АРХИВ
31.10.2018
ВЕСЕЛОЕ БЕЗУМИЕ НА УРАЛЕ
Фестиваль «Безумные дни» прошел в Екатеринбурге в четвертый раз – теперь под девизом «К новым берегам». В программе – десятки концертов длительностью до часа по низким ценам на соседних площадках в режиме нон­стоп, так что за три дня можно было накопить музыкальных впечатлений на несколько месяцев вперед.

О неутомимом Рене Мартене и его фестивале мне впервые довелось услышать в 2007 году от Дмитрия Лисса, художественного руководителя и главного дирижера Уральского академического филармонического оркестра (УАФО): «В этом сезоне мы участвовали в огромном фестивале La Folle Journee («Безумный день») в Нанте, в Бильбао и в Токио. Его возглавляет французский продюсер Рене Мартен. Главное условие фестиваля – одновременность: несколько залов не более чем в пяти минутах ходьбы друг от друга, где с девяти утра до глубокого вечера непрерывно происходят концерты, вскоре после одного начинается другой. Программы часовые, заполняемость практически абсолютная. В Нанте через него проходит двести тысяч слушателей! В Токио – семьсот. На этот раз фестиваль назывался «Гармония мира» и был посвящен национальным школам рубежа XIX-XX веков: Яначек, Рахманинов, Сибелиус, Форе и так далее. Тема следующего – «Шуберт и его современники». При таком количестве публики вполне естественно, что там хорошо продаются записи музыки, которая звучит на фестивале, это десятки тысяч экземпляров».

Разговор происходил после успешного выступления УАФО на II фестивале симфонических оркестров мира в Москве. С тех пор коллектив стал постоянным участником La Folle Journee, и о фестивальных успехах УАФО мы читали практически каждый год, даже не мечтая о том, что «Безумный день» может состояться и в России. Оказывается, может, если за дело берется Рене Мартен. С 1979 года он возглавляет Центр по реализации и изучению музыкальных направлений в Нанте, в 1981-м создал Международный фортепианный фестиваль в Ля Рок д’Антероне, с 1988-го отвечал за проведение фестиваля Святослава Рихтера в Турени и был консультантом «Декабрьских вечеров» в ГМИИ. Позже положил начало еще нескольким фестивалям и концертным циклам, а в 1995 году в Нанте впервые провел «Безумный день», который с тех пор охватил также Испанию, Японию, Польшу и с 2015 года – Россию. Сегодня, по словам Мартена, он организует более 1500 концертов в год.

Важно, что Мартен, клонируя свой фестиваль, не отдает его на откуп местным институциям - курирует лично. У Свердловской филармонии – большой опыт проведения крупных международных форумов, именно поэтому возможно ее партнерство с Мартеном, который сам придумывает тему, составляет программу и на месте следит за ее воплощением. Первые «Безумные дни» в Екатеринбурге посвящались «Страстям земным и небесным», вторые – образам природы в музыке, темой третьих стали «Ритмы мира», четвертые звали «К новым берегам». Как объяснил перед концертом-открытием Мартен, под этим названием объединялись сочинения, созданные в эмиграции, ссылке или долгой отлучке. Дотошные журналисты допытывались, не связан ли подобный выбор темы с расхожим «пора валить», но маэстро, по-видимому, просто не понял их, уточнив, что тема следующего года будет противоположной: «Путевые заметки», то есть музыка, написанная в дороге или в отъезде.

Немного о жанровой палитре: на фестивале можно услышать симфонические и камерные оркестры, ансамбли старинной музыки, романсы и песни из кино, клезмерскую и цыганскую музыку, танго, фламенко, хоровое пение, фортепианные и камерные сочинения, а также многое другое. Концерты проходили одновременно на восьми площадках, из которых два филармонических зала находились под одной крышей, остальные – в шаговой доступности. Среди исполнителей – пианисты Лукас Генюшас, Андрей Коробейников, Юрий Фаворин, скрипачи Айлен Притчин, Елена Корженевич, виолончелист и дирижер Александр Рудин, камерные оркестры Musica Viva, La Primavera, B-A-C-H, Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением Энхэ и базовый коллектив фестиваля – УАФО с Дмитрием Лиссом. И это не считая многих других российских и зарубежных музыкантов, пока не слишком у нас известных, но не менее достойных.

Из трех дней фестиваля мне довелось провести в Екатеринбурге лишь один, однако для первого знакомства с «Безумными днями» и это немало. Во-первых, лучше один раз увидеть: о том, как проходят «Дни», мы знаем давно, и тем не менее стоит самому прочувствовать эту атмосферу, целый день переходя с одного концерта на другой. Во-вторых, на первых же концертах понимаешь, как важна просветительская составляющая форума: невооруженным глазом видно, что большинство посетителей не относится к постоянной филармонической аудитории, хотя есть и она. И даже если многих приводит сюда дешевизна билетов вкупе с любопытством, есть надежда на то, что эти слушатели вернутся еще и еще. В-третьих, само по себе жанровое разнообразие, помноженное на непрерывность, весьма привлекательно: легко представить, что части публики психологически проще сходить на несколько коротких концертов в выходной с утра или днем, нежели выбраться на вечерний концерт в двух отделениях, где и билет дороже.

Демократичные цены и концертные программы подразумевают и демократичное качество: в фестивале участвовало свыше 600 музыкантов из 10 стран, и одинаково высокого уровня ожидать от всех невозможно. Эту неоднородность наглядно показал один из первых же концертов, где с казанским камерным оркестром La Primavera выступил скрипач Айлен Притчин. Притчин – музыкант международного класса: победитель крупнейших конкурсов, выпустил уже три диска на «Мелодии», дает сольные концерты как за рубежом, так и по всей России (об одном из них – см. «Играем с начала», 2017, № 12), неоднократно принимал участие в Зальцбургском фестивале. Притчин старается не эксплуатировать расхожий скрипичный репертуар, при любой возможности играя всяческие редкости; тем удивительнее было услышать в его исполнении «Цыганские напевы» и «Кармен-фантазию» Сарасате, «Цыганку» Равеля и «Испанский танец» де Фальи.

Как и подобает артисту его класса, даже набор популярных хитов Притчин сыграл со всей серьезностью, вкладываясь в «Цыганские напевы» не меньше, чем обычно в концерты Прокофьева или Берга. К сожалению, совсем другой уровень игры продемонстрировал оркестр La Primavera, который мне довелось слышать впервые. Коллектив дает до 90 концертов в год, выступая вдвое, а то и втрое чаще большинства камерных оркестров России; основу его репертуара составляют популярная классика, миниатюры, оркестровые обработки эстрадных песен и джазовых композиций. Казалось бы, подобная программа у музыкантов должна отскакивать от смычков, однако откровенная фальшь началась уже в переложенном для струнного оркестра Квинтете Боккерини и слышалась то здесь, то там. Разве что в «Цыганке», требующей некоторой «отвязности», подобная манера игры была отчасти кстати; хочется надеяться, что Мендельсон днем позже у оркестра звучал лучше.

 

Затем можно было послушать фламенко, ансамбль «Мадригал», Генюшаса с Первым концертом Шопена, квартет блокфлейт или сочинения Стравинского в исполнении французского трио «Мессиан» с примкнувшим к нему кларнетистом Рафаэлем Севэром. Он открыл программу редкими Тремя пьесами для кларнета соло, следом сыграли «Итальянскую сюиту», где виолончелист Володя ван Кёйлен явно перебарщивал с романтическим нажимом, а вот финальная сюита из «Сказки о солдате» была великолепна. Фаворитом следующего часа стал бельгийский ансамбль барочной музыки Ricercar Consort под руководством потрясающего гамбиста Филиппа Пьерло. После – бегом в Большой зал, где оркестр Musica Viva, едва отыграв изысканную алябьевскую программу, готовился играть Бетховена. Со всей тонкостью камерного музицирования были исполнены увертюра «Кориолан» и Четвертый фортепианный концерт, открывший еще одно новое имя – замечательного пианиста Жонаса Вито, ученика знаменитой Брижит Анжерер, в свою очередь учившейся у Станислава Нейгауза.

Казалось бы, мы привыкли к высокому качеству игры УАФО, и тем не менее ему удалось удивить. «Итальянское каприччио» Чайковского в дневном концерте под управлением Энхэ звучало со всей новизной открытия и с такой самоотдачей, словно это не родной для оркестра зал, но престижная европейская площадка, налагавшая тройную ответственность. А вот пианистка Мари-Анж Гучи, охарактеризованная в буклете как вундеркинд, впечатлила меньше – в Третьем концерте Прокофьева она лишь «озвучивала» текст, не добавляя ничего от себя, а затем и разошлась пару раз с оркестром, и здесь оставшимся главным героем. Нечего и говорить про последний концерт дня, где за пульт УАФО встал Дмитрий Лисс, а Концерт Дворжака сыграл виолончелист Виктор Жюльен-Лаферрьер, победитель Конкурса им. королевы Елизаветы в Брюсселе (2017). Абсолютный хит прозвучал на удивление свежо, а финальный дуэт солиста с концертмейстером оркестра оказался отдельным маленьким шедевром, от которого буквально пела душа.

Это лишь часть первого фестивального дня, а впереди оставались еще два, где можно было послушать Гречанинова, Черепнина, Боккерини и Мартину в программах Musica Viva, Хиндемита в исполнении Фаворина и Генюшаса, новое сочинение «Исход» Ольги Викторовой под управлением Лисса и многое, многое другое. Воистину безумные дни!..

На снимках: Ансамбль Ricercar Consort; Р. Мартен; А. Рудин и оркестр Musica Viva

Поделиться:

Наверх