Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.08.2016
«ЭКСПОЗИЦИЯ XXI»
На протяжении пяти лет в Нижегородской консерватории существует традиция – ежегодно проводить смотр новых сочинений

…Два дня консерватория жила ультрасовременной музыкой – самому «старому из новых» произведений на фестивале «Экспозиция XXI» исполнилось пять лет. «Слово «экспозиция» предполагает показ, и мы стараемся дать наиболее объективную палитру молодой музыки России и не только, – рассказывает организатор и художественный руководитель фестиваля С. Попов. – Число 21 для нас символично. На концертах звучит двадцать одно сочинение двадцати одного композитора XXI века, также переживающего на данный момент свою «экспозицию»».

На фестивале традиционны встречи с авторами. Уже во второй раз в нем участвовал молодой музыкант из Санкт-Петербурга, скрипач, председатель Молодежного отделения Союза композиторов РФ (МолОта) А. Зобнин. Темой встречи стали тенденции музыкального развития Северной столицы. «Как и везде, заметен серьезный конфликт советской системы образования и устремлений молодого поколения, – рассказывает А. Зобнин. – Петербург – город, который изначально подозрительно относится ко всем новациям, поэтому процесс взаимодействия «нового» и «старого» здесь более болезненный. Какими бы новыми ни были идеи композитора, они оказываются связаны с прошлым и обязательно весьма убедительно структурированы».

Тему импровизации – с непривычной стороны – раскрыл композитор, преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории В. Горлинский. В его представлении импровизация – это не только спонтанное музицирование, но и некое эмоциональное состояние, которое может передаваться от одного участника к другому. В. Горлинский поделился опытом работы с хореографом О. Цветковой (современный танец). В тандеме они изучали особенности этого явления – способность импровизировать в рамках одного настроения, испытывая влияние окружающей среды на процесс музицирования.

Музыка сегодняшнего в полном смысле слова дня была представлена на фестивале многогранно. В отборочном туре участвовали 142 сочинения 82 композиторов из городов России, Белоруссии, Украины, Эстонии, Франции: жюри отобрало 19 наиболее показательных – от демократичной лёгкой музыки до звукового эксперимента и концептуальных опусов.

Как ни парадоксально, но композиторы до сих пор способны удивлять инструментальными составами. Прозвучали, например, сочинения, написанные для струнно-духовых секстетов (которым даже требуется дирижер) или для классического струнного квартета с баяном. А некоторые авторы, следуя барочной традиции, и вовсе ограничиваются ремаркой «для любого состава». Другая очевидная тенденция в том, что молодые композиторы все реже обращаются к народным и ударным инструментам. Однако несколько произведений были представлены и для такого состава, в том числе композиция для вибрафона «Подо льдом» И. Карпикова (Киров).

В современном звуковом контексте обрела своих любителей и стихомузыка, очень напоминающая литературные опыты футуристов. По сути – это музыкальные сочинения, которые слагаются не из музыкальных звуков, а из речевых, но написаны по музыкальным законам. Необычные фонемообразования Б. Эрнстмана нашли свое музыкальное продолжение в угловатых мелодиях причудливого диалога малой домры (Т. Королева) и фортепиано (О. Воробьева) в сочинении «Рахмев над ламером беспутно» М. Бабинцева (Москва).

Очевидные эксперименты на пятом фестивале заняли на удивление малую часть концертной программы. В основном они были связаны с поиском новых средств выразительности при создании звуковых картин. Яркое именно в звуковом смысле впечатление оставила композиция Melting («Таяние») А. Мокану (Киев) для кларнета, гитары, скрипки и фортепиано. Словно таяние ледников получило свое музыкальное воплощение: от еле слышимого гула движения ледяной глыбы (глиссандо, флажолеты скрипки, игра смычком по струнам гитары) и появления трещины (звуки препарированного фортепиано) до ее полного разлома. И вдруг – затишье, и слышится только тихое «гуляние» ветра (эоловы звуки кларнета). 

Среди авторов мультимедийных композиций появились новые имена. Музыка к мультфильму «Ночная жизнь» Е. Жаровой (Ногинск) близка к звуковому эксперименту поиском необычных звукоподражаний ночной жизни фауны при помощи электроакустических звуков.

Н. Попов (Москва), частый гость Нижегородской консерватории, представил новое сочинение Espace a la S для скрипки, электроники и видео и заставил задуматься над его названием. Дословный перевод может означать «пространство, подобное S», где S – нечто зашифрованное. Видеоряд, сопровождающий партии скрипки и электроники, создал вокруг солистки (А. Богдановой) красную рамку. Это дало право расшифровать S как геометрическую единицу площади. Но композитор рассказал, что «S. – это Salvatore Sciarrino. Название сочинения можно перевести как "Пространство Шаррино"».

«Экспозиция XXI» широко представляет актуальные направления в академической музыке, но не только это входит в задачи фестиваля. «Воспитание композитора, исполнителя и слушателя – одна из главных наших целей, – говорит С. Попов. – Композитор, как известно, развивается намного активнее, когда он слышит исполнение своей музыки. В свою очередь музыканты-инструменталисты учатся играть современную музыку. Общаясь с композиторами, они легче входят в часто непривычный для себя музыкальный язык, где нередко есть место и нетрадиционной работе с музыкальным».

На фото Сергей Попов

Поделиться:

Наверх