Предлагаемые материалы являются докладами, прозвучавшими на состоявшейся в начале июня в Казани X Общероссийской конференции НАИ. С первым из выбранных нами выступила заместитель директора Казанского музыкального колледжа по профориентационной работе Т.Ю. Иванова. Второй прочитал В.И. Романов - директор Детской музыкально-хоровой школы № 3 Ново-Савиновского района Казани, заслуженный учитель Республики Татарстан.
Всем известна поговорка «Музыкант – это не профессия, это призвание». Именно поэтому трудно быть музыкантом, но еще труднее быть педагогом в сфере музыкального образования. Научить профессии можно, а вот научить призванию - теоретически невозможно, но весь парадокс заключается в том, что мы этому все-таки учим. Сохранение и продолжение традиций волнуют всех, кто причастен к музыкальному образованию, и одной из важнейших является проблема преемственности начального и среднего музыкального профессионального образования, т.е. вопросы, связанные с взаимоотношениями музыкальных школ и колледжей.
На протяжении многих лет основной целью ДШИ было выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация. Учебные программы, сформированные и зарекомендовавшие себя на протяжении ХХ века, были направлены не столько на общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, сколько на овладение детьми профессиональных навыков, необходимых для поступления в средние специальные образовательные учреждения. В последнее время, перейдя в статус дополнительного образования, согласно закону РФ «Об образовании», Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность учреждений данной категории целиком была переориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. И это одна из причин утраты прочных связей школ и училища. Если раньше преподаватели школ приглашали на зачеты и экзамены представителей училища, чтобы услышать оценку своей работы и получить необходимые методические рекомендации, то сейчас у многих появилось чувство самодостаточности и уверенности в своем высоком профессионализме. В результате о своих, порой серьезных проблемах ребенок узнает лишь в ссузе или вообще не узнает. Замечу, что в тех школах, где работают преподаватели из училища, консерватории или педагоги поддерживают с ними контакт, исполнительский уровень значительно выше. Поэтому система кураторства и методического консультирования все-таки должна быть возвращена. Мы со своей стороны к этому готовы.
Излишней самоуверенности педагогов школ способствует и ничем не регламентируемое размножение различных конкурсов, где стараются всех обеспечить дипломами, значение которых обесценивается и перестает иметь тот смысл, ради чего они и нужны. Наглядный пример – недавно состоявшееся у нас прослушивание учащихся школ на стипендию мэра. Среди безусловных талантов были представлены и дети, выступление которых плохо соотносилось с внушительным списком их участия в конкурсах. Свой конкурсный план есть у Управления культуры, у Управления образования, у Министерства культуры, у методического кабинета, консерватории, даже у ССМШ. В результате о некоторых конкурсах педагоги узнают за месяц, а то и того меньше, и спешно «лепят» с ребенком программу выступления или исполняют одни и те же произведения - благо, что требования идентичны во всех конкурсах. И это тоже следует как-то упорядочить и привести в систему - как минимум, собрать информацию о них в единый реестр и довести до сведения учебных заведений в начале учебного года, а лучше конкурсы республиканского уровня объединить по всем ведомствам и повысить требования для участников.
Еще одной разобщающей причиной является стереотипность мышления, информационная неосведомленность многих преподавателей о современном музыкальном
Дети после 11 классов школы нередко выбирают профессию неосознанно, по желанию родителей или по тому, что считается престижным в их молодежной среде. Причем они могут четко не представлять, какие функции должен выполнять специалист выбранной ими профессии. В результате потом появляется разочарование и желание сменить профессию. После ссуза молодые люди уже более зрелые по мышлению и, выбирая ВУЗ, аргументируют свой выбор, не ориентируясь на друзей и родителей. Поэтому колледж нужно рассматривать как начальную ступень приобретения профессии. После него, кроме продолжения обучения в консерватории или другом профильном вузе, которое, безусловно, остается приоритетным, выпускники могут выбрать другие специальности. Такие, например, как звукорежиссура, музыкальная журналистика, организатор культурно-массовых мероприятий, менеджер по рекламе, продюсер, актер, режиссер, арт-менеджер, специалист по связям с общественностью, культуролог, психолог, социолог, искусствовед, театровед, режиссер эстрады, музыкального театра, шоу-программ, менеджер социально-культурной деятельности, постановщик культурно-массовых программ и другое. В любом случае диплом музыкального колледжа дает ребенку преимущество перед другими детьми, окончившими обычную школу.
Мы хотим сделать обучение в училище востребованным и престижным, и оно того заслуживает. Образование в училище 10-20 лет назад и сейчас – это две большие разницы. В настоящее время содержание курсов и перечень предметов значительно изменился и ориентирован на формирование творческой, гармонично-развитой личности, способной мыслить нестандартно, стремящейся к самовыражению. Сама наша система, основанная преимущественно на индивидуальном обучении, а не на лекционных занятиях, позволяет максимально раскрыть возможности каждого студента - у совершенно заурядных ребят нередко открываются скрытые таланты. А систематические выступления на сцене раскрепощают ребенка и формируют очень важное качество - умение держаться на публике. Маленькие группы развивают в детях коммуникативные навыки, необходимые в любой профессии. Постоянное же общение с прекрасным лучше любых слов воспитывает культуру и хороший вкус.
Казанский музыкальный колледж сегодня – это 9 отделений, охватывающих все музыкальные направления (академическое, народное, эстрадно-джазовое): фортепианное, струнное, теоретическое отделения, отделение духовых и ударных инструментов, народных инструментов, хорового дирижирования, академического, народного и эстрадно-джазового пения. Сама система обучения дает не только профессиональное музыкальное образование, но и возможность получить те навыки, которые на сегодняшний день востребованы у работодателей разных сфер. А именно: владение иностранным языком, компьютерными программами, умение работать в команде и при этом обладать лидерскими качествами, нацеленностью на высокий результат, коммуникативность, креативность мышления и способность к творческому решению задач. В любой профессии те, кто получил музыкальное образование, пользуются значительным авторитетом. Наконец, ежегодно изменяются формы и содержание образовательных программ в соответствии с требованием времени. Например, в настоящее время в курсе колледжа дети изучают «Музыкальную информатику», проводят интереснейшие авторские проекты; в курсе «Основы права» они изучают юридические законы, узнают о своих правах в самых разных вопросах; на предмете «Искусство общения и культура поведения» получают практические навыки в работе с официальными документами, в вопросах имиджа и делового стиля, этических норм общения и тонкостях психологии, эффективного поведения на рынке труда; «Композиция» и «Аранжировка» дают знания в области создания музыкальных произведений; «Бальные танцы» и «Сценическое движение» формируют чувство свободы движения; «Методика и практика музицирования» позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, а впоследствии применять его в своей педагогической практике. Даже курс математики выстроен так, чтобы подчинить познание математических законов законам искусства (курс так и называется «Математика и искусство»). Включение в практику новых методов образования, таких как тренинги, ролевые игры, кейсы, презентации, делают обучение интересным и сразу закрепляют полученные знания на практике. И еще: общение преподавателей и студентов не только в процессе уроков, но и в свободное время, в том числе с помощью интернета, позволяет педагогам быть для студентов друзьями, советчиками, помощниками.
