Встретив своих учениц, воспитанниц педагога Д.А. Ерофеевой, из Праги, где одна из них, Ксения Скрипкина, стала лауреатом 3-й премии, а три других, Динара Ахмедзонова, Екатерина Черноок и Карина Юдина, – дипломантами Международного конкурса арфистов, школа окунулась в водоворот знаковых концертов и фестивалей.
ДАНЬ ПАМЯТИ
24 ноября в концертном зале школы состоялся вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Самуила Моисеевича Майкапара – композитора, на произведениях которого выросли поколения отечественных музыкантов. Концерт его памяти не был единичной акцией. В школе существует многолетняя традиция ежегодных концертов, связанных с юбилейными датами выдающихся композиторов. В прошлом году школа отметила юбилей Сергея Сергеевича Прокофьева, ранее – Александра Федоровича Гедике. «Юбилейные даты – прекрасный повод для ребят повысить свой исполнительский уровень и, при более глубоком осмыслении, почувствовать свою сопричастность творчеству великих музыкантов, – говорит ведущая концертов, руководитель теоретического отдела ДМШ Лариса Викторовна Ефимова. – Я стараюсь каждое произведение концерта связать с фактами биографии композиторов, тем самым обогащая восприятие учениками школьного репертуара. Так, исполнение «Поезда» из сюиты Прокофьева «Зимний костер» было предвосхищено рассказом о встрече композитора с поэтом С.Я. Маршаком, о причудливых ассоциациях двух гениев на тему путешествия в поезде по зимнему лесу. Прелюдия и фугетта Майкапара дали повод рассказать о любви композитора к аналогичным по жанру произведениям И.С. Баха, пьеса «Ночью у моря» перенесла слушателей в южный приморский город Херсон, на родину композитора, а «Драматический отрывок» позволил им пережить вместе с Майкапаром-ребенком историю, которая вызвала его первые слезы».
В ДВУХ ИПОСТАСЯХ
В ДМШ № 7 работают прекрасные преподаватели, среди которых есть композиторы и артисты. Благодаря творчеству двух замечательных музыкантов: пианистки Марины Ростиславовны Климовой и композитора Михаила Олеговича Малевича в этом ноябре состоялись концерты в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга и в Доме композиторов.
Около 10 лет работает в школе преподавателем теоретических дисциплин Михаил Олегович Малевич. Будучи сам лауреатом нескольких композиторских конкурсов, он воспитывает себе столь же успешную смену: начиная с 2014 года имена его учеников по классу композиции значатся в ежегодных списках лауреатов и дипломантов городских и международных конкурсов по сочинению музыки. Михаил Олегович много сочиняет для хора, в отдельную творческую главу можно выделить его хоровые духовные произведения. 26 ноября в честь 60-летия композитора в большом концертном зале Государственной академической капеллы Санкт- Петербурга был проведен концерт «Невский ангел». Название концерта определялось преобладанием в его программе духовных сочинений. Апофеозом вечера стало недавнее сочинение мастера «Господи, слава Тебе», исполненное сводным коллективом из пяти хоров и Молодежным оркестром Tempo primo. Среди участников этого масштабного действа был хор «Канто» из родной композитору ДМШ № 7, а за дирижерским пультом Молодежного оркестра стоял школьный коллега Михаила Малевича Александр Луцкий, преподаватель класса скрипки.
В Доме композиторов Санкт-Петербурга свой музыкальный «отчет» с успехом «сдала» яркая пианистка, лауреат международных конкурсов, руководитель фортепианного отдела школы Марина Ростиславовна Климова. Для истории ДМШ № 7 очень значим и показателен в плане преемственности поколений и традиций тот факт, что она когда-то окончила седьмую школу, потом, сразу же после завершения учебы в Санкт-Петербургской консерватории пришла сюда преподавать. В концерте, посвященном 20-летию творческой деятельности артистки и педагога, выступали бывшие и нынешние ученики Марины Ростиславовны, ее коллеги, много играла и она сама. В дуэте героини вечера с пианисткой Вероникой Голубевой прозвучала «Праздничная увертюра» Д.Д. Шостаковича. Творческому союзу пианисток уже 15 лет, и эти годы вместили в себя множество событий, включая концерты по России, гастроли за рубежом, сотрудничество с интереснейшими композиторами.
СВОЙ ВЗГЛЯД
Одним из премьерных событий Санкт-Петербурга стал фестиваль «Чайковский.spb.ru», организованный родившимся год назад Центром музыкальной культуры «Чайковский». Фестиваль, многоплановый по жанрам и формам проведения (классические концерты, джазовые интерпретации, поэтические чтения, выставки рисунков) и составу участников, поставил перед собой, согласно официальному заявлению организатора, «амбициозную задачу вернуть Чайковского Петербургу – городу, где самый исполняемый в мире композитор провел больше времени, чем в любом другом месте», «поднять интерес к фигуре гения, прежде всего, в молодежной среде». В благородную миссию организаторов фестиваля седьмая музыкальная школа внесла свою лепту: 25 ноября в одном из концертов фестиваля в числе лучших музыкальных коллективов детских музыкальных школ и школ искусств выступил ее ансамбль фаготистов.
Чайковский, как и все его современники, не писал для фагота, кроме разве что соло для фагота в его Четвертой и Шестой симфониях. Желание исполнять прекрасную музыку Петра Ильича заставляет фаготистов создавать переложения, а фестиваль как раз приветствует творческое новаторство – синтез академических традиций и экспериментального подхода, новые аранжировки и трактовки классики. Фаготисты ДМШ № 7 представили на суд публики такие хрестоматийные фортепианные сочинения Чайковского, как «Утреннее размышление» и «Баба Яга» из Деского альбома, а также его хоровое произведение «Гимн в честь Кирилла и Мефодия».
Ансамбль фаготистов – уникальный коллектив, у которого, возможно, нет аналогов в нашей стране, и духовики ДМШ № 7 всегда нарасхват. Искусство девяти питерских мальчишек интересует музыкантов из других городов. Сейчас, отыграв на фестивале, фаготисты едут на московский конкурс по приглашению знаменитого фаготиста, профессора Московской консерватории Валерия Попова.
В чем секрет успеха школьного ансамбля? Прежде всего, в личности Александра Герасимовича Радзевича. Как говорит о нем директор ДМШ № 7 Альберт Сергеевич Яцевич: «Это исключительно яркий, талантливый преподаватель. Фагот стал поистине его жизнью, и любовь к этому инструменту, далекому от фееричности скрипки или космизма фортепиано, но имеющему свои уникальные возможности, Александру Радзевичу удалось передать и собственным детям, и ученикам (один из его сыновей играет на фаготе в оркестре Мариинского театра, другой – в оркестре Михайловского театра)».
ТЕ, КОМУ ТЫ НУЖЕН
Долгие годы ученики и преподаватели ДМШ № 7 поддерживают тесные связи со специальной коррекционной общеобразовательной школой-интернатом № 9 Калининского района Санкт-Петербурга, и не просто приходят к обучающимся в ней больным ребятишкам с концертами и подарками. В интернате уже шестой год на постоянной основе работает преподаватель седьмой школы, пианист Владимир Семенович Истомин-Кастровский. Он учит воспитанников интерната игре на фортепиано, учит слушать и слышать музыку.
В ноябре интернат № 9 отмечал 60-летие со дня образования. В торжестве, на которое собрались как нынешние ученики интерната, так и его выпускники разных лет, многие из которых могут с гордостью сказать: «Мы состоялись в этой жизни», среди прочих приняли участие маленькие артисты из ДМШ № 7 (пианистка Софья Галлегос, балалаечник Яша Лев, кларнетист Миша Серебряков) и преподаватель Марина Ростиславовна Климова в качестве аккомпаниатора.
Впереди – новое совместное мероприятие ДМШ и интерната – концерт к Международному женскому дню 8 Марта, на котором будут играть ученики обеих школ.
Ты нужен… Счастлив тот, кто может сказать это себе. Детям из подшефного интерната уже не обойтись без учителя Истомина-Кастровского и без концертов, на которые нужно выйти, преодолев себя, и таким образом подняться на ступеньку вверх, чтобы вслед за предшественниками повторить: «Мы состоялись в этой жизни».
На фото: Ансамбль фаготистов ДМШ № 7, Санкт-Петербург
Поделиться: