Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.01.2013
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ПРОЕКТ

Опыт, способствующий объединению теоретического отдела с исполнительскими отделами, представляет московская ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна. Практическое преломление получила научная разработка МГК им. П.И. Чайковского – теория музыкального содержания, которая является уникальной российской музыковедческой инновацией, не имеющей аналогов в мире.

Современные продуктивные технологии, способствующие модернизации образовательного процесса, предусматривают использование инновационных методов в развитии компетентностных характеристик учащихся старших классов ДМШ и ДШИ. Некоторые методы обучения не являются новыми как в мировой практике, так и в нашей стране – например, они уже давно с успехом используются в общеобразовательной школе. К большому сожалению, в дополнительном предпрофессиональном музыкальном образовании они применяются крайне редко или не используются вообще. В нашем случае инновацией является их применение в цикле музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ – в частности, при изучении нового предмета «Музыкальное содержание».

С 2007 года предмет ведется по авторской образовательной программе для старших классов ДМШ и ДШИ (автор Журова Е.Б.). Программа участвовала в Московском открытом конкурсе проектов, исследований и технологий «Инновационное развитие художественного образования в интересах духовно-творческого преображения России» – «Балакиревский проект–2012» в номинации «Программно-методический проект» и получила диплом и специальный приз. В данной программе рассматриваются специфика преподавания, цели, задачи и способы изучения нового предмета «Музыкальное содержание», предлагаются подробно разработанные учебно-тематические планы по классам (на один и три года), раскрываются особенности использования инновационных педагогических технологий обучения.

С 1999 года предмет «Музыкальное содержание» рекомендован Министерством культуры РФ как предмет по выбору в старших классах ДМШ/ДШИ, а в 2008 году утвержден как госстандарт образования. Предметы музыкально-содержательного порядка соответствуют ведущим принципам современных образовательных систем – принципам междисциплинарности. При их помощи значительно расширяется роль предметов музыкально-теоретического цикла, развиваются межпредметные и метапредметные связи, а в итоге процесс восприятия музыкального искусства становится более осознанным и целостным. По материалам научных исследований на базе этих факторов у обучающихся развивается стойкая внутренняя мотивация к освоению классического музыкального наследия.

Предмет «Музыкальное содержание» основан на научной разработке МГК им. П.И. Чайковского – теории музыкального содержания, которая является уникальной российской музыковедческой инновацией, не имеющей аналогов в мире. Инициатором направления является профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов МГК им. П.И. Чайковского Холопова Валентина Николаевна. Предметы музыкально-содержательного порядка, выработанные в Московской консерватории, преподаются в целом около 20 лет.

При освоении нового предмета мы считаем целесообразным использование проектной деятельности, способной объединить большинство предметов школы. Как известно, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Основное предназначение метода состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Таким образом, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

При изучении предмета «Музыкальное содержание» данный метод может быть реализован в создании проектов по исследованию определенной эпохи, жизни и творчества музыкантов, трактовки одного и того же произведения разными исполнителями и во многом другом. Нами метод проектов был использован при подготовке к общешкольному проекту «Интерпретация», способствующему объединению теоретического отдела с исполнительскими отделами ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна. Следует подчеркнуть, что такому важному для исполнительской практики аспекту музыкальной педагогики не было уделено должного внимания ни в одной из существующих образовательных программ по теоретическим дисциплинам.

Каждый год в декабре ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна отмечает памятную дату - день рождения Николая Рубинштейна, и данное мероприятие было посвящено его памяти. В прошлом году у нас состоялась научно-практическая конференция - «Рубинштейновские чтения». Идеи конференции послужили концептуальной основой для проведения мероприятия в связи с тем, что Н.Г. Рубинштейн уделял большое значение правильному прочтению содержания музыкального произведения, советовал ученикам внимательно относиться к нотному тексту, говорил о существенных различиях нотного текста и музыкального. Возможности предмета «Музыкальное содержание» способствуют пониманию многовариантности содержания музыкального произведения, что позволяет даже начинающему музыканту высказывать свое видение, находить личностные смыслы и на базе этого строить собственную интерпретацию. Таким образом, все эти факторы явились основательной теоретической базой для изучения одной из важнейших тем нового предмета в ДМШ и ДШИ – это «Исполнительская интерпретация», где учащимся дается реальная возможность создать и обосновать свою, а также сделать сравнительный анализ чужой трактовки музыкального произведения.

Мы предложили необычный формат мероприятия в виде лекции-концерта, в обсуждении которого могли участвовать все присутствующие в зале (педагоги школы, родители, родственники и друзья учащихся). Целью проекта было предоставление возможности для интерактивного общения учащихся, позволяющего создать свободную межличностную коммуникацию. Задачей проекта явилось создание необходимых педагогических условий для дискуссии, обмена мнениями в аудитории. К ожидаемым результатам можно отнести формирование у учащихся осознанного отношения к собственной трактовке музыкального произведения, а также умение сравнивать трактовки других исполнителей. В проекте участвовали учащиеся теоретического отдела от 2 до 7 класса и даже выпускники школы, продолжающие музыкальное образование. Мероприятие проходило в виде дружеской беседы, предусматривающей создание в процессе общения обратной связи с залом (предполагалась небольшая самостоятельная подготовка учащихся разных классов).

В связи с тем, что проект назывался «Интерпретация», в самом начале детям было предложено вспомнить и дать определения интерпретации, трактовке, переложению, аранжировке, обработке, транскрипции, а после этого сравнить понятия и выяснить, какие похожи, а какие имеют существенные различия. Далее было предложено посмотреть и послушать шесть разных исполнений «Танца рыцарей» («Монтекки и Капулетти») С.Прокофьева. Перед просмотром и прослушиванием состоялся разговор о других произведениях Прокофьева, а также о других музыкальных произведениях на тот же шекспировский сюжет, авторами которых являются Беллини, Берлиоз, Гуно, Чайковский и Р.Дзандонаи. Вспомнили и современные версии трагедии: мюзиклы «Вестсайдская история» и «Ромео и Джульетта». Затем была дана краткая информация о жизни и творчестве Прокофьева, его своеобразном стиле, новаторском музыкальном языке, большое внимание было уделено и самому балету, и, конечно же, «Танцу рыцарей».

Наконец, были просмотрены видеофрагменты двух спектаклей (в постановках Р.Нуриева и Ю.Григоровича), тот же номер, но уже из американского фильма-балета «Ромео и Джульетта» Дж. Вернона. В четвертый раз пьеса прозвучала в исполнении школьного струнного ансамбля, в пятый - в переложении для фортепиано в 4 руки, а шестую версию «Танца рыцарей» предложил эстрадно-джазовый коллектив школы «Инкогнито». После этого состоялось общение учащихся, где они могли в свободном режиме высказывать свои мнении, доказывать свою точку зрения, дискутировать между собой. Ребята сами решили, что каждый вариант своеобразен и имеет право на существование. И абсолютно самостоятельно пришли к выводу о том, что повышенное внимание к деталям отличает профессионального музыканта от дилетанта. В конечном итоге подключились педагоги и родители, что создало живую, непринужденную атмосферу. Весь процесс общения был записан на видеоносители и может стать методической презентацией проекта «Интерпретация».

Автор:
Журова Е.

Поделиться:

Наверх