В качестве одной из главных тем обсуждения была заявлена и такая: "Действующая модель региональной методической службы: опыт, проблемы, сценарии развития". Именно ей особое внимание уделила директор Методического центра по художественному образованию Свердловской области И.В. Соловьева. Ирина Васильевна выступила с докладом «Организация деятельности региональной методической службы на современном этапе», в котором систематизировала общую ситуацию в методическом сопровождении художественного образования и, как вариант, предложила выбор, сделанный в этой ситуации Свердловским областным методическим центром. В предельно кратком изложении, выступление И.В. Соловьевой было сосредоточено на следующем:
Какие структурные подразделения отраслевых государственных органов власти у нас имеются? - Государственные учреждения культуры, структурные подразделения органов местного самоуправления: отделы Управления культуры, специалисты-кураторы; структурные подразделения в учреждениях высшего профессионального образования сферы культуры и искусства; государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования с функциями УМО.
Схематически это можно изобразить как пересекающиеся и налагающиеся области, где акценты содержательной деятельности разные: кто-то позиционирует осуществление организационно-методической деятельности в сфере художественного образования, кто-то - организацию повышения квалификации и переподготовки кадров, кто-то - научно-методическое сопровождение образовательного процесса. Но общие точки соприкосновения есть.
Что касается всех этих моделей, то, по-моему, они и «подвязаны», и будут подвязываться под региональные отраслевые сценарии развития. К примеру, как это поставлено в Тюмени? Они создают региональный многоуровневый образовательный комплекс, в центре которого стоит Тюменская академия культуры и искусства и социальных технологий. В Тюменской области всего 16 школ, все они укрупнены до самого предела. С моей точки зрения, у них очень сложное положение по учебным планам. Представитель среднего профессионального образования – колледж, которому исполнилось 50 лет, вошел структурным подразделением в академию. И, собственно говоря, региональный методический кабинет ликвидировался, он стал структурным подразделением академии. Сейчас в планах Тюменской академии открыть другие структурные подразделения: например, консерваторию, институт дизайна и т.д. Таким образом, все образовательные уровни «схлопнутся» в один этакий монстр, который не сможет заниматься детально проблемами отдельно гитаристов или домристов.
Казанцы идут похожим путем, они пытаются создавать двухуровневые образовательные кластеры по подготовке специалистов. Вокруг Казанской консерватории аккумулируется музыкальное исполнительское искусство: ДШИ, СПО и высший уровень, а вокруг Института культуры – все остальные специальности в сфере культуры, в том числе и изобразительное искусство. Может быть, эта модель более жизнеспособна, здесь хотя бы нет такой «всеядности», а есть попытка сохранить профильность, к примеру, музыкального образования и выстроить его по вертикали в рамках одного образовательного комплекса.
Если говорить о нашем областном методическом центре, то мы считаем, что осуществляем организационно-методическую деятельность в сфере художественного образования со всеми признаками информационного центра. Потому что перед профессиональным сообществом внутри Свердловской области и вне ее мы, прежде всего, заявляем о себе через сайт. Разделы этого сайта содержательны, данные обновляются ежедневно. Сайт - это то мощное орудие, которое позволяет нам структурировать информационное поле, организовывать впоследствии медиа-анализы. Свердловская область обширна - проще получать информацию через сайт, нежели чем приехать к нам из некоторых районов. Мы и далее будем позиционировать себя как информационно-аналитический центр. Несколько лет назад по просьбе руководства у нас были разработаны две программы, которые позволяют организовывать мониторинг развития в течение четырех лет, и многие процессы можно отследить в динамике.
Современная ситуация предполагает изменение формата действий. Нужно позиционировать себя очень активно. Сейчас можно в этот процесс вмешаться и заявить еще и еще раз о необходимости пересмотреть статус региональных методических служб. Конечно, это требует от работников методических центров массы квалификации, универсальной компетентности: знания основ государственного и муниципального самоуправления, IT-технологий, менеджмента и маркетинга, умения написать пресс- и пост-релизы мероприятий. Поэтому позиция активного поиска новых ниш, при понимании, что другого пути нет, должна быть сформулирована и принята.
Поделиться: