В советском музыкознании категория «содержание» долго пребывала в «замороженном» состоянии, в то время как связанные с ней области научного знания бурно развивались во множестве стран. В частности герменевтика, дававшая большую свободу догадкам о сюжетах и образах инструментальных произведений. В исследовании музыкальных эмоций инициативу держала психология. Потеснившая философию семиотика также «предложила» музыкознанию выработанные ею понятия: в результате односторонняя философская диада «содержание - форма» была заменена диадой «план содержания» – «план выражения».
Теория музыкального содержания заявила о себе сравнительно недавно - на рубеже XX – XXI веков, когда отечественные музыковеды дали четкое определение предмета. Содержание в музыке отныне берется как полноценная самостоятельная категория и наиболее кратко формулируется как «выразительно-смысловая сущность музыки». Это определение принадлежит В.Н. Холоповой - профессору Московской консерватории, заведующей кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов, автору программы-конспекта для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов «Теория музыкального содержания» (2009).
Как новое научное направление ТМС призвана уравновесить диспропорцию, возникшую между предметами композиционно-грамматического цикла и содержательно-смыслового порядка. «Подавляющее большинство учебных предметов говорит о технологическом устройстве музыкального произведения, о гармонических, полифонических, тематических, архитектонических и подобных средствах его организации. При этом недостает знаний о выразительном смысле музыки, о ее цели и функции в социуме», - отмечает В.Н. Холопова.
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств благодаря высокой степени обобщенности своего языка. Раскрытием в полной мере этого языка и занимается ТМС совместно с музыковедением, а также при помощи культурологии, искусствоведения, этики, эстетики, философии, лингвистики, литературоведения, психологии, семиотики и других гуманитарных дисциплин. Таким образом, ТМС активно развивает ведущую тенденцию всех современных образовательных систем – междисциплинарный синтез, способствуя созданию широкого и объемного взгляда на музыкальное искусство.
Подтверждая актуальность этой идеи, весной нынешнего года в Московской консерватории прошла научно-практическая конференция, посвященная 20-летию кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов, на которой значительное внимание было уделено теории музыкального содержания. По итогам конференции ее участники приняли резолюцию, в которой предложено активное внедрение теории музыкального содержания на всех ступенях музыкального образования.
С 1999 года Министерством культуры РФ в систему дополнительного образования как предмет по выбору был введен новый учебный курс «Музыкальное содержание», а в 2008 году он был утвержден как входящий в Госстандарт образования. В настоящее время «Теория музыкального содержания» изучается в качестве обязательного предмета в среднем и высшем звене музыкального образования.
В качестве новой педагогической модели нами разработана образовательная программа по предмету «Музыкальное содержание», работа над которой продолжалась с 2007 по 2011 год. В данной программе рассматриваются специфика преподавания, цели, задачи и способы изучения нового предмета в ДМШ, предлагаются подробно разработанные учебно-тематические планы по классам (на один и три года), раскрываются особенности использования инновационных технологий обучения. Программа предназначена для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ, ее также могут использовать преподаватели музыкальных, музыкально-педагогических, педагогических, культурно-просветительских училищ и колледжей.
Поделиться: