«Ольга Александровна, где вы берете таких талантливых детей?» - этим риторическим вопросом коллеги неизменно поздравляют заведующую фортепианным отделом московской ДМШ им. Л.Оборина О.А. Филатову с очередным успешным выступлением ее ученика на детском музыкальном смотре.
Какие же, действительно, способности и методы работы выделяют этого высокопрофессионального преподавателя в среде не менее опытных коллег? Прежде всего, пожалуй, то, что педагог с 40-летним стажем работы Ольга Александровна Филатова формировалась в традициях русской классической фортепианной школы и с системной последовательностью придерживается ее методов в своей практике, ориентируя учеников на высочайшие уровни музыкально-исполнительского искусства.
Но О.А. Филатову отличает и особый дар - распознавать и развивать, воспитывать таланты. У нее свое видение одаренных детей. Желание ребенка, иногда не всегда осознанное, выразить свое чувство даже в простенькой пьеске – первый и верный признак божьей искорки. Внутренняя потребность в самовыражении через музыку, наблюдаемое «притяжение» к инструменту, проявление резерва слуховых и артистических данных - тот небольшой список «примет», который подсказывает Филатовой, что ребенок открыт для музыкальных занятий. Особое место в критериях распознавания таланта занимает у Ольги Александровны способность ребенка терпеливо переносить трудности ежедневной напряженной работы.
С начинающими учениками О.А. Филатова приступает к занятиям исключительно деликатно, внимательно, аккуратно, даже осторожно. На первом этапе погружения в музыкальный мир она считает принципиально важным заинтересовать ребенка, сформировать у него уверенность в себе, убедить его, что ничего невозможного нет. Для достижения этой задачи Ольга Александровна тщательно подбирает первый правильный репертуар, соответствующий индивидуальным особенностям и характеру ребенка. И уже в начале обучения ждет от ученика, что он будет играть, как настоящий пианист – эмоционально, интересно для слушателя.
Не случайно О.А. Филатова уделяет огромное значение подготовке и участию учеников в музыкальных конкурсах. Для нее конкурс – не самоцель. Состязания, по ее мнению, способны качественно изменить музыкальное развитие ученика, ускорить его рост. Во-первых, повышается дисциплина учебного процесса - конкретные сроки конкурса мобилизуют и требуют полной концентрации при подготовке репертуара. Во-вторых, педагог и ученик получают возможность непредвзято оценить свои достижения и сравнить их с достижениями других участников конкурса, провести анализ собственного выступления, а при необходимости - скорректировать задачи и планы на будущее. В-третьих, на конкурсах максимально проявляются не только способности и таланты ученика, но и его «ресурсные зоны». В-четвертых, конкурс также способствует воспитанию морально-этических качеств: учит уважительно относиться к чужим успехам, адекватно оценивать свои способности, учит умению достойно выигрывать и достойно проигрывать, укрепляет волевые качества.
Неординарный педагог О.А. Филатова организовала открытую творческую площадку в рамках своего учебного класса. Атмосферу ее класса нельзя назвать исключительно академической – это центр притяжения для учеников и коллег, где ученики слушают друг друга, обмениваются мнениями, советами, начинающие общаются со старшеклассниками, а коллеги обращаются за рекомендациями и профессиональной помощью. Ольга Александровна регулярно проводит классные концерты, на которые всегда приходит много слушателей не только из числа родителей и коллег, но уже и поклонников ее учеников. Частыми и желанными участниками этих концертов бывают учащиеся других отделений школы, студенты музыкальных училищ и гости из Московской консерватории.
Педагог, хорошо понимающий детскую и подростковую психологию, О.А. Филатова отдельное внимание уделяет детям 10-12 лет: в этом возрасте у них появляется чувство ответственности, из-за чего нередко повышается нервозность перед экзаменами или концертными выступлениями. Однако сопутствующие этому этапу формирования личности проблемы никогда не становятся для Ольги Александровны непреодолимыми и тем более не приводят к конфликтным ситуациям. Ее ученики так же достойно представляют своего педагога и музыкальную школу всюду, где им приходится выступать - на международных конкурсах, на фестивалях в городах России, на престижных концертных площадках Москвы.
К вступлению в большое и требовательное сообщество музыкантов-профессионалов О.А. Филатова готовит своих учеников комплексно. Она убеждена, что в работе с учениками старших классов, нацеленных строить музыкальную карьеру, преподаватель должен фокусироваться как минимум на трех дополняющих друг друга аспектах:
- техническое совершенствование исполнительского аппарата с максимально возможным приближением к виртуозному исполнительству;
- обращение к масштабным произведениям, исполнение которых требует выносливости, развивая способность переносить эмоциональные и физические нагрузки,
- поиск индивидуального стиля исполнения.
Опираясь на общие принципы и методы классического музыкального воспитания, О.А. Филатова, тем не менее, считает, что даже самые удачные типовые педагогические схемы не срабатывают при отсутствии в программе обучения «индивидуальных настроек» для каждого конкретного ученика, что «конвейерная подготовка» не способна в полной мере раскрыть и развить юный талант. Не все ученики Ольги Александровны выбирают музыку своей профессией. Но для каждого, кто прошел через ее чуткие руки, музыка навсегда остается неотъемлемой частью жизни.
О.А. Филатова - обладает дипломом «Педагог-мастер» межрегиональной ассоциации «Классическое наследие», учрежденной Международной ассоциацией преподавателей фортепиано ЕРТА, дипломант и призер XV конкурса педагогического мастерства им. Я.В. Флиера, один из организаторов окружного фестиваля-смотра юных музыкантов СЗАО Москвы «Наши надежды» и Открытого окружного фестиваля-конкурса им. Л.Н. Оборина, инициатор присвоения московской ДМШ № 17 имени Льва Оборина.
Среди наград учеников О.А.Филатовой - многочисленные премии международных конкурсов во Франции, Испании, Италии, Литве, а также проводимых в России, в том числе в Москве, фестивалей-конкурсов различного статуса.
Поделиться: