например: вверх играем мажор, вниз минор в любом виде. И наоборот. Так же с гаммами-интервалами: смешиваем арпеджио, аккорды, хроматическую гамму. Благодаря этой вариативности ребенок осваивает 6 длинных арпеджио (а может быть и 11) от одного звука в возрасте 6-7 лет, а не в старших классах школы. В системе заложен принцип ускорения и углубления познаний технических закономерностей. В результате освобождается время, которое используем для работы над художественным содержанием исполняемого произведения.
- Ваша методика дошкольного музыкального воспитания и блочная система дают поразительные результаты! Думаю, многие преподаватели и родители заинтересуются ими. Как можно познакомиться с вашими работами?
- К сожалению, пособие «Учусь, играя» до сих пор не издано. «Блочная техника как метод освоения гамм»» издавалась в 1994 году в Хабаровске и с тех пор больше не переиздавалась. Но нас с мужем – он тоже пианист - это не останавливает. Мы продолжаем заниматься исследовательской и методической работой. Для нас это важно и интересно. Конечно, хотелось бы, чтобы эти работы помогали и другим преподавателям. В Находке я знакомила слушателей с нашей совместной с Сергеем Васильевичем исследовательской работой «И.С. Бах. Двухголосные инвенции и симфонии (трехголосные инвенции)», в которой дан не только подробный анализ всех инвенций и симфоний, но и обобщен опыт авторитетных педагогов, исполнителей и музыкальных редакторов.
- Может быть, эта публикация поможет найти людей, заинтересованных в издании ваших пособий?
- Очень хочется надеяться на это.
- Большое вам спасибо за беседу!
Поделиться: