Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.09.2006
СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК ЗА РОЯЛЕМ

В статье заместителя директора Московского методического кабинета Гудовой Елены Ивановны изложены основные идеи новой программы по фортепиано. Думается, что творческое использование в практике ее основных положений поможет преподавателям-пианистам в значительной мере оптимизировать учебный процесс*.

Среди почти 2000 московских педагогов-пианистов мы сможем назвать не столь уж многих, чья практическая деятельность прямо связана с воспитанием будущих профессионалов. Конечно, все они – исключительно талантливые люди, бесконечно преданные своему делу. Однако не последнюю роль в их творческой жизни сыграла Госпожа Удача в лице достойных их таланта учеников. А достойный ученик – это не только плод педагогических усилий, но и объективная природная данность. В практике же большинства преподавателей ученик, способный к будущей профессиональной музыкальной деятельности, - явление редкое. К тому же, сегодня даже такие ученики не торопятся связывать свою дальнейшую жизнь с музыкальной деятельностью: слишком непредсказуема ныне эта дорога, и нелегко молодому музыканту обеспечить себе достойный жизненный уровень.

Так что же заставляет нас верить в необходимость музыкально-педагогической деятельности? На чем основан неуничтожимый энтузиазм основной массы преподавателей? Вероятно, большинство ощущает себя не только людьми, обучающими детей игре на музыкальном инструменте, а и «миссионерами», в руках которых - судьба подрастающего поколения, и которые призваны сохранить и передать все лучшее из того, что включено в понятие «культура».

До недавнего времени только живая практика давала нам аргументы в пользу необходимости широкого внедрения художественного образования в жизнь каждого ребенка. Но, наконец, и наука – музыкальная психология – сказала свое веское слово «о пользе музыки» в самом широком воспитательном аспекте. Позволю себе процитировать фрагмент из замечательной книги Д.К.Кирнарской «Музыкальные способности», многие главы из которой были опубликованы в газете «Играем с начала»: «Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства музыки с тем, чтобы потом отделиться от нее. Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы: не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу. Древние китайцы считали музыку формулой мира, а в европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук. Музыку человечество никогда не отделяло от мышления, считая ее частью мышления и в некоторой степени его источником... Нет ничего правильней, чем в воспитании своих умственных сил припасть к музыкальному истоку... Научиться мыслить в звуках и затем перенести свое умение на другие сферы – это психологически органично, поскольку опирается на естественный ход эволюции».

Аргументов в пользу музыкальных занятий множество, не стану перечислять их все. Надо радоваться каждому ребенку, который приходит в музыкальную школу или школу искусств. Надо помочь ему приобщиться к богатейшему роднику мировой музыкальной культуры, создать условия для гармоничного развития и становления личности. Пусть знания, умения, навыки станут для него лишь средством на пути к «духовному овладению музыкой», а оно, в свою очередь, - средством для успешной реализации в любой профессиональной сфере. Это ли не самая ценная награда учителю музыки, не это ли является высшим результатом его педагогических усилий?

Всеобщая музыкальная грамотность и новая программа по фортепиано

«Всеобщая музыкальная грамотность». Этот девиз взят из монографии замечательного музыканта, методиста - Елены Петровны Макуренковой. Именно в этом направлении, на мой взгляд, и должна развиваться детская музыкальная педагогика. Конечно, это отнюдь не исключает задачи выявления детей, особо одаренных к музыкальному исполнительству, и не предполагает снижения требований к созданию профессиональной базы для их дальнейшего музыкального образования.

Идея всеобщей музыкальной грамотности творчески полноценно может быть претворена именно в таком типе образовательного учреждения, каким является современная детская школа искусств:

- Здесь на практике осуществляется комплексный подход к музыкальному развитию и обучению учащихся, т.е. понятие «образовательная программа» включает в себя набор учебных программ (по инструменту, сольфеджио, слушанию музыки, музицированию, музыкальной литературе, а наличие «предмета по выбору» активизирует индивидуальное проявление ребенка в процессе обучения).

- Здесь существует преемственность традиций обучения, сохраняется «академизм», необходимый для освоения любого вида искусства, а в практике конкретизировано понятие качества обучения.

- Здесь сохранился и даже пополняется, несмотря на объективные трудности, педагогический состав, способный гибко сочетать традиции и новации.

- Здесь (особенно в последнее десятилетие) найдены формы, обеспечивающие активную деятельность в художественной практике каждого учащегося, что позволяет удерживать его интерес к обучению;

- Здесь успешно реализуется преемственность в профессиональном обучении одаренных детей (школа – училище – вуз).

Готовность детской школы искусств откликнуться на социальный заказ общества, поставить в центр образовательного процесса интересы каждого ребенка, обеспечить ему самые широкие возможности для успешного овладения выбранным видом искусства предполагает особые требования к учебным программам.

В настоящее время в учебном процессе используется Программа по музыкальному инструменту (фортепиано), утвержденная и рекомендованная Министерством культуры СССР в 1988 году, которая, в свою очередь, сменила ранее действовавшую программу 1973 года. Обе в полной мере выполнили свои задачи, заложив методические основы обучения игре на фортепиано, сформулировав учебно-воспитательные цели предмета, предложив зарекомендовавшие себя формы и методы их реализации. Благодаря им в учебную практику было введено подкрепленное обширным и тщательно продуманным репертуарным списком понятие «программный академический комплекс», определен приблизительный уровень трудности произведений для каждого класса; предложены основные формы учета успеваемости, намечены художественные критерии музыкальной педагогики, которые выгодно отличают ДМШ и ДШИ от других учреждений дополнительного образования.

Педагоги со значительным стажем работы прекрасно знают все неоспоримые достоинства указанных программ. Тем не менее, практически все преподаватели-пианисты ощущают настоятельную потребность в их обновлении. Почему? Вероятно потому, что для детей, пришедших в музыкальную школу учиться играть на фортепиано с различными целями, имеющих различный возраст, обладающих различными музыкальными способностями, ныне действующие программы предлагают одинаковые формы и методы реализации задач обучения. Это обезличивает учебный процесс и не позволяет применить методы дифференцированного обучения на практике.

Новая программа, базируясь на достоинствах предыдущих, должна кардинально отличаться от них по целому ряду вопросов. Она направлена на реализацию задач, сформулированных «Концепцией художественного образования в Российской Федерации» в соответствии с требованиями настоящего времени и запросами современного общества. Основная цель обучения – формирование музыкальной культуры детей как неотъемлемой части их духовного развития, как важной составляющей повседневной жизни образованного человека. Цель обучения игре на фортепиано – сформировать у учащихся основы культуры музицирования в самом широком смысле этого слова и в том объеме, который продиктован их природными способностями. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:

- предоставить каждому ребенку успешное и полноценное художественное развитие, наиболее соответствующее его индивидуальным особенностям и склонностям;

- обеспечить равноправие элементов образовательной триады: обучения, воспитания, развития как основы гармоничного становления личности ученика;

- сформировать начальный уровень художественно-практической компетенции, который предполагает овладение определенным комплексом средств художественной выразительности музыкального искусства;

- обеспечить учащихся необходимым уровнем функциональной грамотности, выраженной в практическом владении инструментом на основе грамотных пианистических навыков, в понимании законов музыкальной речи, знании характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- воспитать и в практической деятельности закрепить у ребенка интерес и вкус к целенаправленной самостоятельной работе.

Новая программа считает принципиально обязательным прохождение всего «академического репертуарного комплекса» - полифонии, крупной формы, этюдов, разнообразных пьес, вне зависимости от тех целей обучения, которые ставит перед собой ученик. «Академический репертуарный комплекс» позволяет заложить основы художественной, технической и интеллектуальной культуры любого ученика на лучших образцах фортепианной литературы, способствует воспитанию хорошего вкуса, что сегодня особенно актуально. В репертуарной части новая программа следует традициям, в ней лишь значительно расширены репертуарные списки. Так, например, в разделе «Полифонические произведения» добавлена ансамблевая литература, что несколько облегчает освоение детьми этого сложного вида работы. С той же целью ансамблевые произведения внесены в раздел «Крупная форма». Раздел «Этюды» пополнился так называемыми «художественными этюдами» в дополнение к общепринятым инструктивным, что позволит учащимся развивать свою технику на привлекательном для них музыкальном материале. Традиционно обширный список пьес дополнен джазовой литературой, а также указаны сборники пьес, составленные или написанные за последнее время.

Обязательным атрибутом учебной практики остаются аттестационные мероприятия во всем разнообразии их форм, которые позволяют объективно оценивать успешность образовательного процесса. Но необходимость продемонстрировать результат своих занятий является для ребенка стимулом в работе лишь в том случае, когда форма промежуточной аттестации (академический зачет, академический концерт, переводной зачет, контрольный урок в различных форматах) психологически доступна ребенку. Новизна программыв использовании разных форм промежуточной аттестации для разных категорий учащихся. Вполне возможно более смело, творчески использовать такую форму промежуточной аттестации, как контрольный урок. Особенно в тех случаях, когда речь идет о сложных формах академической программы, таких как крупная форма и полифония. В программе последовательно воплощается принцип развивающего обучения, который допускает прохождение определенной части репертуара без детального разучивания. Это позволяет сохранить «живость» восприятия учебного материала ребенком, способствует расширению его кругозора, поддержанию интереса к занятиям.

Комплексный подход к развитию, воспитанию и обучению становится в программе одним из важнейших принципов. Полноценная учебно-воспитательная работа в классе фортепиано предполагает обязательное активное включение в работу с учениками различных форм музицирования (в данном контексте понятие «музицирование» трактуется более узко – как ансамблевое исполнительство). На определенном этапе музыкальных занятий ученика и при определенных условиях его развития именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления на различных аттестационных мероприятиях. Особо хочется добавить, что игра в ансамбле допускает игру по нотам. Это позволяет по-новому (или, наоборот, по «хорошо забытому старому») взглянуть на проблему игры наизусть, которая часто становится «камнем преткновения» даже в профессиональном исполнительстве. Не вдаваясь в историю вопроса, напомню, что публичное исполнение наизусть стало нормой лишь в последнем десятилетии XIX века. А попытки «легализовать» игру по нотам предпринимаются пианистами-профессионалами до сих пор. Причем среди этих пианистов - крупнейшие музыканты. Возможно, уже пришло то время, о котором говорил один из крупных российских методистов А. Щапов: «Пианисты частично вернутся к игре с раскрытыми нотами». Итак, новая программа допускает исполнение по нотам или «с раскрытыми нотами» (помимо произведений ансамблевого репертуара) наиболее трудных форм академической программы – произведений крупной формы, полифонических произведений. (Конечно, использовать эту возможность необходимо только для тех учащихся, у которых действительно существуют проблемы известного рода). Это – один из путей реального применения метода дифференцированного подхода к обучению в современной педагогической практике.

Новизна программы заключается также в ее структуре. Она состоит из нескольких элементов, соединение и варьирование которых поможет максимально индивидуализировать учебный процесс в зависимости от цели обучения, возраста и возможностей ученика, темпа его развития и других обстоятельств.

«5+2 (1)» - так структурно выглядит идея программы.

«5» - пятилетняя основа, «базовый» элемент программы, позволяющий полноценно освоить первый этап обучения. В течение пяти лет (от 7 до 12 лет или от 10 до 15) дети, вовлеченные в активную и посильную музыкальную деятельность (в наиболее благоприятный момент их жизненного становления!), могут осознанно и самостоятельно определиться с целями дальнейшего обучения. За эти годы вполне реально сформировать у ученика тот комплекс знаний, умений, навыков, который будет свидетельствовать о его функциональной грамотности и поможет ему в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в ценностях культурного пространства.

За это время можно с большой достоверностью выявить музыкальные перспективы ребенка, выбрать для него оптимальный вариант продолжения обучения («+2» – двухгодичный цикл).

Для создания оптимальных условий развития и обучения пятилетняя «базовая основа» предлагает 3 уровня трудности освоения учебного материала. Уровни обучения определяются после первого года и разнятся не только по уровню трудности исполняемых пьес:

- по соотношению в программе ученика «академического репертуарного комплекса» с другим репертуаром;

- по соотношению в практической деятельности ребенка сольного и ансамблевого исполнительства;

- по соотношению и преобладанию в ходе учебного процесса разных форм промежуточной аттестации;

- по различному объему и содержанию программ, представленных на переводные зачеты и т.д.

Если после пятилетнего пребывания в классе фортепиано ребенок захочет продолжить обучение на втором этапе (двухгодичный цикл, 6 - 7 классы), можно смело говорить об успешной деятельности его преподавателя, о грамотно выстроенной стратегии освоения базовой пятилетней основы.

________________

* Полная версия текста опубликована в издании Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре города Москвы «Педагогические чтения – 2004. Общее художественное образование: традиции и современность» (Москва, 2005 год).

Поделиться:

Наверх