Сегодня любая область требует «раскрутки», рекламы, в том числе и образование. Мы акцентировали на этом особое внимание. Рекламные ролики в транспорте, статьи в газетах и журналах, рекламные концерты в школах с последующим диалогом с родителями и выпускниками школы, выступления на телевидении и радио, ежедневная работа по развитию сайта колледжа, проведение в стенах колледжа мастер-классов известных музыкантов, открытых уроков педагогов, работающих по авторским программам, республиканских конкурсов учащихся и преподавателей, огромного количества концертов в самых разных заведениях, участие в различных программах и акциях, организованных Министерством культуры РТ, в том числе в совместном международном проекте с французским школьным симфоническим оркестром OLDA, участие студентов в таких крупных музыкальных проектах, как постановка КГК музыкальной комедии Дж.Файзи «Башмачки» и оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», наконец, грандиозный проект к 65-летию Победы, на который Министерством культуры РТ был выделен гранд в 1 миллион рублей для создания духового оркестра и проведения концертов в рамках празднования Дня Победы – все это вошло в программу пиар-компании нынешнего года. И это дало свои результаты: только на Дне открытых дверей количество детей уже соответствовало контрольным цифрам набора, при этом ежедневно приходят все новые абитуриенты. Среди желающих учиться не только выпускники школ, но и те, кто получает или уже получил высшее образование.
Что же можно предпринять в целях профориентации детей в музыкальной школе? Конечно, чтобы пойти куда-либо учиться, нужна существенная мотивация. Для одних это деньги, для других уютный кабинет и индивидуальный рабочий стол, для третьих - желание стать знаменитым. Но чаще всего дети выбирают профессию, потому что хотят быть похожими на кого-то. Хочу быть космонавтом, как Юрий Гагарин, хочу быть артистом, как Сергей Безруков, преподавать сольфеджио, как Светлана Петровна - почти всегда есть образцы для подражания, которые находятся в информационном поле детей. Учитель, прежде всего, сам должен позиционировать свою профессию, а для этого он должен ее любить. Настоящий педагог не только передает знания детям, но и умеет увлечь предметом. Именно поэтому поступаемость в ссуз – это существенный показатель его профессионализма и не может игнорироваться при аттестации преподавателей.
Серьезной мотивацией к работе и выбору профессии, конечно, являются деньги, но престиж профессии определяется не только зарплатой - он складывается из того, что мы сами думаем о себе, что о нас думают другие и что мы есть на самом деле. Чаще всего мы сами думаем о себе плохо. Зарплата низкая, дети бездарные, уроки однообразные, каждый год одно и то же и никаких перспектив. В результате – дети видят ежедневно неинтересного, скучного зануду, или, другая крайность, истеричного неврастеника. Вряд ли такой субъект может стать примером для подражания. Педагог должен быть образцом во всем, особенно в нашей сфере. Мы воспитываем вкус не только музыкой, но и всем своим видом – выражением лица, настроением, одеждой, прической, даже макияжем.
Еще один немаловажный факт – что и как преподается. Часто для детей учитель - это тот, кто заставляет заниматься тем, что никому не нужно. Например, классическую музыку они воспринимают как архаизм и не понимают, зачем им нужно знать таких «древних ископаемых», как Бах или Гайдн. Но те же композиторы, представленные в другом контексте, могут быть восприняты вполне естественно. Например, если предложить детям изучать музыку в виде музыкальных путешествий и совместно разработать различные маршруты «экскурсионных туров» по достопримечательностям стран, включая города, где родились знаменитые композиторы, то восприятие информации моментально начинает ассоциироваться с современностью.
В связи с этим следует продумать и обновить систему повышения квалификации учителей, наполнив ее новым содержанием, в котором будет изучение компьютерных технологий, практическое обучение использованию мультимедийного оборудования, освоение новых форм работы с учащимися, распространение опыта педагогов, работающих по авторским программам. Необходимо включать в курсы повышения квалификации темы по имиджу и стилю, тренинги по мотивации и самомотивации, ведь именно мотивация является одним из ключевых моментов в работе. Испытывая воодушевление от работы, вы целиком отдаетесь делу, демонстрируете самые ценные качества, даже не ощущая усталости, и только в таком состоянии можно увлечь своим делом, своим предметом других. Преподаватель - это не только профессия, но и определенная миссия: передавать культурное наследие прошлого новым поколениям, формировать будущий культурный генофонд страны, наконец, готовить себе достойную смену.
Поделиться: